ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню



Меню о Чувашии



  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Торговля, бытовое обслуживание

Торговля, бытовое обслуживание.

Значительно расширилась сеть магазинов государственной и кооперативной торговли. В 1970-х гг. состоялось открытие новых торговых центров на улицах Эльгера, Мичмана Павлова, Хузангая, новых колхозных рынков в Северо-западном и Новоюжном районах. Увеличилось число специализированных магазинов, таких как «Ювелирный», «Автолюбитель», «Океан», «Охотник», «Ткани», «Богатырь», «Обувь», «Посудохозяйственный», «Уют», «Чебоксарец», «Электротовары», «Детские товары», магазин для новобрачных и др. В 1980 г. принял первых посетителей Дом торговли, где разместились универмаг, гастроном, ресторан, столовая, магазин кулинарных изделий. Всего в 1985 г. в Чебоксарах насчитывалось 452 предприятия розничной торговли. Торговая площадь магазинов в расчете на 1000 чел. городского населения составляла 145 кв. м, или 74,5% от норматива; к началу 1991 г. данный показатель возрос до 163 кв. м. В августе 1986 г. открылся торговый комплекс «Шупашкар» с крытым рынком, ставший одним из самых крупных предприятий на рынке розничной торговли города.

С конца 1980-х гг. в Чебоксарах стали появляться фирменные магазины. Первыми по этому пути пошли хлебобулочные предприятия города: в 1989 г. свои двери открыли магазины «Хлеб» (от хлебозавода № 1), «Каравай» (от хлебозавода № 2), «Скар» (от хлебокомбината). В 1990 г. открылись магазины «Антей», филиал «Электроники», «Орбита» и его филиал, статус фирменного приобрел магазин «Ювелирный».

Хотя объем продажи продовольственных и промышленных товаров значительно вырос, но многие товары являлись дефицитными. По многочисленным спискам и очередям продавались мебель, холодильники, электроприборы, автомобили, телевизоры и т.д. В недостаточном количестве на прилавках имелись овощи и фрукты. В мае 1976 г. в городе был введен так называемый предварительный заказ на мясо из-за его нехватки для свободной продажи. В последующие годы список продуктов, реализуемых населению по прописке и фиксированной норме, пополнился колбасными, винно-водочными, кондитерскими, крупяными изделиями, маслом. Среди населения для этих листочков с названиями дефицитных товаров утвердилось название «талоны».

Особенно обострилась ситуация во 2-й половине 1980-х — нач. 1990-х гг. В связи с тем, что городу выдавались незначительные фонды товаров повышенного спроса, за «дефицитом» (мебель, сложная бытовая техника, обувь и др.) выстраивались огромные очереди, в которых несколько раз в день устраивались переклички. Появилась новая категория населения, в силу разных причин имевшая возможность скупать необходимые товары. Очень часто такие товары через некоторое время появлялись на Южном рынке, но по ценам, намного превышающими государственные.

С целью обеспечения горожан необходимыми продовольственными и промышленными товарами горисполкомом в 1990 г. был составлен список из 39 наименований товаров, которые продавались по прописке Чувашской АССР, и 43 вида товаров, продававшихся только чебоксарцам. В конце октября 1990 г. введена нормированная торговля (т.е. по талонам), когда нормы отпускаемого в одни руки товара варьировалась по месяцам в зависимости от наличия товарных ресурсов. Первыми товарами, вошедшими в список, стали молоко (2 л в месяц одному покупателю), сметана (500 г), сыр (300 г), масло животное (250 г) и растительное (300 г), маргарин (250 г), яйца (10 шт.), крупа (1 кг), макароны (500 г), мука (2 кг), чай (100 г), кондитерские (200 г) и табачные (2 пачки) изделия. В начале 1991 г. по талонам продавалось 20 наименований продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса115. На сложно-технические товары по рекомендации депутатов горсовета были узаконены записи по очередям, организованные инициативными группами. Подобная торговля по талонам и спискам (с прикреплением жителей к определенным магазинам для отоваривания талонов), через распределение по предприятиям и учреждениям была распространена в годы перестройки повсеместно, на всей территории огромной страны. Люди в очередях стояли часами, товары брались штурмом, дефицитные товары длительного пользования продавались при помощи милиции; стражи порядка вызывались и в тех случаях, когда люди, стоявшие в очереди, не хотели расходиться, мешая закрытию магазинов.

Не полностью обеспечивали потребности горожан в продуктах питания предприятия пищевой промышленности, хотя их мощности в рассматриваемый период значительно выросли. Среди них мясокомбинат, производивший за смену до 100 т мяса и 20 т колбасных изделий 70 наименований; гормолокозавод мощностью 135 т молочных изделий, 6 т масла и 3,5 т творога в смену; маслосырбаза, выпускавшая за смену 3 т плавленых сыров и 3 т мороженого; хлебопекарня мощностью 180 т хлебобулочных изделий в смену; кондитерская фабрика, предлагавшая в год 14 тыс. т «сладких» изделий; пивоваренный завод. Многие продовольственные товары вовсе не производились в столице, в том числе: майонез, соки, галетные сорта печенья, диетические консервы, сухая горчица и др. В расчете на одного горожанина в год потреблялось мяса 59,8% от нормы, рыбы и молочных продуктов — 75%, овощей — 34,9%, а фруктов и ягод — менее полови¬ны117. В избытке потреблялись картофель, хлеб, хлебобулочные и макаронные изделия.

