ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню



Меню о Чувашии



Города Чувашии

Научное наследие Каховского

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

В.Ф. КАХОВСКИЙ И ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Краснова Л.А. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

В.Ф. КАХОВСКИЙ И ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

История распорядилась так, что на протяжении уже нескольких веков Чувашский край является частью многонациональной России. Для любого народа (и для чувашского народа в том числе) всегда была и остается задача сохранения себя как этнического целого. Важнейшим средством решения задачи во все времена была сфера образования.

Сегодня перед Чувашской Республикой, как и перед каждым субъектом РФ, стоит проблема развития национального образования в целом и школьного в частности.

На данный момент в науке пока нет устоявшегося общепринятого определения национального образования. Признавая неоднозначность существующих подходов к определению этого понятия, отметим принципиальные положения, которые отражают наше понимание школьного национального образования.

1.       Школьное национальное образование — это часть общероссийского государственного школьного образования, призванная сохранять, развивать общероссийскую культуру, обеспечивать целостность и единство страны на основе культурного многообразия и диалога национальностей.

2.       Целью школьного национального образования является личность школьника, способная к этнокультурной и этноязыковой самоидентификации.

3.       Задачей школьного национального образования является обеспечение сохранения и воспроизводства этического своеобразия культуры народа и ее интеграции в общероссийскую культуру для создания целостного культурного пространства как единства многообразия.

4.       Содержание школьного национального образования включает этнокультурный (этнический) компонент содержания школьного образования, состоящий из истории, языка и культуры народа.

Осознавая достаточную условность понятия школьного национального образования, тем не менее, подчеркнем злободневность проблемы ориентации школы на формирование этнической идентичности школьника, обусловленную интеграционными процессами, происходящими в мировом образовательном пространстве, которые актуализируют вопросы дифференциации образования с учетом этнических и религиозных особенностей.

Изучение школьниками истории и культуры родного края является основой этнического компонента содержания школьного обучения. Включение элементов национально-регионального компонента в школьное обучение способствует полноценному усвоению, закреплению, проявлению и трансляции опыта национальной культуры в сознание школьника, формированию у него национального самосознания.

Важнейшей задачей национального образования становится разработка школьных учебников этнической направленности, воссоздающих историю и культуру родного края в контексте с прогнозом и задачами развития страны, построенных на основе достижений исторической и педагогической наук, учитывающих особенности подростковой и юношеской психологии, включающих современный методический аппарат и позволяющих придать учебному процессу вид специфической исторической и культурной реальности. Встреча школьников с такими учебниками означала бы не только воссоздание национальной истории и культуры, но и позволила бы определить границы личностного места в пространстве национальной и российской культуры, дать позитивные импульсы в поиске ответов на многие вопросы современности.

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что на сегодняшний день в Чувашии нет достаточно четкой структуры школьного национального образования. В то же время, в истории Чувашии есть поучительный пример, когда в 50—60-е гг. XX в. была предпринята попытка создать единое пространство школьного национального образования, когда выходили в свет учебные пособия В.Ф. Каховского для школы. Заметим также, что, к сожалению, в 60—80-е гг. XX в. должного понимания проблем школьного национального образования не наблюдалось.

Василий Филиппович Каховский, прежде всего, является ярчайшей фигурой в чувашской археологической науке. Он также вошел в историю педагогической науки как создатель учебных пособий по истории и культуре родного края для школьников.

Ценность В.Ф. Каховского для школьного национального образования состоит в том, что он, как ученый и как личность, видел необходимость этнического образования, сумел привлечь единомышленников к разработке учебных пособий в республике и тем самым взял на себя ответственность за содержание школьного национального образования.

Безусловной заслугой В.Ф. Каховского является то, что в созданных им учебных пособиях по истории и культуре родного края для школы нашло отражение понимание ученым глубинной гуманистической сущности национального, его конструктивной перспективности и необходимости воплощения и развития в сознании школьника.

В.Ф. Каховский был убежден, что общеобразовательная школа — это основа интеллектуального потенциала и духовного развития нации. В его учебных пособиях для учащихся IV—V классов («Рассказы по истории Чувашии»), для VII—VIII классов («Родной край»), для IX—X классов («Наша Республика») представлена целостная картина, воссоздающая национальную историю и культуру.

Анализ указанных учебных пособий позволяет утверждать, что для В.Ф. Каховского главный ориентир — это растущий человек, развивающаяся личность школьника. Учебные пособия содержат последовательно усложняющийся учебный материал, их методический аппарат предусматривает систему учебно-познавательной деятельности школьников. Тем самым воплощается в жизнь идея гармонического учета познавательных возможностей учащихся различного возраста.

В учебных пособиях использовано все методическое многообразие способов изложения учебного материала: от образного повествования, картинного описания, рассказа, драматизации, персонификации, диалога (для IV—V классов) до аналитического повествования (для X класса).

В.Ф. Каховский понимал, что пробудить интерес и уважение подростка к истории и культуре родного края, вызвать у него стремление сохранить и приумножить национальное наследие можно через развитие эмоциональной сферы школьника, воздействуя на нее через исторические образы. Поэтому язык учебных пособий для IV и V классов отличается образностью, эмоциональностью, авторской доверительностью. Диалогичный стиль изложения учебного материала позволяет напрямую обратиться к школьнику, призывая его к разговору: «Наш край, где ты родился, живешь и учишься», «Посмотри внимательно на рисунок, на нем показана жизнь людей каменного века» и т.п.

Учебный материал пособий для VI—X классов дает учителю возможность проводить уроки различных типов: от лекций, лабораторных занятий по анализу различных исторических источников до решения проблемного вопроса в ходе коллективного обсуждения.

