ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ

Основное меню

Меню о Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

В дружбе с писателями

В дружбе с писателями

Восстановления своего района моргаушцы дождались через четыре с половиной года, но и после этого они целый год жили без газеты. Она начала выходить в 1965 г. с новым названием — «рейтеру ялавё» (Знамя победы). О первых шагах обновленной газеты рассказывает в своих воспоминаниях ее редактор 1965—1967 гг. В.Т. Смирнов:

«Работая секретарем райкома партии в Моргаушском, Ядринском, Сундырском районах, отдавал делу все свое умение и упорство. В 1965 г. меня из Ядрина перевели в Моргауши и после встречи с С.М. Ислюковым утвердили в должности редактора районной газеты.

В формировании редакционного и типографского коллектива особых трудностей не было, людей я знал хорошо. Что касается состава редакции, работники райкома порекомендовали ряд кандидатур. Нам только оставалось отобрать из них самых способных. И все они на другой же день приступили к исполнению своих обязанностей. Так что возобновление выпуска газеты не стало для нас особо трудным делом. Все сотрудники оказались людьми, подготовленными и работу свою, выполняли с желанием. Заведующие отделом А.П. Петров, А.П. Оньков и П.П. Павлов, ответственный секретарь И.Д. Иванов и литсотрудник И.П. Лебедев отличались добросовестностью и активностью.

В дружбе с писателями-001

По поводу названия газеты могу сказать следующее. Еще до роспуска района за высокие производственные показатели район пять раз получал переходящее Красное знамя. Я сообщил об этих фактах и о мнении райкома в соответствующие республиканские органы, и мы получили согласие на издание газеты с названием «Сёнтеру ялавё» (Знамя победы)».

Теперь районная газета выходила на четырех страницах трижды в неделю — по вторникам, четвергам и субботам. Главное, она была содержательной, интересной для многих читателей. Тираж в сравнении с «Колхозник сасси» вырос в четыре раза. Предпочтение в новой газете, как и прежде, отдавалась вопросам сельскохозяйственного производства, показу работы лучших людей и коллективов, деятельности партийных организаций. Журналисты искали живые, доходчивые формы подачи материалов. Если сравнить стиль, язык с тем, что было, то сразу видно существенное различие. «(Цептеру ялавё» подкупала читателя не только ясностью, живостью изложения, но спокойно-семейным, вежливо-деликатным тоном. В какой-то степени эта особенность была связана с тем, что новая районка намного чаще стала печатать очерки, зарисовки, фельетоны, стихи и рассказы, а также выступления деятелей литературы, культуры и искусства.

В дружбе с писателями-002

Журналистов редакции, ее общественных корреспондентов вдохновляло, помогало в работе творческое наследие и пример талантливых земляков. В «Сёнтеру ялавё» печатались песни выдающихся композиторов республики Ф. Лукина, Г. Хирбю на слова В. Урдаша, А. Алги. На «Литературных страницах» нередко соседствовали стихотворения уже известных поэтов и местных стихотворцев.

Пропаганда и творчество.

Газета взяла на вооружение и пропаганду творчества деятелей литературы, особенно уроженцев своего района. Так, она опубликовала две статьи — «Писатель-воин» и «Он остается вместе с нами» — видного литератора и журналиста М. Юрьева о жизни и творчестве молодого, но необычайно одаренного писателя Ктра Мишши (М. Кудрявцева-Ильина). О первых же его рассказах народный писатель Чувашии С. Эльгер писал, что в них присутствует дыхание времени и пламя сердца автора. Его рассказы часто печатались в чувашских журналах, газетах и тепло принимались читателями. У него были большие творческие планы, но сбыться им не было суждено: писатель погиб в кровавой схватке с фашистскими оккупантами.

