ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ

Основное меню

Меню о Чувашии

Города Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

ДОБРОДЕТЕЛЬ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ АЛКУИНА

Кондратьев А.Н., Обжогин А.А. Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина

ДОБРОДЕТЕЛЬ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ АЛКУИНА

(ПО ДИАЛОГУ «РАССУЖДЕНИЕ МУДРЕЙШЕГО ИМПЕРАТОРА КАРЛА И УЧИТЕЛЯ АЛЬБИНА О РИТОРИКЕ И ДОБРОДЕТЕЛЯХ»)

Современный мир представляет собой многообразие цивилизаций и культурно-исторических сообществ, каждая из которых является уникальной в силу присущей ей определенной системы миросозерцания, основанной на ценностях и традициях. Ценность для них выступает жизненно важным элементом. Совокупность этих элементов составляет культурный фундамент сообщества. Кроме того, ценность тесно связана с традицией, что исторически определяет уникальность того или иного культурно-исторического типа. Таким образом, каждая культурно-историческая общность или цивилизация основана на традициях и ценностях, формирующих ее социо-культурную жизнь и особенности развития в исторической перспективе, а также определяющих ее как уникальную, отличную от других сообществ.

Страны Западной Европы, начиная с эпохи раннего средневековья, можно рассматривать как определенный культурно-исторический тип, основанный на традициях античного и варварского миров. Между варварскими королевствами в период «темных веков» установились прочные социально-экономические, политические и культурные контакты, которые способствовали образованию целого экономического и культурного сообщества к концу раннего средневековья. Особенно отчетливо это проявилось в интеллектуальной культуре латинского Запада каролингской эпохи, в основе которой лежало единство наследия античного мира и традиции латинской патристики. Одним из выдающихся деятелей этой эпохи является англо-саксонский диакон, «галльский наставник» Алкуин, стоявший у истоков средневековой культуры и обращавшийся к наследию античного мира.

ДОБРОДЕТЕЛЬ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ АЛКУИНА_001

Алкуин родился в 735 г. в королевстве Нортумбрия на северо- востоке Англии. Он вышел из знатной англо-саксонской семьи. Настоящее его имя — Алхвине (Alchvine, Alhwin, Alchoin), но впоследствии он сам предпочитал употреблять одну из латинизированных форм своего имени — Алкуин (Alcuin) или Альбин (Albinus). Его первыми учителями были архиепископы Йоркские Экберт и Элберт. В школе Алкуин быстро проявил свои интеллектуальные способности, благодаря чему скоро опередил всех своих сверстников и стал помощником Элберта. В 778 г. Алкуин в сане диакона встал во главе Йоркской епископальной школы. Здесь он написал свои первые стихи и трактаты, вырастил многих способных учеников. Отсюда он несколько раз сопровождал Элберта на континент, где завязал первые сношения с франкскими клириками и вельможами.

Новый период в жизни Алкуина начался после его встречи с королем Карлом Великим. В 780 г. умер Элберт, и Алкуин отправился в Рим для получения от папы римского паллиума для своего ученика Эанбальда, который был избран новым Йоркским архиепископом. Это путешествие в Италию определило участь Алкуина.

На обратном пути в Англию в 781 г. в Парме Алкуин встретился с Карлом Великим. Франкского короля, заинтересованного в распространении образования в своем королевстве, поразили широкие познания и школьный опыт англо-саксонского монаха. Это натолкнуло Карла на мысль о приглашении Алкуина в Аахен. В 782 г. Альбин явился ко двору Карла, где занялся активной научной и педагогической деятельностью. Однако он здесь еще не закрепился, почти каждый год, навещая свою любимую родину — Англию. И лишь в 793 г. он окончательно остался при дворе Карла Великого и занялся преподаванием наук при дворе франкского правителя.

При дворе Карла Великого Алкуин создал Палатинскую школу (Palace School), которая представляла собой нечто вроде элитарной школы. Сам организатор и глава школы любил называть ее Академией, поэтому в исторической науке распространено также другое название Палатинской школы — Придворная Академия. Одним из активных членов Академии, несомненно, был сам король. Под руководством Алкуина Карл много времени уделял изучению риторики, диалектики, и особенно астрономии. Понимая сложность изучения данных дисциплин, Алкуин составляет учебные пособия в форме беседы учителя с учениками. Так, в промежутке между 782—796 гг. возникли учебные пособия по грамматике, риторике, диалектике, философии, которые имели огромную популярность на протяжении всего средневековья. Карл очень уважал Алкуина и любил, чтобы его именовали учеником Альбина, а Альбина его учителем.

ДОБРОДЕТЕЛЬ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ АЛКУИНА_002

В Йоркской школе существовал обычай давать ученикам прозвища, взятые из библейской, греческой и римской истории. Этот обычай Алкуин перенес во Франкское королевство и распространил среди членов Академии. Сам глава Академии носил прозвище Флакк, взятое от имени римского поэта Горация. Карл носил прозвище Давид, которое восходит к известному библейскому персонажу. Это символизировало величие власти франкского короля, правителя Христианской Империи на Западе.

