ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню



Меню о Чувашии



  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Ремесленники и ремесленные артели

Ремесленники и ремесленные артели.

Появление таких специальностей, как кирпичники и каменщики, говорит о том, что в Чебоксарах в этот период стали распространяться каменные постройки, хотя строительство из дерева преобладало. Малое количество мастеров отмечено в мукомольном ремесле. Это неудивительно, так как большинство мельниц располагалось в уезде и на них в основном работали чувашские крестьяне. В самом городе имелись две казенные мельницы. Также ведомости показывают незначительное количество ремесленников среди гребенщиков. Большая часть товаров подобного рода (гребни, заколки, зеркала) изготавливалась в центральном регионе и появлялась в городе благодаря купцам, привозившим их с Макарьевской ярмарки и других мест. К 1740 году количество ремесленных специальностей и мастеров увеличилось, что наглядно свидетельствует о повышении экономического значения городского ремесла.

С принятием в 1797 году «Ремесленного положения» в городах стали проводиться мероприятия по образованию цехов, члены которых получали «режим наибольшего благоприятствования». Согласно положению, цехи (управы) должны были создаваться при наличии более чем пяти мастеров каждой специальности. По результатам сбора оказалось, что в Чебоксарах могут быть открыты цехи только по шести специальностям: столярной, кузнечной, каменной, скорняжной, кожевенной и плотничной. В образованных цехах выбирали управных старшин и по два старшинных товарища, которые затем утверждались в Чебоксарском магистрате. В каждом из цехов заводилось три книги: на мастеров, подмастерьев, учеников. От ремесленников выбирался глава. В 1797 году первым главой стал Иван Визгин, которому в здании магистрата выделили стол, ящики с ключами для хранения документов, шкаф.

Ремесленники и ремесленные артели-001

Реальное количество ремесленников в городе не соответствовало ведомостям о цеховых, так как они значились не только в числе цеховых, но и среди посадских людей. Так, в 1723 году по 15 специальностям работало 111 взрослых мастеров из посадских людей. В 1775 году 90 душ мужского пола из посадских людей занимались 12 видами ремесел.

В целом, оценивая движение численности цеховых, заметим, что с последней четверти XVIII века в Чебоксарах наблюдалась явная тенденция к сокращению количества цеховых. На наш взгляд, основная причина подобного уменьшения заключается в том, что, во-первых, развивалось мануфактурное производство, во-вторых, в 1775 году образовано сословие мещан, куда и были записаны многие цеховые. Сословие цеховых обладало большой степенью социальной мобильности. Члены цехов часто уходили в торговлю и соответственно записывались в купечество. Нельзя также не учитывать то обстоятельство, что значительное число ремесленников предпочитали изготавливать изделия не под контролем цеховых старшин, а заниматься ремеслом свободно.

Ремесленники и ремесленные артели-002

Сравнения ремесла в городе и селе.

Городские и сельские ремесленные производства имели много общего. Разница состояла лишь в том, что город сосредоточивал более сложные виды ремесел и более широкий их набор. Кроме того, городское ремесло было ориентировано на продажу, тогда как сельские ремесленники в основном работали по заказу. Документы сообщают о выезде чебоксарских ремесленников в сельские местности для продажи своих изделий. Немало скорняков, овчинников, сыромятников, портных, сапожников, рукавичников, красильщиков и ремесленников других специальностей выезжало в деревни из Чебоксар. В период христианизации нерусского населения Поволжья городские ремесленники, главным образом столяры, плотники, иконописцы, часто приезжали работать в сельскую местность. Имел место и обратный процесс. В 1760 году крестьянин села Порецкого И.Д. Столярев делал иконостас в Чебоксарской соборной церкви. В 1767 году чебоксарский цеховой Н. Терентьев нанялся к крестьянам села Порецкого С. Никитину и И. Пивоварову заготовить лес (4000 бревен) в дачах Кокшайского уезда. Работавшие в чувашских деревнях русские ремесленники оказывали положительное воздействие на чувашей и марийцев, передавая им более совершенные и сложные навыки в ремеслах.

Ремесленники и ремесленные артели-003

В XVIII веке в Чебоксарах значительное развитие получили отхожие промыслы. На это указывают и материалы анкеты Шляхетского корпуса. Воеводская канцелярия, заполняя пункты анкеты, ответила, что «некоторые посадские люди в недостатке имеют пропитание, ходя на судах у разных обывателей по Волге реке». Многие из тех, что уходили на отхожие заработки, занимались бурлацким промыслом. В Чебоксарах весной открывался бурлацкий базар, где артели бурлаков нанимались на работу к местным и иногородним судовладельцам. По архивным документам выясняется, что в Чебоксарах для перевозки торговых грузов ежегодно нанимались в бурлаки от 1,5 до 2 тысяч человек. Конечно, большую часть бурлаков составляли крестьяне, но и посадских людей среди них было немало. Так, в 1752 году из всех бурлаков, нанятых для перевозки купеческих товаров, 24,5% составляли чувашские крестьяне, 6,3% — русские крестьяне Чебоксарского и Кокшайского уездов, 18,6% — чебоксарские посадские люди и цеховые, 50,6% — по большей части русские крестьяне и частично посадские люди верхневолжских городов. Таким же был состав бурлаков и в 1753 году. В 1758 году на соляное судно казанского купца Л.A. Морготева нанялись 40 чебоксарских посадских людей и цеховых.

Ремесленники и ремесленные артели-004