ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню



Меню о Чувашии



Города Чувашии

Научное наследие Каховского

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

АТНАШЕВО - РОДИНА В.Ф. КАХОВСКОГО

Ефимов Л.А. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

АТНАШЕВО - РОДИНА В.Ф. КАХОВСКОГО

Родной край, родная сторона... Каждому человеку близкие, дорогие слова! Ведь ты здесь родился, тут твой отчий дом, где провел детские и юношеские годы... Где бы ты ни был, куда бы не закидывала судьба, — всегда с теплотой вспоминаешь малую родину, друзей-товарищей.

Для рода Каховских д. Агнашево, что в Канашском районе Чувашии, — малая родина. В этой статье, используя разные исторические источники (фонды Государственного исторического архива ЧР, текущих архивов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, ЧГУ им. И.Н. Ульянова, НА ЧГИГН, воспоминания и мемуарную литературу), попытаемся восстановить краткую историю этой деревни, выйти на корни-истоки не только села, но и родословной династии выдающегося чувашского историка-археолога Среднего Поволжья Василия Филипповича Каховского.

Откуда пошла атнашевская земля? Над этим вопросом не раз задумывался и В.Ф. Каховский, прекрасный знаток Чувашского края, оставивший нам в наследство фундаментальные труды по этногенезу чувашского народа, учебные пособия для учащихся школ и студентов вузов, которые актуальны, не потеряли и не потеряют научного значения и в XXI веке! Проведенные им многочисленные археологические разведки и раскопки показали, что в атнашевских краях еще в IX—XI вв. жили финно-угорские племена, которые впоследствии были вытеснены болгаро-суварами — предками чувашей.

В своих исследованиях другой известный чувашский историк В.Д. Димитриев указывает, что еще в 1721 г. Степные Шихазаны числились в Чебоксарском уезде. Чувашские крестьяне северных районов плодородные земли южных районов использовали «наездом». Власти стимулировали переселение крестьян в «дикое поле», предоставляя льготу от несения тягла. Селения Тимерчеево, Нюргечи Симбирского уезда в начале XVII века образовались за счет переселенцев из северных районов. Ученый утверждает, что до 1781 г. — времени образования Казанского наместничества, атнашевцы были переселенцами с территории нынешнего Марпосадского района и жили на лесной поляне у речки Атна, что находится в пяти километрах от с. Шихазаны. Этой же версии придерживался краевед Л.И.Иванов, написавший статью «Нюргечи — Атнашево».

В экономических примечаниях к Генеральному межеванию 1794 — 1797 гг. по Цивильскому уезду указано, что «... Шихазаны, Нюргечи, Атнашев расположены вдоль речки Малый Цивиль»4. На старинной карте 1806 г. овраг возле деревень Нюргечи и Атнашево именовался Шургач. В глубокой древности в этих местах были непроходимые топкие болота — Шур (шурлах). Название деревни Нюргеч, очевидно, в видоизмененной форме и происходит от названия оврага.

В метрических записях 1780 г. село Нюргечи было отнесено к Второтугаевской волости Цивильского уезда, а деревня Атнашево — к Сотниковской волости Кокшайского уезда. По данным переписных книг 1719 г., в д. Нюргечи числилось 22 двора, 76 мужчин, а в 1747 г. — 80 мужчин.

Известный в Чувашии краевед, атнашевец А.Д.Бикалов в своей книге «Прицивилье. История и экономика Чувашского края в XVIII—XX веках» на материалах преданий доказывал, что причиной переселения предков атнашевцев к Нюргечам было то, «...что эта местность была подвержена разнообразным стихийным бедствиям. Речка Атна, где в настоящее время сооружен искусственный водоем..., собирала воды трех других речек и во время бурных весенних паводков ... смывала плодородный слой. ...Другая причина переселения атнашевцев была связана с религиозными традициями чуваш...».