Шли годы. Обширная педагогическая и научная деятельность стала утомлять престарелого Алкуина. По его просьбе Карл Великий выделил ему аббатство святого Мартина в Туре, где ученый мог в спокойствии продолжить свою педагогическую деятельность. В 796 г. Апкуин стал аббатом монастыря святого Мартина в Туре. В жизни аббатства началась новая эпоха. Организатор культурно-образовательных мероприятий и правая рука Карла Великого, он положит начало процессу превращения аббатства Святого Мартина в крупный центр культуры во Франкской Империи.

Умер Алкуин 19 мая 804 г. в монастыре св. Мартина в Туре. Память о нем среди его учеников держалась долго. Алкуин был популярным не только среди интеллектуалов средних веков, но и эпохи Возрождения и нового времени. В XIV в. на его родине — в Англии — стали появляться легенды об этом удивительном человеке. В XV—XVI вв. появились рассказы об Алкуине как о непосредственном ученике Беды Достопочтенного. В них он был уроженцем окрестностей Лондона и аббатом Кентерберийского монастыря. Во Франции появились легенды о том, что Алкуин основал в Париже школу и таким образом стал родоначальником Парижского университета. Эти легенды говорят об огромной популярности Алкуина в странах Западной Европы.

ДОБРОДЕТЕЛЬ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ АЛКУИНА_003

Через сто лет после смерти Алкуина учитель одной монастырской школы писал следующее: «Что скажу об Альбине, наставнике Карла императора, который ... ни перед кем не захотел быть на втором месте, но в светских и церковных науках постарался превзойти всех? Он составил такую грамматику, что Донат и Досифей и наш Присциан в сравнении с ней показались бы ничем».

Научно-педагогическая деятельность Алкуина была тесно связана с запросами в сфере образования и культуры со стороны франкского короля и элиты того времени. Карл Великий, по природе являвшийся варваром-завоевателем, стремился под знаменем Христа подчинить окружавшие его королевства и народы и установить свое влияние на огромном пространстве континентальной Европы. В 800 г. он был коронован императором вновь восстановленной Римской империи, что в глазах населявших королевство народов должно было являться актом Божественной воли. Деятельность каролингских интеллектуалов в основном заключалась в разработке идеологии Христианской Империи, во многом подобной Римской, на Западе, что представляло собой политический заказ со стороны представителей династии Каролингов.

Распространение и развитие образования рассматривалось каролингскими интеллектуалами как процесс возрождения некогда великой римской культуры. В этом нашло отражение взаимодействие интеллектуальной элиты и государства, что является важным фактором в развитии образования во Франкской империи. Императору Карлу было необходимо обосновать свои жестокие войны и завоевания. В этом его сподвижником и правой рукой был Алкуин — наиболее видный и популярный интеллектуал каролингской эпохи.

В письмах Карлу Великому, в которых содержатся поздравления по поводу успешной военной кампании, Алкуин напоминает своему ученику и покровителю о дарованной ему свыше власти для того, чтобы нести свет христианской веры варварам-язычникам. Франкский император, по мнению «галльского наставника», является наместником самого Бога, восстановителем Христианской Империи времен Константина Великого, выступавшей идеалом и образом Божьего града Августина, реализацией его на земле. Чтобы воплотить эту концепцию, Алкуин призвал Карла заняться организацией образовательных мероприятий на территории Империи с целью возрождения некогда великой культуры античности. Однако вершиной образования должна быть не античная философия, раскрывающая сущность универсума, а Священное писание, открывающее мир истинного бытия — бытия Бога в отношении к миру.

ДОБРОДЕТЕЛЬ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ АЛКУИНА_004

Какое же место должно занимать, по Алкуину, античное наследие? В средние века была популярна поговорка, прекрасно иллюстрирующая соотношение античного и христианского знания: «Философия — служанка богословия». Несомненно, античное знание, истоки которого уходят в период классической Греции и Рима, лежало в основе научных трактатов латинских мыслителей, писателей и поэтов поздней античности. Сам Алкуин испытал влияние великой культуры античности: во время обучения в Йоркской школе он увлекался чтением «Энеиды» Вергилия, в ходе преподавания «свободных искусств» в Придворной Академии он же опирался на труды грамматиков IV века Доната и Присциана и великого ритора античности Цицерона. В своих сочинениях и рассуждениях на этические и теологические темы он использовал античное наследие таким образом, чтобы оно не стояло в противоречии с христианским вероучением. Такое отношение к научному наследию античного мира было характерно не только для Алкуина, но и для его современников и последующего поколения интеллектуалов Каролингского Возрождения.

Диалог «Рассуждение мудрейшего императора Карла и учителя Альбина о риторике и добродетелях» является одним из замечательных источников Каролингского Возрождения, раскрывающих особенности интеллектуальной культуры рассматриваемого периода. Он был, вероятно, разработан в контурах Алкуином во время пребывания при дворе Карла Великого и окончательно доработан в монастыре святого Мартина. Об этом свидетельствует указанный в названии титул Карла — император, полученный им в 800 г. Диалог состоит из 46 глав и построен в виде диалога императора Карла с учителем Альбином. Особенно интересным для научного исследования является фрагмент, посвященный анализу места добродетели в системе ценностей Алкуина.

