ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню



Меню о Чувашии



  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Органы управления посадом

Органы управления посадом.

В XVIII веке действительными горожанами считались посадские люди, составлявшие посадскую общину (остальные категории — крестьяне, ямщики и т.д. — не принадлежали к посадским людям и, соответственно, не попадали под ведение органов посадского «самоуправления», то есть органов управления посадом).

Для управления посадским населением указом от 10 января 1699 года были учреждены Бурмистерская палата в столице государства и земские избы в крупных населённых пунктах. В указе объем власти земских изб определялся следующими словами: «Избранным из народа людям в земских избах ведать всяких чинов купеческих и производственных людей во всех расправных и челобитных действиях и актах...» В помощь земским бурмистрам выбирались старосты. Так, в документальных записях указывалось: «Чебоксарские бургомистры Василей Волковознов, Григорей Кологривов и все посадские люди первые и средние и меньшие статьи добрали мы меж себя по очереди в Чебоксарех к нынешнему 705-му году в земскую избу в старосты чебоксарского посадского человека Петра Савина сына Колокольникова, а он человек добрый...»

Основной функцией новых чинов являлось взимание сборов, то есть учреждение земских изб, явно носило фискальный характер. Таким образом, уже по материалам законодательства видно, что одна из важнейших по объему сторона деятельности земских изб носила государственный характер. При обращении к указу от 30 января 1699 года создается впечатление, что правительство, заботясь о том, чтобы воеводы больше не чинили посадским и другим людям обид, разрешило выбрать себе начальство. Однако дальнейшие слова указа разрушают это впечатление: «В городах если вознамерятся торговые и промышленные люди быть выбранными в начальство, требуется от заплатить специальный налог Великого Государя против прежнего окладу вдвое». Последние слова с большой ясностью демонстрируют «заботу» правительства о торгово-промышленных людях.

Органы управления посадом-001

Разумеется, мы не можем судить о наличии или отсутствии политической самостоятельности земских органов управления на основании лишь законодательных источников, необходимо обратить внимание на материалы делопроизводства земских изб. Уже в 1705 году Чебоксарская земская изба получила распоряжение из Семеновской канцелярии о сборе денег с мельниц. Для этого производилась опись: «велено мельницы и меленки и колотовки, которые построены в Чебоксарском уезде на татарских, чюваских и черемисских землях и в угодьях, а владеют теми мельницами русские люди и так же которые в прошлом 704-м и в нынешнем 705-м годех переоброчены вновь и отданы русским же людем; описать, что на них какого строения и всякого заводу, а описав, оценить знающими лутчими людьми». Небольшой по своему объему фонд Чебоксарской земской избы может пролить свет на общую картину положения местных органов «самоуправления». Начнем с того, что ни одно дело фонда не обходится без переписки с центральным ведомством — Московской ратушей. Тон, которым эта Ратуша советовала поступать по различным делам — указной: будь то выборы ларечных в другой город или просьба о содействии московскому откупщику И. Евреину с «товарищи», взявшему на откуп в городах государства «зерновые майданы», или дело о сборе денег. Очень ясно показывает отношение правительства к местным органам управления дело «Об организации сбора десятой деньги с чебоксарских гостиной сотни посадских торгово-промышленных людей на жалованье драгунским полкам, участвующим в войне со Швецией» от 1705 года. Слова документа говорят сами за себя: «В вышеписанном январе месяце в первых числах к Москве не вышлете, и в высылке учините хотя бы малое молчание, и те деньги доправлены будут на вас вдвое, и дворы и животы и торговые ваши промыслы отписаны на великого государя или смертная казнь». В 1716 году земские бурмистры Ф. Полубоярьев, Н. Котельников докладывали в Казанскую губернскую канцелярию о сборе денег по окладным табельным статьям: повсегодные (118 рублей 17 алтын 5 деньги), стрелецкие (117 рублей 27 алтын 5 деньги). Помимо окладных указаны запросные сборы. Определенная сумма была собрана на бывших чебоксарских жителей, переведенных в Санкт- Петербург, — Матвея Шитова, Петра Иконникова, Ивана Погуткина. Чебоксарская земская изба функционировала не для облегчения жизни торгово-промышленной общины, а исключительно в целях фискального интереса. Данные, полученные в ходе изучения вопроса о соотношении государственного и общественного управления, ясно свидетельствуют, что для периода 1700— 1708 годов нельзя говорить о наличии местного самоуправления, новые земские органы являлись лишь еще одной формой государственного управления.