Газета опубликовала и статью, посвященную 60-летию К. Пайраша — известного в республике хирурга, тоже участника Отечественной войны, любимого многими читателями писателя. Анализируя его рассказы и пьесы, автор отмечает, что успех творчества прозаика зиждется на тесной связи его произведений с жизнью родного народа. С интересом знакомились моргаушцы и с материалом о ветеране ВОВ, выдающемся композиторе Ф. Васильеве, авторе широко известных в народе опер «Шывармань», «Хамарьял», балетов «Сарпике», «Ардури», ораторий, симфоний, произведений камерно-вокальной лирики и т.д.

В дружбе с писателями-003

Редакция «Сёнтеру ялавё» имела прочную дружбу со многими писателями республики. На ее страницах печатались отрывки из поэмы П. Хузангая «Дом в Горках», стихи и поэмы, рассказы и повести Ю. Петрова, И. Григорьева, А. Лазаревой, А. Эсхеля, А. Николаева, Д. Гордеева, М. Юхмы, Л. Маяксем, В. Станьяла и др. Постоянное сотрудничество с видными литераторами республики позволяло редакции поддерживать большой интерес жителей района к своей газете, а также вовлекать писателей в учебу общественных авторов, селькоров, чему в «Сёнтеру ялавё» придавали большое значение. О том можно судить, в частности, по воспоминаниям Д. В. Гордеева, редактировавшего Моргаушскую райгазету с 1970 по 1974 гг.

Собрания и совещания редакции.

«Собирали селькоров и рабкоров посреди недели в свободный от выпуска газеты день. Темы занятий определяли заранее и извещали о них в газете. Для выступления приглашали именитых, уважаемых в республике журналистов и литераторов из Чебоксар. Занятия посещали люди разных возрастов — от ветеранов войны и труда до учащихся школ. На занятиях обсуждали, анализировали отдельные материалы, намечали более важные темы выступлений на ближайший период. Работа школы приносила нам немалую пользу. От селькоров редакция получала более ста материалов в месяц. На третьем республиканском съезде селькоров и рабкоров, состоявшемся в 1973 г. в Доме политпросвещения в Чебоксарах, секретарь обкома КПСС И.П. Прокопьев оценил работу нашей школы как достойную для применения другими редакциями».

В дружбе с писателями-004

Редакция «Сёнтеру ялавё» поощряла на литературное творчество начинающих авторов. Они дебютировали в жанрах, родственных с художественной литературой, — публиковали зарисовки, очерки, юмористические и сатирические заметки, фельетоны. С каким одобрением отнеслись к новой рубрике «Творчество читателей» жители района, можно судить по тому, как часто она появлялась в газете. В первый же год «Сёнтеру ялавё» опубликовала: рассказ А. Медведева «У него такая душа», юмористические стихи Г. Янгая «Активист» и «Где ты, любимая?», стихотворную подборку Г. Белянина, В. Тивлет, Н. Карая, А. Захарова, песню И. Степанова на слова Г. Кузнецова, 14 октября — рас-сказ Г. Янгая, стихи А. Авдеева и Д. Вершкова. Некоторые авторы этой рубрики со временем становились профессиональными литераторами.

Так, в январе 1966 г. в газете появилась сказка для детей «Топор, пила и нож». Представляя читателям автора М. Авдеева — учителя Чемеевской восьмилетней школы — редакция напомнила, что он уже неоднократно выступал в районной газете с очерками, рассказами и стихотворениями. В 70-е гг. М. Авдеев принял приглашение редакции и много лет работал заведующим отделом писем.

В дружбе с писателями-005

Еще один пример. В одном из июньских номеров 1974 г. «Сёнтеру ялавё» поместила статью, посвященную творчеству своего активнейшего автора Г. Янгая, чьи зарисовки, очерки, стихотворения, острые сатирические заметки, фельетоны печатались в районной газете с давних пор. Особо ярко проявился его талант в юмористических и сатирических жанрах. В статье отмечается, что он хорошо знает жизнь и нетерпим к ее негативным проявлениям. Разного рода отрицательных типов он поражает сатирическим огнем. Его фельетоны один за другим публикуются в журнале «Капкан», в нем напечатано более 70 его произведений.

В дружбе с писателями-006