Учение Алкуина о добродетелях тесно связано с искусством красноречия — риторикой и идет после ее изложения. В начале диалога Карл задает Альбину вопрос о предмете и объекте риторики. По мнению «галльского наставника», предметом риторики является изречение и речь, а объектом — гражданские дела, в которых проявляется умение использовать изречения и составлять речи. После рассмотрения научного содержания риторики Карл просит учителя рассказать о добродетелях, которые находят выражение в гражданских делах. Следовательно, учение о virtutibus в диалоге идет в контексте рассуждений о риторике, объектом которой являются гражданские дела, характеризующие жизнь любого общества.

ДОБРОДЕТЕЛЬ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ АЛКУИНА_005

В рассуждении о добродетелях Алкуин замечает, что есть некоторые дела — res, являющиеся наиболее благородными и блестящими в силу присущего им достоинства. Если эти «дела» настолько являются ценными и благородными и их исполнение несет славу обладателю, то эти «res» являются не чем иным, как ценностями, характерными для каролингских интеллектуалов. К ним относятся добродетель, знание, истина и добрая любовь. Однако Карла интересует, какое значений эти ценности имеют для философа и христианина, являющихся олицетворением двух совершенно разных миров — античного и христианского. Как и христиане, считает Алкуин, философы считали добродетель и другие ценности свойством, присущим человеческой природе, и развивали с величайшим усердием. Возникает вопрос: в чем же разница между философом и христианином? Учитель отвечает — вера и крещение. Немногословность Алкуина все же позволяет понять смысл ответа на столь глубинный вопрос, характеризующий отличие двух систем миросозерцания. Вера в Бога, Творца универсума, утвердившего законы мироздания, — вот что отличает христианский мир от античного универсума. По Алкуину, становление христианина невозможно без крещения, которое символизирует новую жизнь, основанную на вере в Бога. Каролингская культура уже ясно осознает глубинный смысл таинства крещения, имеющее большое значение, как для миссионера, так и принявшего христианскую веру.

Добродетель у Алкуина выступает одной из ценностей и носит этический и общественный характер. Virtus, по мнению «галльского наставника», — это одежда души, украшение природных качеств, благородство нравов. Нравственная сторона добродетели была тесно связана с общественной: добродетельный человек является гарантом соблюдения законов, традиций и ценностей всеми членами общества. Основными частями добродетели являются рассудительность, справедливость, доблесть и умеренность. Эта классификация virtus восходит к греческой классике, в частности к философии Платона и Аристотеля. В римско-эллинистический период она получила широкое распространение на латинском Западе, в то время, как на греческом Востоке популярна была в основном умеренность и очистительные добродетели, перешедшие из античного неоплатонизма впоследствии к православному христианству. В раннее средневековье на латинском Западе добродетель была тесно связана с обществом, и ее воспитание воспринималось на благо общества и государства, представляющих собой сообщество христиан. В православии добродетель носила индивидуальный характер, и ее стяжание было популярно в среде монахов-подвижников. Греческие отцы и подвижники считали воспитание добродетели важным шагом в постижении величия Бога, Творца Вселенной и считали ее важной не столько для общества, сколько для человека. Общественный характер добродетели на латинском Западе является важной и отличительной чертой европейского образа мышления по отношению к восточно-христианскому.

ДОБРОДЕТЕЛЬ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ АЛКУИНА_006

Как свойство души добродетель тесно связана с мудростью (sapientia), которая представляет собой знание божественных и человеческих дел. Мудрость выступает как средство постижения Бога, основанного на разумных основаниях. Каждый христианин должен стремиться к постижению мудрости, которая является залогом обретения божественной любви — символа спасения от греховной пропасти. Однако обретение мудрости немыслимо без добродетели, выражающей нравственную сторону души. Для раскрытия этого аспекта Алкуин обращается к термину «порядок души», под которым понимает почитание Бога и управление телом, а также выражение любви к близким душам. Порядок души отражает основное содержание жизни христианина, выраженное на трех уровнях:

  1. высший порядок — почитание Бога и стремление постичь Его при помощи добродетельной жизни и мудрости;
  2. средний порядок — любовь к ближнему — основная заповедь христианской веры, являющаяся залогом спасения и вечной жизни во Христе;
  3. низший порядок — управление телесными страстями и пороками, стремление к обретению добродетелей ради постижения Бога и вечной жизни.

Карл и наставник Альбин выражают сожаление, что не все христиане обращаются к почитанию Бога и стремятся к добродетельной жизни. Причиной такого отношения к добродетели они видят в стремлении людей к «внешней красоте», почестям и славе мира сего, нежели к «внутренней красоте», любви к Богу и ближнему. Собеседники призывают читателя отойти от красивых внешних форм бытия и обратиться к прекрасному внутреннему миру души, основанному на принципах разумной и добродетельной жизни.