ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню



Меню о Чувашии



Города Чувашии

Научное наследие Каховского

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ ЧУВАШСКОГО КРАЯ

Евдокимова А.Н. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ ЧУВАШСКОГО КРАЯ В КОНЦЕ XVIII—ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКОВ: КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Одним из важных последствий вмешательства церкви и государства в процесс христианизации нерусских народов Среднего Поволжья являлось строительство храмов и основание новых приходов. На протяжении всего XVII в. на территории Чувашского края, а именно в Чебоксарском, Цивильском, Ядринском уездах, в чувашских приходах Козьмодемьянского уезда, шло активное церковное строительство. В первой половине XIX в. На территории Чувашии новые приходы не были основаны, наоборот, их количество несколько сократилось. Многие деревянные храмы XVIII столетия, находившиеся в ветхом состоянии или сгоревшие, были разобраны, и на их месте в течение XIX в. были построены каменные церкви. Если вначале XIX в. каменных храмов на территории чувашских уездов было менее одной четверти, то к середине XIX в. их число выросло до 56%.

Название храму дает главный центральный престол, который чаще всего освящался в память Иисуса Христа или Богородицы. В XIX в. в России почти треть храмов посвящатась Богородице (особенно Успению, Покрову, Благовещению), — затем Троице и земной жизни Спасителя, популярным было имя Святителя Николая. Чувашские храмы не были исключением. Значительная часть храмов, 35 церквей, или почти 36%, действительно была связана с именем Богородицы. 29 приходских церквей были освящены в честь Иисуса Христа; популярным, особенно в Ядринском уезде, было имя Троицы.

Храмы в нерусских приходах Российской империи строили в основном небольшого размера, рассчитанные на 200—300 лиц мужского пола, тогда как в большинстве селений, составляющих церковную единицу, проживало до 2000 человек. Не случайно архиепископ Казанский Афанасий (1856—1866) в качестве причин неудачной политики христианизации называл «недостаток храмов божьих» в иноверческих селениях и предлагал центральной церковной власти ускорить церковное строительство.

Основным направлением вмешательства государства в дела церкви являлась регламентация размера прихода. Петровские законы и указы последующего времени устанавливали примерные штаты приходов и священно- и церковнослужителей: на 100 — 150 приходских дворов полагались 1 священник и 2 причетника. 150—200 приходских дворов формировали штат духовенства из 1 священника, дьякона, дьячка и пономаря. Указ 1722 г. по случаю разбора — т.е. перевода лишних представителей приходского духовенства в податное сословие или на военную службу — защищал сыновей священников, указывая «им быть при тех церквах во дьяках и пономарях, из них же учить в школе и производить на убылые места в попы и дьяконы».

При Екатерине 11, в 1778 г., были составлены новые штаты, «значительно сжатее петровских». За единицу был принят двор прихожан, в котором числилось четверо мужчин. Эти 4 «штатных» лица назывались «ревизскими душами», т.к. числились по штату от одной ревизии до другой, независимо от фактического положения, т.е. живы ли они, или нет, и их заменили или не заменили новые поколения. На 150 дворов был положен 1 священник, на 250—300 дворов — 2 священника, максимум — 3, если невозможно было обойтись без трех.

В конце XVIII в. в уездных городах Чувашского края церкви были в основном одноприходные. В г. Чебоксарах в 1797 г. три храма — Введенский и Николаевский соборы и Благовещенская церковь, в г. Цивильске Троицкий собор являлись двухштатными, причем к причтам Введенского и Троицкого соборов был положен по штату и протопоп. На протяжении первой половины XIX в. происходило сокращение численности штатного приходского духовенства в городах ввиду малочисленности приходского населения. Во Введенском и Николаевском соборах в 1832 г. (первый) и в 1790 г. (второй) был упразднен штат священников. В пяти приходах — Крестовоздвиженском, Успенском, Архангельском, Воскресенском и Николаевском — была ликвидирована должность дьякона. В штатном составе приходов Цивильска и Ядрина изменений не наблюдалось.