Согласно реестра Шихазанской церкви от 14 мая 1783 г. в Шихазанах насчитывалось 22 хозяйства, 6 из которых составляли семьи церковнослужителей, а в Атнашеве — 28 хозяйств. В церковном реестре за 1786 г. указывается, что в Атнашеве было шестнадцать родовых усадеб и более 100 семей, они размещались на восьми участках, кучами. Как видим, деревня Атнашево была достаточно крупным населенным пунктом. Селения Атнашево и Нюргечи разделяла небольшая балка с родником под названием «Варпуд». В 1927 г. два населенных пункта соединились. Первая плотина на р. Малый Цивиль возле Нюргечь была построена ниже, она служила для поднятия уровня воды и работы мельницы. Атнашевцы «очень рационально использовали плотину: весной вода из нее спускалась, освобождая заливные луга. После сенокоса уровень воды вновь поднимали». Кстати, на водяной мельнице, стоявшей на этой плотине, в свое время долго работал мельником отец Василий Филипповича — Филипп Павлов.

Нюргечи, Атнашево, как самостоятельные сельские общины, по переписи 1743 г. были отнесены к Кинярской волости Чебоксарского уезда, в 1781 — 1839 гг. состояли в Биболдинской волости, с 1839 по 1859 гг. — в Сиделевской волости. Волостное правление находилось в Шихазанах, идо 1927 г. — районирования Чувашии и упразднения волостей и уездов — существовала самостоятельная Шихазанская волость. В 1927—1935 гг. Нюргечи и Атнашево были в составе Канашского района, а в 1935—1956 гг. — Шихазанского района ЧАССР. После упразднения Шихазанского района Шихазаны и Атнашево как самостоятельные сельские администрации вошли в состав Канашского района.

Как подтверждают архивные документы, первая деревянная церковь в Шихазанах построена между 1723 и 1729 гг. К 1783 г. в Шихазанах действовали две церкви. В 1804 г. после сноса деревянной церкви каменная трехпрестольная церковь была переименована во имя Казанской Божией Матери. В1787 г. началась закладка нового храма. В последующие десятилетия храм несколько раз расширялся, последний раз — в 1913 г. — за три года до крещения будущего ученого Василия Филиппова (Каховского). Закрытая в 1935 г. Шихазанская церковь вновь заработ ана в 1993 г. Отметим, что при Шихазанской церкви первое приходское училище торжественно было открыто 2 ноября 1819 г. В 1845 г. оно было преобразовано в сельское одноклассное училище. В 1889 г. в Шихазанах открывается земское училище. В д. Атнашево 11 января 1892 г. стала функционировать Нюргечинско-Атнашевская школа грамоты, которая первоначально размещалась на частных квартирах.

В 1899 г. сельское училище было преобразовано в Шихазанскую второклассную мужскую школу. На базе этой школы открывается Шихазанская учительская школа, преобразованная в 1917 г. в высшее начальное училище, а в 1918 г. — в советскую школу второй ступени. В 1952 г. Шихазанской школе присвоено имя М. Сеспеля. Атнашевская начальная школа, в которой обучался будущий ученый Василий Филиппов, в 1943 г. была преобразована в семилетнюю, а с 1959 г. она стала восьмилетней.

Сохранились уникальные церковные документы, показывающие жизнь династии Каховских с середины XVIII до начала XX века. Так, в одном из них указывается, что «Иван Алексеев, 1764 года рождения (хозяйство №20), в браке с Февронией Моисеевой имел сыновей Ефимия 1801 года рождения; Василия, 1803 и дочь Гликерию 1816 годов рождения. После смерти супруги в 1826 году в возрасте 60 лет Иван Алексеев вступает во второй брак с сорокалетней Дарьей Степановой. Одновременно происходит свадьба сына Василия с Ириной Васильевой.

Всего восемь лет прожил Иван Алексеев со второй женой. После ее смерти в 1834 году он вступает в третий брак с Евдокией Яковлевой. Ему было тогда 68, а ей — менее 40. В 1841 году его дочь Гликерия выходит замуж за Федора Максимова, который был старше ее на 19 лет. У Василия Ивановича в браке с Ириной Васильевой в 1828 году рождается сын Захар. У Захара первенцем был Павел, 1851 года рождения, он умер в глубокой старости, в 1938 году, в возрасте 87 лет. Через 20 лет от второго брака у Захара Васильева в 1871 году родился Яким. Старший сын Павла — Дмитрий умер от простуды в возрасте 28 лет. Филипп Павлович, 1885 года рождения, и его отец Павел Захарович, принимают свершившуюся революцию активно. С первых дней организации колхоза они были заняты на строительных работах, затем — на мельнице».