Обратим особое внимание на методический аппарат учебных пособий В.Ф. Каховского. Он состоит из вопросов и заданий в конце каждой темы, хронологических таблиц, списка археологических и исторических памятников. По отдельным темам указаны рекомендуемые художественные произведения на русском и чувашском языках.

Для IV—V классов используются вопросы репродуктивного характера («Когда впервые упоминаются чуваши в русской летописи?»), а также вопросы, требующие от школьника аналитического размышления («Как отразилось господство монголов в жизни чувашского народа?»). Для старших классов предлагаются проблемные вопросы («Вхождение в состав русского народа облегчило положение чувашских крестьян. Почему же они участвовали в восстаниях?», «В чем отличие Абашевского и Чемеевского восстаний от предыдущих выступлений чувашских крестьян?», «Определи, кто мог написать эти строки: «Для нас вот что подходящее было бы: чтобы инородец в русском разговоре путался и краснел, писал бы по-русски с порядочным количеством ошибок, трусил бы не только губернатора, но и всякого начальника», «Считаете ли вы необходимым большие затраты средств на образование, когда в стране голод и разруха?»). Кроме того, включены вопросы, требующие оценочных суждений учащихся («В чем заключается значение первой русской революции в истории Чувашии?»).

Задания, содержащиеся в учебных пособиях, предполагают формирование системного комплекса учебных учений школьников: формулировать обобщения и выводы; составлять план, рассказ по картине; сопоставлять, сравнивать, анализировать исторические документы; осмысливать современные события и явления на основе исторического анализа. В учебных пособиях используются краеведческие задания («Найдите очевидцев или участников событий и запишите их воспоминания»), а также задания исследовательского характера («Установи, есть ли в твоем районе селения, названия которых корнями уходят во времена Золотой Орды и Казанского ханства», «Составь описание одного из чувашских народных земледельческих или обрядовых праздников», «От имени восставшего составь текст обращения к обездоленным крестьянам», «Под руководством учителя истории провести археологическую разведку местности, составить план расположения древних памятников, собрать подъемный материал, который сосредоточить в краеведческом уголке или школьном музее»).

Несомненно, методологическую и методическую ценность в учебных пособиях В.Ф. Каховского имеет забота о формировании ценностных ориентаций учащихся на основе личностного осмысления опыта национальной истории. Значительное место в учебных пособиях занимает учебный материал, отражающий духовную культуру чувашского народа. К нему относятся не только достижения в области литературы и искусства, но и лучшие нравственные качества чувашского народа. Сегодня, когда общество переживает время разрушения нравственных ориентиров, крайне важно актуализировать в учебном процессе вопросы, связанные с формированием культурной идентичности школьников.

Общественная ситуация на данном этапе характеризуется всплеском этнических чувств. В отдельных случаях они достигают разрушительного апогея. Подрастающее поколение живет в условиях надлома традиций межнационального общения и взаимодействия и является свидетелем обострения отношений на национальной и религиозной почве.

Злободневность и актуальность вопроса воспитания со школьной скамьи межнационального взаимного уважения, стремления к взаимодействию, взаимопомощи и к межнациональному согласию очевидна. Межнациональное согласие характерно для истории Чувашии. Примеры тому содержатся в учебных пособиях В.Ф. Каховского: добровольное вхождение чувашей в состав Русского государства, объединение с другими народами для борьбы с внешними врагами и для восстановления разоренного войной хозяйства и т.д. При этом принципиальное значение для В.Ф. Каховского имеет идея единения и взаимодействия с русским народом.

Главное, что отличает учебные пособия В.Ф. Каховского это то, что они пронизаны искренней любовью к Отечеству. Через весь учебный материал проходит идея воспитания юного гражданина и патриота. Перед школьниками предстают люди (безымянные, легендарные, героические), которые стремились к благу Отечества, способствовали его славе, жертвовали в экстремальных условиях жизнью. На ярких примерах, эмоционально и пристрастно формируется чувство справедливой гордости за достойную историю чувашского народа.

В.Ф. Каховский писал: «Чувашский народ прошел сложный путь исторического развития... Интересна и трогательна его многовековая история... Изучайте и любите свой родной край — частицу нашей Великой Родины». За этими строчками стоят испытываемые автором самые возвышенные чувства, которые он старается передать школьникам.

«Наш край...», «в нашей республике...», «в те давние времена в нашем крае...», «красива природа нашего края...». В этих словах заключено прочное внутреннее единение В.Ф. Каховского со своей землей и ее народом, стремление сделать школьника сопричастным к прошлому и настоящему родного края. Тут нет и намека на высокомерное превосходство своего народа над другими, на непомерное возвеличивание своего народа, что характерно для деструктивного национализма, пытающегося развести по полюсам «наших» и «ваших».

Сегодня в начале XXI века воспитание любви к Отечеству является важнейшей задачей школьного образования. Из-за трудностей, которые переживала наша страна в конце XX века, у значительной части взрослого населения возобладал социальный пессимизм. Сейчас нельзя допустить, чтобы он передался молодому поколению. На исторических примерах следует вселять оптимизм в сознание и души учащихся.

Несмотря на влияние советской идеологизации на историческую науку и школьное образование, на необходимость подчинения учебного материала официальным установкам, В.Ф. Каховский оставайся надклассовым историком. Его учебные пособия содержат авторскую идеологию гражданственности и патриотизма, веру в лучшее будущее своего народа. Они достойно выдерживают проверку временем и дают основу преемственности в деле развития школьного национального образования.

В заключение приведем слова Педера Хузангая, которые В.Ф. Каховский поместил в качестве эпиграфа к учебному пособию для учащихся IV класса «Рассказы по истории Чувашии»:

·         Поднимайся с новой силой,

·         Год от года расцветай,

·         Край Чувашский, край наш милый.

·         Благодатный волжский край!