За рассматриваемое время произошли следующие изменения в штатном составе сельских приходов. В Чебоксарском уезде увеличилось количество одноштатных приходов за счет сокращения штатов «за малоприходством прихожан» в селениях Беловолжское (в 1830 г.) и Тюрлема (в 1832 г.). В Цивильском уезде применительно к середине XIX в. сведения по селам Гришино и Кошелей отсутствуют, поэтому нами зафиксировано всего 8 одноштатных и 10 двухштатных селений. Сокращение штатов произошло в приходах сел Ковали и Багильдино (в 1816 и 1830 гг. из трехштатной в двухштатную), в Батеево (в 1801 г. из двухштатной в одноштатную). Были усилены приходы третьим штатом в селах Хормалы и Воскресенское-Шигали в 1815 и 1816 гг., вторым штатом — приход с. Шакулово. Существенно больше изменений зафиксировано в Ядринском уезде. Из одноштатных в двухштатные были превращены приходы в селах Валдаево (в 1811 г.), Чувашская Сорма (в 1813 г.), Шемердяново (в 1815 г.), Кошлоуши (в 1816 г.), Ядрино (в 1825 г.), из двухштатных в трехштатные приходы — в селах Норусово (в 1813 г.), Хочашево, Шумшеваши и Убеево (в 1814 г.), Торбиково и Абызово (в 1815 г.). Сокращен был штат трехприходной церкви в с. Малая Шатьма (в 1828 году).

В целом по трем уездам Чувашского края на протяжении рассматриваемого периода более половины всех приходских храмов обслуживалось двумя причтами; несколько упала доля одноштатных храмов, на 7,5% увеличилась численность трехштатных приходов, особенно за счет роста населения в Ядринском уезде.

Несмотря на рост численности приходского населения в конце XVIII — первой половине XIX в., как уже было отмечено, новых приходов основано не было. Количество дворов к середине XIX в. далеко не соответствовало штатным нормам, установленным еще в конце XVIII в., особенно в уездных городах.

За рассматриваемый период общее количество приходских дворов выросло более чем в два раза, особенно за счет приходов Козьмодемьянского уезда, которые продолжали оставаться самыми крупными: если в конце XIX в. здесь на один приходской центр приходилось более 342 дворов, то к середине XIX в. козьмодемьянские приходы значительно обогнали другие уезды Чувашского края в количественных показателях. В среднем по состоянию на 1860 г. на 6 чувашских приходских центров данного уезда приходилось по 732 крестьянских двора. Самыми мало приходными оставались церкви г. Ядрина. Городские храмы значительно уступали сельским по количеству дворов: согласно клировым ведомостям, в г. Чебоксарах в конце XVIII в. самыми малоприходными были храмы: Введенский (61 двор). Николаевский (24 двора) и Успенский (42 двора), причем первые два прихода являлись двухштатными; в г. Ядрине таковыми признавались Спасо-Преображенский собор (30 дворов) и Казанская церковь (44 двора).

В отдельных приходах численность приходского населения превышала 5 тыс. человек. В Цивильском уезде в 1850 г. приходы первоклассных сел Шихазаново и Татмышево состояли каждый из 9 тыс. прихожан обоего пола, второклассных сел Хормалы, Шигалеи и Чуратчиково Цивильского, Оточево, Абызово и Норусово Ядринского, а также Яндашево Чебоксарского уездов имели приходское население в общей сложности более 5 тыс. человек.

Незначительно росло приходское население городов. По состоянию на 1850 г., менее одной тысячи прихожан обоего пола зафиксировано в приходах Введенском, Николаевском, Архангельском, Вознесенском, Успенском, Покровском и Воздвиженском г. Чебоксары, Казанском г. Цивильска, Спасо-Преображенском и Архангельском г. Ядрина. В целом по трем чувашским уездам из 85 приходов 61, или почти 73%, имел население более двух тысяч прихожан, особенно в Цивильском и Ядринском уездах.

Из сельских приходов малонаселенными являлись следующие приходы: марийское село Красный Яр Чебоксарского уезда, с. Луцкое Цивильского уезда, с. Елкино Ядринского уезда. Самыми крупными (более 300 дворов) считались приходы сел Акулево, Яндашево и Сотниково Чебоксарского уезда, села Татмышево, Шихазаново и Ковали Цивильского, а также села Торбиково, Богатырево, Оточево, Большая Шатьма, Малая Шатьма и Асакасы Ядринского уезда. На протяжении первой половины XIX в. эти приходы оставались самыми внушительными.

В 1845 г., после изменения штатов сельских церквей, количество трехштатных приходов сократилось. Несмотря на реформу, связанную с улучшением материального положения приходского духовенства, некоторые двухштатные причты обслуживали к 1860 г. более 500 дворов: масштабными являлись приходы в селах Бичурино, Кошки, Карамышево, Карачево, Яндашево Чебоксарского уезда. Самым крупным было с. Акулево Чебоксарского уезда, в котором числилось 972 двора. По статистическим данным, почерпнутым из духовных росписей, наиболее распространенными являлись приходы, где количество дворов колебалось от 400 до 500.

