ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню





Меню о Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Пристань на Волге

Пристань.

Большую роль в экономике города играла пристань. Она делилась на участки, которые сдавались с торгов в аренду пароходным компаниям (с 1890-х гг. результаты торгов утверждал министр МВД). В 1868 г. образовано 5 участков с дебаркадерами, каждый около 80 м в длину. В конце XIX в. три из них имели замощенные подъезды. В 1905 г. количество участков увеличилось до семи. Пароходные компании являлись самыми крупными плательщиками в городской бюджет, например, в 1916 г. внесли 8 тыс. руб.

Таблица 3

Обороты пристани г. Чебоксары во 2-й половине XIX — начале XX вв.

 

Погружено и отправлено

Принято и разгружено

Год

Количество

судов/плотов

Вес груза, пуд.

Стоимость груза, руб.

Количество

судов/плотов

Вес груза, пуд.

Стоимость груза, руб.

1861

227

1 163 000

389 000

—-

1881

71/51

1 031 043

779 028

----

1900

570

1 843 394

1 018 202

407/89

1 587 027

296 736

1902

2 576 000

1 741 000

1 718 000

490 000

С пристани отправлялись разные грузы, но она сохраняла хлебную и лесную специализацию. Хлеб поступал из Чебоксарского, Козьмодемьянского, Ядринского и частично Цивильского уездов в города Верхневолжья. В 1865 г. его удельный вес среди всех грузов составил 88,2%, в 1871 г. — 95,3%, в 1882 г. — 61,1%. В конце 1880-х гг. Чебоксары занимали второе место (26,6%) среди пристаней Чебоксарского уезда по объемам отправки хлеба, в 1909 г. — первое (52,1%). Лес и лесоматериалы отправлялись в низовые города. П.Е. Ефремов продавал лес со своих лесных дач в Кост­ромской губернии, другие лесопромышленники (С.И. Хлебников, К.А. Удорин, И.А. Федотов и др.) покупали его у казны делянками с торгов. Фран­цузский предприниматель Ж.К. Шевалье арендовал у города два береговых участка под склад дубовой клепки, закупаемой для отправки во Фран­цию.

Лес-кругляк сплавлялся плотами, лесоматериал — на баржах и белянах (деревянных плоскодонных барках грузоподъемностью до 300 тыс. пу­дов, рассчитанных на один рейс). Местные лесопромышленники строили беляны в Чебоксарах и д. Голодяихе (при ней действовала лесная при­стань, с которой в начале XX в. отправлялось свыше 400 тыс. пудов леса и дров), а также на верфи Е.Л. Баринова в Звениговском Затоне. Так, в 1894—1895 гг. купец П.Е. Ефремов построил в Чебоксарах беляну 30 саж. в длину, мещанин А.С. Покровский — баржу в 15 саж., в 1901 г. Д.Я. Марке­лов — в 46 саж. Известно, что С.И. Хлебников владел 14 баржами общей грузоподъемностью 28,2 тыс. т, П.Е. Ефремов и братья Макарычевы — не­сколькими судами грузоподъемностью 1—2,5 тыс. т. А.П. Астраханцев уже в 1870-е гг. имел буксирные пароходы, доставлявшие баржи с хлебом до Рыбинска.