Важным источником пополнения продовольственного фонда являлись коллективные сады и огороды граждан. На 1 января 1989 г. в городе имелось 121 коллективное садоводческое товарищество, объединявшее более 39 тыс. членов; под коллективные сады было занято 1,8 тыс. га земли. Кроме того, следует отметить, что 27 предприятий и организаций города имели подсобные хозяйства, за которыми закреплено 5,5 тыс. га общей земельной площади, в том числе 4,3 тыс. га сельхозугодий, 3,5 тыс. га паш¬ни118. Распространенной практикой было заключение предприятиями города договоров с колхозами и совхозами по производству мяса. В 1989—1990 гг. на развитие подсобных хозяйств и выполнение программы «Город — село» промышленными предприятиями и организациями города было направлено 13,5 млн руб. ПО «ЧЗПТ», ПО «Электроприбор», ПЭО «Чувашэнерго», приборостроительный завод приняли на свой баланс ряд совхозов республики. В итоге к началу 1991 г. за подсобными хозяйствами предприятий и организаций города закреплено уже 21,8 тыс. га сельхозугодий. В 1990 г. этими подсобными хозяйствами произведено 1 260 т мяса, 2 980 т молока, 4 940 т картофеля, 650 т овощей. Еще 1 300 т мяса дополнительно закуплено для заводских столовых и получено на основе кооперации с селом. 56 предприятий города заключили договоры сотрудничества со 118 колхозами и совхозами республики на сумму более 31,1 млн руб.119 Не-смотря на все принимаемые меры, продовольственное обеспечение города в начале 1990-х гг. крайне обострилось.

Расширилась сеть столовых, кафе, чайных, закусочных. В 1985 г. в столице насчитывалось 388 предприятий общественного питания, или в 2,1 раза больше, чем в 1965 г. Больше всего их имелось в учебных заведениях, на предприятиях промышленности, строительства, транспорта. Популярностью у населения пользовались рестораны «Чувашия», «Россия», «Центральный», «Московский», «Эгер», «ДИС», кафе «Театральное», кафе национальных блюд «Волжанка». В 1985 г. в расчете на 1000 чел. городского населения имелось 15 мест в общедоступных предприятиях общественного питания, или 53% от норматива. Нехватка площадей и узкий ассортимент блюд пытались преодолеть за счет приготовления комплексных обедов, организации работы предприятий общепита методом самообслуживания. В середине 1980-х гг. удельный вес продажи товаров по методу самообслуживания в общем товарообороте превысил в Чебоксарах 50%.

В 1963 г. бытовое обслуживание выделено в самостоятельную отрасль. В 1960—1970-х гг. вступили в строй действующих Дом мод мощностью 1,2 млн руб. услуг в год, фабрика химчистки одежды, предприятия по ремонту бытовой техники и радиотелевизионной аппаратуры, фабрика по ремонту и пошиву обуви, Дом быта в Новоюжном районе, десятки ателье по пошиву и ремонту одежды, бани, прачечные, парикмахерские, прокатные пункты. Всего в 1985 г. бытовым обслуживанием населения занимались 20 специализированных предприятий, 210 ателье, цехов, мастерских и прокатных пунктов, в которых трудилось свыше 4,3 тыс. чел. Работники службы быта оказывали населению 550 различных видов услуг. Объем реализации бытовых услуг в расчете на одного жителя вырос с 25 руб. в 1970г. до 39 руб. в 1985 г. Обеспеченность городского населения местами в гостиницах составляла всего лишь 30% от нормы, банями — 54%, парикмахерскими — 71%. Не удовлетворялись потребности населения в ремонте и пошиве обуви и одежды, ремонте бытовых приборов, машин, жилья, прокате предметов. Медленно еще развивались такие прогрессивные формы обслуживания населения, как прием и выдача заказов на дом, на работе, по телефону, абонементное срочное выполнение заказов, самообслуживание.

Во 2-й половине 1980-х гг., несмотря на появление сотен новых видов услуг, осложнилась обстановка по обеспечению населения всеми видами платных услуг, в том числе бытовых. Об этом, например, свидетельствуют следующие расчеты горисполкома за 1990 г. При рациональном нормативе потребления платных услуг населением по Чувашской ССР в расчете на одного жителя их должно было бы приходиться на 536 руб., в 1990 г. реально оказано услуг на 262 руб., или всего на 48,8%. Особенно неудовлетворительно обстояли дела по обеспечению населения услугами предприятий связи (24,9%), учреждений физической культуры и спорта (15,3%), туризма и экскурсий (49,5%), учреждений санитарно-курортного типа (12,4%), сберегательных касс (46,6%), хозрасчетных учреждений здравоохранения (20,3%). По ряду видов услуг (ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, принадлежащих гражданам; ремонт мебели; услуги прачечных, химчистка и крашение; ремонт и строительство квартир по заказам населения; услуги парикмахерских и прокатных пунктов) удовлетворение от рациональных нормативов составило в 1990 г. лишь от 10 до 55%.