Более половины всех приходов Цивильского и Ядринского уездов имели свыше 500 приходских дворов. Некоторые из них выделялись из общей массы: Ковали (799 дворов), Татмышево (1754), Хормалы (810), Шихазаново (1778), Воскресенское-Шигали (966) Цивильского уезда, Асакасы (792), Аликово (749), Норусово (791), Хочашево (728) Ядринского уезда. Из чувашских приходов Козьмодемьянского уезда отличались: Акрамово (730), Оринино (795), Ишаки (773). Малонаселенными (до 200 дворов) оставались приходы с. Гришино Цивильского и с. Русская Сорма Ядринского уездов. Таким образом, к середине XIX в. в трех чувашских уездах наиболее распространенными являлись приходы с общей численностью дворов более 400 — 61 % от их общего числа.

4 апреля 1842 г. были установлены новые штаты приходов, в 1845 г. новое штатное расписание было введено в Казанской епархии. В их основе было предусмотрено соответствие количества прихожан мужского пола определенному размеру причта. Приходы стати делиться на семь классов. Первый класс составляли приходы из 2000-3000 человек мужского пола прихожан и двухштатный причт. Второй класс — приходы из 1500—2000 человек и 6 лиц духовного звания (2 священника, дьякон, дьячки, 1 пономарь и просвирня). Третий — 1000—1500 человек прихожан и 2 священника, дьякон, дьячок и просвирня. Четвертый класс — 700— 1000 душ прихожан и один полный штат причта. Пятый класс — 400—700 человек прихожан при одном штате. Последние два класса на территории Чувашии представлены не были.

В 1858—1859 гг. Казанская духовная консистория собирала сведения от местных благочинных священников о целесообразности основания новых приходов или усиления штатов существующих церквей. Заключения священников были следующие. Класс Казанского прихода Мариинского Посада следовало увеличить ввиду причисления жителей д. Сутчево из прихода с. Сотниково с 5 на 4-й класс. В Ядринском уезде, по отзывам благочинных, можно было усилить штаты во всех приходах и в некоторых деревнях, в частности, приходских к с. Оточево деревень Васькино и Хоракасы, построить церкви, т.к. чуваши все чаще стали «ходить в церковь и говеть».

На протяжении первой половины XIX в. существенно не менялись компактность приходских деревень и их расположение до приходского села. Как правило, расстояние от приходского села до самой отдаленной деревни не превышало 10 верст. Вначале XIX в. не имел селений только приход с. Беловолжское Чебоксарского уезда. В Чебоксарском уезде наибольшее число селений в середине XIX в. было в приходе с. Сотниково — 20, наименьшее в приходе с. Карамышево — 1. В Цивильском уезде наибольшее количество деревень приходилось на с. Татмышево — 22, наименьшее в с. Новоишево — 1. Менее разбросаны, соответственно, более компактно расположенными были приходские селения Ядринского уезда: по одному селению имели приходы с. Русская Сорма и Устье, наибольшее их число имел приход с. Кошлоуши. Также близко расположенными к церкви были деревни и околотки Козьмодемьянского уезда.

Что касается городских храмов, некоторые из них не имели никаких приходских селений, и в составе их прихожан присутствовали только жители уездных городов. Все чебоксарские храмы являлись смешанными по составу приходского населения, т.е. к ним относились и жители ближайших подгородных селений. Из храмов г. Цивильска не имел селений приход Казанской церкви, из храмов г. Ядрина — приходы Спасо-Преображенской и Архангельской церквей.

Численность духовных лиц, как по всей России, так и на территории чувашских уездов значительно превосходила общественную потребность в них, т.к. в среде духовенства существовал предельно высокий естественный прирост, что объяснялось обязательным и ранним, особенно для священнослужителей, вступлением в брак и строгим запрещением любых способов ограничения рождаемости. Поэтому духовные лица принимали все возможные меры, чтобы закрепиться на одном месте. В частности, еще при прохождении учебы они заключали договора о будущем браке с дочерью предполагаемого наследодателя места, обязываясь в будущем содержать всю родню жены. Нередко священнослужители покупали у служащего причта дома, благодаря чему церковное место закреплялось за определенной семьей и становилось как бы ее собственностью.

Поданным, выявленным Б.Н. Мироновым, отличительной особенностью городского духовенства в первой половине XIX в. в масштабах страны являлось полное соответствие прироста этой сословной группы увеличению общего количества жителей городов. При росте абсолютной численности духовенства за полвека в 1,4 раза удельный его вес в составе городского населения к середине XIX в. оставался таким же — 2,3%.

