ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню





Меню о Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Древнейшее прошлое района современных Чебоксар


Древнейшее прошлое района современных Чебоксар. Экскурс в историю чувашского народа до середины XVI в.

В эпохи мезолита (среднего каменного века), охватывающего в северной части Европейской России VIII — начало V тысячелетия до н.э., неолита (нового каменного века, V—III тысячелетия), энеолита (медно-каменного века, конец III — начало II тысячелетия) в области Средней Волги имелось немало поселений. Мезолитические и неолитические стоянки обнаружены по р. Цивилю возле Новочебоксарска, на р. Аниш при впадении ее в Волгу. Возможно, стоянки существовали и на территории Чебоксар. В 1999—2001 гг. археологами Н.С. Березиной и А.Ю. Березиным обследованы 34 стоянки на левом берегу Волги выше и ниже Чебоксар: 28 Мукшумских стоянок в зоне затопления Чебоксарского водохранилища и на островках, поселение «Чебоксарский городок» и 5 стоянок в районе затопленного озера Линевое, южнее дома отдыха «Кувшинка». Мукшумские стоянки исследователями отнесены: 3 — к эпохе мезолита, 1 — к эпохам мезолита и неолита, 1 — к позднему мезолиту, 1 — к позднему мезолиту — раннему неолиту, 12 — к неолиту, 1 — к раннему марийскому средневековью. Время существования 6 стоянок не определено. На мезолитических стоянках собраны пластины, скребки, скобели, резцы, ножи, деревообрабатывающие орудия из кремня, окаменелого известняка, сланца, диорита. Такие же предметы найдены на неолитических стоянках, но на них обнаружены также острия, отбойники, тесла, ретушеры, топорики, значительное количество лепной керамики с ямочным и гребенчатым узором. На энеолитических стоянках Мукшумской группы и у озера Линевое найдены топор-клевец, большое количество серой, красно-желтой керамики. В эпоху неолита и энеолита на значительной части Среднего Поволжья обитали протомарийские финские племена, которые занимались охотой, собирательством лесных плодов, рыболовством.

В эпоху бронзы (конец III — начало I тысячелетия до н.э.) на территорию нынешней Чувашии с Нижнего Приднепровья проникли племена балановской культуры, занимавшиеся скотоводством и земледелием, пользовавшиеся медными и бронзовыми орудиями труда и находившиеся на стадии патриархата. Недалеко от Чебоксар исследованы Шоркинское и Тохмеевское поселения балановцев XIX—XV вв. до н.э. В то время устье полноводной р. Чебоксарки являлось удобным местом для поселения людей. При раскопках в районе Введенского собора г. Чебоксар в 2005 г. обнаружен каменный шлифованный клиновидный топор балановской культуры. Позднее, во 2-й половине II тысячелетия до н.э. в среду местных племен с юга вторглись скотоводческо-земледельческие абашевские племена. Их курганы сохранились и в окрестностях Чебоксар. Балановцы и абашевцы растворились среди местных племен края, научив их земледелию и скотоводству, передав опыт металлургии бронзы.

И в ранний железный век (I тысячелетие до н.э. — I тысячелетие н.э.) в Среднем Поволжье продолжали обитать финские племена — предки марийцев и мордвы, занимавшиеся охотой и собирательством, животноводством и земледелием, а жившие при реках — также рыболовством. В районе нынешних Чебоксар жили предки марийцев, строившие как открытые, так и укрепленные поселения. Они находились на стадии разложения первобытнообщинного строя.

Древние предки чувашей — тюркоязычные огуры в VIII—VII вв. до н.э. перешли от Z-языка на R-язык (вместо з — р, вместо ш — л). В III в. до н.э. они образовали Державу хунну и с тех пор жили в условиях государственности. В III—IV вв. оногуры-гунны перекочевали на Северный Кавказ и Северное Причерноморье, где стали известны как болгары и сабиры (сувары). Здесь они создали государственные образования (Суварское княжество, Великая Болгария, Хазарский каганат) и за четыре столетия прошли эволюцию от кочевого образа жизни к оседлости. С конца VII в. болгары, с середины VIII в. сувары (сувазы) начали переселяться в Волго-Камье, куда до образования Волжской Болгарии (X в.) прибывали болгары и сувары. В Волжской Болгарии обитали восточная мордва, марийцы, удмурты, коми-пермяки и коми-зыряне. В Болгарской земле в X в. возникли города Болгар, Сувар, Биляр, Жукотин, Керменчук, Ошель, Кам, Синбир, городища Хулаш, Таяба, Тигашево и др. Все они были деревянными. В них жили князья, военачальники, чиновники, ремесленники, торговцы, воины. Болгары и сувары окончательно перешли к оседлой жизни, занимались земледелием, животноводством, охотой, рыболовством, ремеслами и торговлей. Среди них утверждались феодальные отношения восточного типа. В X в. феодальная верхушка — купцы и ремесленники, а также значительная часть сельского болгарского населения приняли ислам. В XII в. путем объединения болгаро-суварских племен, ассимиляции ими финно-угорского населения сформировалась болгарская (древнечувашская) народность.