В начале статьи мы рассмотрели краткую предысторию деревни, церкви и школы неспроста, так как каждое из перечисленных учреждений оставило определенный след в жизни и деятельности видного ученого-археолога, доктора исторических наук, профессора Василия Филипповича Каховского.

Далее приведем выдержки из автобиографии, составленной В.Ф. Каховским 12 сентября 1967 г., где он указывал: «Родился я 20 декабря 1916 года в чувашской крестьянской семье, в д. Атнашево Канашского района Чувашской АССР. Мои родители — отец Каховский Филипп Павлович (1885—1961) и мать Каховская Анна Васильевна (1883—1948) до Октябрьской революции и после занимались земледелием, в 1931 году вступили в колхоз.

Начальную школу окончил в своей деревне, затем, после окончания 6 классов Шихазанской средней школы поступил в Канашский педагогический техникум. С того времени вся моя трудовая деятельность связана с народным образованием. В 1935—1936 учебном году работал учителем математики в Новочелкасинской семилетней школе, в 1936—1937 учебном году — директором Шибылгинской семилетней школы Шихазанского района. В 1936 г. поступил и в 1941 г. окончил (заочно) исторический факультет Московского института истории, философии и литературы. В 1937 году поступил учиться в Чувашский педагогический институт, который окончил в 1941 г.».

Изучая архивные документы в ГИА ЧР интересные материалы, связанные с датой рождения В.Ф. Каховского, выявил краевед А.Д. Бикалов (ниже приводим копию записей из метрической книги, снятой Е.П. Михайловым). Действительно, в метрической книге Богородицкой церкви села Шихазаново Цивильского уезда Казанской Духовной Консистории в первой части «записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1916 год» сделана регистрационная запись под первым номером 1 января 1916 г.: «Месяц и день рождения — Дек. 20 (1915 г. — Л.Е.). Месяц и день крещения — Январь 1 (1916 г. — Л.Е.). Имена родившихся — Васштш. Звание, имя, отчество и фамилия родителей, и какого вероисповедания — Деревни Нюргечъ крестьянин Филиппъ Павловъ и законная жена его Анна Васильева; оба православные... Звание, имя, отчество и фамилия восприемников — Деревни Нюргечъ крестьянин Михаил Георпевъ. Кто совершил таинство крещения — священник Иоаннъ Капитоновъ с псаломщиком Павлом Михаиловымъ».

В своей книге А.Д. Бикалов, восстанавливая историческую справедливость, пишет: «Эта запись не была нужна вплоть до получения Василием паспорта. В сельской начальной школе учащиеся записываюсь без каких-либо документов. После 1922 года сельские Советы в метрические данные стали заносить и обретенные фамилии. Первая метрика будущему ученому понадобилась при поступлении в педагогический техникум. По причине невнимательности работников сельсовета Василию Филипповичу выписывают метрику' с датой рождения 20 декабря 1916 года по фамилии Каховский. Так он прожил свою жизнь с документом на год моложе своего дня фактического рождения.

Сестры Клавдия, Мария, брат Александр, родители в предвоенные годы обрели фамилию Каховский».

Атнашево — малая родина Василия Филипповича Каховского. Каждый раз, когда он приезжал в родную деревню, встречался с односельчанами, родственниками, обязательно старался заходить в родную школу, в отчий дом, который стоял на краю деревни Атнашево, недалеко от р. Малый Цивиль (сейчас на этом месте стоит дом двоюродного брата Сергея Николаевича Краснова, построенный вначале 60-х гг. XX в.). И как рыбак «до мозга костей» он всегда находил время для своего любимого занятия — рыболовства — на родной реке, где в детстве купался. Наверняка ему вспоминалось не раз, как в детские и юношеские годы он с удовольствием бегал на речку за водой для полива грядок овощей, помогал родителям на сенокосе на цивильских заливных лугах, ходил в ночное, пас скот.

Сегодня, конечно же, Атнашево сильно изменилась: кругом новостройки, асфальтированная дорога, в дома атнашевцев поступают газ, вода... Помнят атнашевцы своего земляка ученого-археолога Василия Филипповича Каховского. Недавно Канашское землячество г. Чебоксары выступило с инициативой о присвоении Атнашевской общеобразовательной школе имени доктора исторических наук, профессора В.Ф. Каховского. Хочется надеяться, что собрание депутатов Канашского района поддержит эту инициативу.