Однако в городах Чебоксары и Цивильск, при общем сокращении чебоксарских жителей в 1,1 раза и увеличения цивильского населения в 1,5 раза доля духовного сословия этих городов повысилась до практически одинаковых величин в 3,8 и 4,1%, превосходя среднероссийский показатель. Несмотря на сокращение штатов городского духовенства и ликвидацию двух чебоксарских приходов, сельские заштатные священно- и церковнослужители и сироты духовного звания стремились укрепиться в городах, где было значительно больше возможностей для пропитания. В течение 30—50-х гг. XIX в. не менялось относительное и абсолютное число лиц духовного сословия в г. Ядрине. Связано это было со слабым экономическим развитием города и механической убылью населения. В 1859 г. удельный вес духовенства здесь составил 2%. Общая численность городского духовенства Чебоксар, Цивильска и Ядрина на протяжении конца XVIII — первой половины XIX вв. оставалась примерно на одном и том же уровне вследствие оттока части потомков священно- и церковнослужителей, проживающих в городах края, в другие населенные пункты и перехода их в другие сословия. Важную роль в этом процессе играли ограниченные возможности служебной карьеры, излишек представителей духовных лиц, вынуждавший устраивать свою жизнь на другом поприще, нежелание жить среди чуждого им сельского иноязычного населения.

Численность служащего сельского духовенства росла незначительно. После некоторого роста в первой трети XIX в. наблюдается значительное его сокращение, особенно в Цивильском и Ядринском уездах. Причина этого явления кроется в резком сокращении штатов сельского духовенства после 1845 г. и повышение внимания на образование молодого поколения духовенства с 20—30-х гг. XIX в.

Удельный вес духовенства среди приходского населения по уездам, включая и города, выглядит следующим образом. В 1800 г. в Чебоксарском уезде проживало 55791 человек, из них духовных — 634, что составляет 1,1 % от общего числа населения. В Цивильском уезде проживало, по данным исповедных ведомостей, 45908 прихожан, духовных — 562, или около 1,2%. К середине века (1860 г.) данное соотношение существенно не изменилось. В Чебоксарском уезде из общего количества проживавших в нем 74135 прихожан духовные лица составляли 719, или 0,9%. В Цивильском уезде проживало 106286 прихожан, духовные с семьями составляли 683 человек, или 0,6%; в Ядринском уезде все население представлено 110582 душами, из них духовные представители — 213, или 0,7%.

По V ревизии в конце XVIII в. в селениях Чебоксарского уезда проживало 41664 чуваша, или 81,3%, 8580 русских, или 16,7%, татар 986 человек, или 2%. В Цивильском уезде чувашей представляли 54347 человек, или 90%, русских — 4454, или 7,5%, татар — 840 человек, или 2,5%. В Ядринском уезде представлены два народа: чуваши — 59838 человек, или 95,5%, русские — 2431 человек, или 4,5%.

Клировые ведомости длительное время указывали только мужское приходское население. Поэтому, учитывая только крещеных мужчин, национальный состав на 1819 г. будет выглядеть следующим образом. В Чебоксарском уезде чувашей зафиксировано 19049 человек мужского пола, или 92,8%; русских 1367 человек, или 6,6%, татар 109 человек, или 0,6 %. В Цивильском уезде к чувашским прихожанам относилось 30694 человека, или 94%, к русским — 1799, или 5,5%, к крещеным татарам — 155 человек, или 0,5%. В Ядринском уезде чувашей было 34620 человек, или 96,5%, русских 1267 человек, или 3,5%.

В середине XIX в., в 1850 г., по данным приходских священников, в Чебоксарском уезде прихожанами из чувашей значилось 27420 человек мужского пола, или 89,8%, из русских — 3103 человека, или почти 10%, из татар — 123 человека, или 0,2%. В Цивильском уезде чувашей проживало 34949 человек, или 96,4%, татар — 126 человек, или 0,6%, русских — 1091 человек, или 3 %. В Ядринском уезде по-прежнему представлены два народа: прихожан из чувашей было 44734 человек, или 96,3%, русских —- 1707 человек, или 3,7%.

В целом условия расселения чувашей по своей территории в конце XVIII — первой половине XIX вв. можно считать благоприятными для христианизации. Однако, несмотря на то, что в конце XVIII — начале XIX вв. на один штат священно- и церковнослужителей приходилось соответствующее законодательным нормам число приходских дворов, сами священнослужители абсолютно не были готовы к христианско-просветительской деятельности среди нерусского населения. И, наоборот, к середине XIX в. моральный облик и образовательный уровень приходского духовенства изменится в лучшую сторону, но предметом его забот станет значительно большее число приходского населения. Поэтому к 60-м гг. XIX в. назреет необходимость в открытии новых приходов.