О племени сувар (суваз) в последний раз упоминает Махмуд Кашгарский в XI в. Этноним «суваз», зафиксированный секретарем багдадского посольства в 922 г. в Волжскую Болгарию Ахмедом ибн Фадланом, с учетом арабской графики того времени произносился в форме «сюазь». От этой формы и произошел этноним «чуваш». Н.И. Ашмарин полагал, что тюркоязычных жителей Волжской Болгарии только соседи называли болгарами, сами же они называли себя чувашами. Возможно, в Волжской Болгарии параллельно применялись оба этнонима для обозначения болгарской народности, поскольку она образовалась из двух основных компонентов племен — болгарских и родственных им суварских (сувазских), говоривших на R-языке.

В 1902 г. Н.И. Ашмарин обосновал теорию болгаро-чувашской языковой и этнической преемственности. Он пришел к следующим выводам:

1)«Язык волжских болгар тождественен с современным чувашским»;

2)«Современные нам чуваши представляют из себя не что другое, как прямых потомков волжских болгар»;

3) Татарские завоеватели края, «унаследовав то политическое значение, которое сначала принадлежало болгарам, и отчасти и их культуру и, приняв ислам, стали потом сами приписывать себе болгарское происхождение». Теория Н.И. Ашмарина признана выдающимися тюркологами мира. Лишь некоторые казанские авторы придерживаются гипотезы о болгарском происхождении татар. Авторитетный историк и археолог Р.Г. Фахрутдинов подтвердил теорию формирования единого татарского народа в Золотой Орде в XIV — начале XV вв. путем объединения прибывших в Восточную Европу вместе с монголами тюрко-язычных татар, известных в Тюркском каганате еще в 552 г., с близко-родственными татарам по языку и культуре западными кыпчаками (половцами), вторгшимися в Восточную Европу в середине XI в.

Болгарская народность (то есть древние чуваши) в XII — начале XIII в. проживала на территории современных Самарской, Ульяновской, Пензенской, северной части Саратовской областей, закамской и юго-западной частей Татарстана и юго-восточной части Чувашии. Отдельные болгаро-чувашские военно-административные пункты и торговые фактории были размещены на всей территории современных Татарстана, Чувашии, Марий Эл, Удмуртии, Пермского края, восточной части Мордовии, входивших в состав Волжской Болгарии. Болгарская цивилизация оказала значительное языковое и этнокультурное влияние на угро-финские народы Поволжья и Приуралья, о чем свидетельствуют чувашские слова, вошедшие: в марийский язык — более 1300, мордовский — свыше 100, удмуртский — около 500, коми — до 300, венгерский (до конца IX в.) — около 600 слов. Величайшей трагедией для Волжской Болгарии стало ее завоевание монголо-татарскими войсками в 1236 г.: были разрушены города Болгар, Биляр, Жукотин, Керменчук, Сувар и другие, стерты с лица земли многие селения. В русских летописях записано, что монголо-татары «изъсекоша всех: мужи и жены, и дети, а прочих в полонповедоша». Спасаясь от гибели, часть болгаро-чувашей бежала в Южную Удмуртию и в бассейн р. Цивиля. В 1237—1242 гг. беженцы-болгары основали города и селения по Средней и Верхней Волге. Беженцы из г. Сувар осели в Чебоксарском поселении и превратили его в город Веда-Суар.

В 1243 г. территория Волжской Болгарии вошла в состав Золотой Орды, являвшейся преимущественно кочевой империей. Через некоторое время несколько болгарских городов, в т.ч. Сувар, возникший еще в начале X в., и многие селения возродились. Однако и во 2-й половине XIII — XIV вв. города и селения Болгарской земли разорялись кочевыми ордами завоевателей.

Во 2-й половине XIV — начале XV вв. 32 города и около 2000 селений Болгарской земли были уничтожены золотоордынскими ханами и эмирами, кочевыми ордами, Тамерланом, совершавшим сюда походы в 1391 и 1395 гг., русскими князьями и новгородскими ушкуйниками (разбойниками), но главным образом кочевым Мангытским юртом Едигея. По подсчетам, с учетом археологических, письменных и нумизматических сведений, осталось в живых не более 1/4 части болгаро-чувашей. Элита, городское население были почти полностью уничтожены. Оставшиеся болгаро-чуваши переселились в Приказанье, Заказанье, где восточнее Казани образовалась Чувашская даруга, а также на территорию нынешней центральной и северной Чувашии. Территория Болгарской земли превратилась в дикое поле, где стали кочевать мангыты (ногайцы). С образованием в 1445 г. Казанского ханства левобережные и правобережные чуваши, марийцы, восточная мордва, южные удмурты вошли в его состав. Началась ассимиляция левобережных (приказанских, заказанских, арских) чувашей татарами. Правобережные чуваши с середины 1520-х гг. искали освобождения от ханского гнета в лице России ив 1551 г. по челобитью мирно вошли в ее состав.