Органы управления посадом-002

Появление магистрата в уезде.

В 1722 году регламентом Главного магистрата было приказано учредить по городам магистраты. Глава пятая регламента гласила, что города следует разделить на пять групп для определения количества бургомистров (начальников магистратов) в каждую группу. К первой группе относились крупные города, ко второй — города с населением от 2000 до 3000 дворов; к третьей — 500—1000 дворов; к четвертой — 250—500 дворов; к пятой — менее 250 дворов. Город Чебоксары относился к третьей группе. По регламенту Главного магистрата в Чебоксарском магистрате определялось два бургомистра.

Следующий указ относительно магистратов вышел в 1724 году и являлся инструкцией новым органам. Инструкция рисует круг обязанностей магистрата следующим образом: следствие по различным делам на основе уложения и регламента Главного магистрата; перепись граждан города, разделение их на первую и вторую гильдии и категорию «подлых» людей, составление окладной книги для каждой гильдии; выборы старост, десятских; правильное распределение тягла в зависимости от «пожиточного» состояния; объявление о неокладных сборах, отдача и отсылка окладных книг вовремя; недопущение доимок; старание об умножении мануфактур; знание грамоты; забота о цехах; учреждение ярмарок для торговли; выдача паспортов, слежение за порядком сборов и многое другое. Таким образом, законодательный источник показывает широкий спектр деятельности новоучрежденных административных органов. По архивным данным можно проследить за процессом воплощения инструкции в жизнь. Материалы фонда № 796 (Чебоксарский городовой магистрат), хранящиеся в РГАДА, свидетельствуют, что в первые годы своего существования магистрат действительно выполнял различные работы, предписанные ему инструкцией. Так, например, члены магистрата судили посадских людей по гражданским делам, рассматривали споры между посадскими людьми и крестьянами. Материалы фонда содержат также книги записи разных оброчных статей, распоряжения по указам вышестоящих органов. Дело № 6 того же фонда демонстрирует готовность чебоксарского магистрата к переписи населения. В деле хранятся сведения о переписи 1721 — 1722 годов города Чебоксары с указанием разделения людей по категориям и количества тяглых дворов и людей, а также с указанием торгов и промыслов. Все эти факты, число которых можно несколько и умножить, говорят о том, что городовой магистрат Чебоксар в первый период своего существования старался выполнять многие пункты инструкции.

Чебоксарский магистрат.

Исследуя деятельность Чебоксарского магистрата, не стоит забывать, что реформа 1726—1727 годов внесла изменения в положение магистратов. Ею были ликвидированы некоторые из местных органов и учреждений, упразднен Главный магистрат, а городовые магистраты были подчинены губернаторам и воеводам. Компетенции магистратов, переименованных в ратуши, значительно сократились. Позже, в 1743 году, Главный магистрат вновь был восстановлен, а ратуши в 1744 году переименованы в магистраты.

Основные функции сословного управления оставались неизменными вплоть до утверждения Екатериной II Жалованной грамоты городам в 1785 году. Как земские избы, так и магистраты и ратуши, прежде всего, выполняли финансовые функции, что превращало их по существу в государственные учреждения. Все финансовые операции записывались в специальные книги, представлявшие собой журналы учета вложения и изъятия средств.

Органы управления посадом-003

Магистрат города ведал сбором таможенных (до 1754 года) и многих других оброчных сборов и пошлин. Сбор различных статей определялся законом. По указу от 12 мая 1736 года все сборы, ранее собираемые верными сборщиками, переходили в ведение магистратов и ратуш.

Таможенные пошлины брались с пропуска вина, с продажи коней, с постоялых дворов, с лавок и магазинов. В числе объектов сбора также: конские пошлины, волжский и сурский перевозы, пошлины с клеймения хомутов, с торговых бань, от найма подвод десятая доля и другие оброчные статьи. Но не все они приносили одинаковый доход. В 1728—1730 годах самыми прибыльными были таможенные пошлины — 55% от всех доходов, кабацкие сборы — 32%, канцелярские — 7%, новоположенные сборы — 6%. В среднем в первой половине века 49% от всех доходов составляли сборы таможен, кабацкие сборы — 35%, с пропуска вина — 6%, все остальные статьи в совокупности давали 10%. Таможня в городе была только одна, «других мелочных таможен, кроме застав, не имеется».