ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню





Меню о Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Город Веда Суар – Шубашкар – Чебоксары

Город Веда Суар – Шубашкар – Чебоксары.

Чебоксары — столица Чувашской Республики, крупный административный, культурно-образовательный и индустриальный центр Чувашии, один из красивых городов Российской Федерации. Ныне в нем проживает около 500 тысяч человек. В стабильно развивающемся городе дружно живут чуваши, составляющие почти половину его населения, русские и представители еще более 50 национальностей.

Город Веда Суар (Вата Савар — Средний Сувар) — Шубашкар — Чебоксары прошел длительный путь развития. Он делится на продолжительный этап болгаро-чувашского города с 1237 года до середины XVI столетия и российский этап, начавшийся с 1555 года, после мирного, по челобитью, вхождения Чувашии в состав России в 1551 году. Уже в 1552 году в чувашском городе Шубашкар — Чебоксары стояли два русских полка воевод В.П. Борисова и Ф.М. Нагова. Они стояли здесь и в 1555 году вместе со вновь прибывшими полками воевод B.C. Фуникова и О.В. Полева. В наказной памяти, направленной в Казань архиепископу Гурию, Иван IV указывал: «На Чебоксари устроити стан дневной, и с [чебоксарскими] воеводами по совету, где быти святой соборной церкве Введению Пречистой, на том месте поставите полотняная церковь, и назнаменовати место, где граду (град — огороженное место; в то время кремль называли «градом».) быти, и молебная пев, и молитву граду говорити... по знаменному месту градскому со кресты ходити». Из цитаты видно, что в Чебоксарах стояли воеводы с полками, с ними архиепископу следовало советоваться о месте собора и кремля. Гурий должен был говорить молитву всему населению. Кроме того, он подарил уже существовавшему городу (конечно, не кремлю, еще не построенному) Владимирскую икону Богоматери. На этой иконе, хранившейся в Чебоксарах несколько веков, была такая надпись: «Принесеся сия святая икона в сей град и люди, живущие в нем, первопрестольник — преосвященный Гурий, архиепископ Казанский и Свияжский». Гурий при подношении иконы в 1555 году благословил весь город и людей, живущих в нем к моменту дарения иконы. Строили кремль воины четырех русских полков, чуваши-горожане, в том числе жившие в городе служилые чуваши, и ясачные чуваши окрестных селений. После строительства кремля служилые чуваши были оставлены в городе, жили в Басурманской слободе по реке Чебоксарке выше русского посада и русской слободы. Рядовые чуваши были переведены на свободную землю в 15 верстах западнее города — в деревню Шобашкар, которая потом разделилась на выселки (околотки) Шобашкаркасы, Ойкасы, Варпоси и Онгапоси, ныне являющиеся деревнями. Чебоксарские служилые чуваши постепенно обрусели.

Город Веда Суар–Шубашкар–Чебоксары_001

Ранее исторические сведения.

Во второй половине XVI — XVII веках Чебоксары имели существенное военное значение, гарнизон стрельцов здесь насчитывал около тысячи человек. Появившиеся в городе русские жители посада и слободы занимались ремеслами, промыслами и торговлей. Городские власти управляли городом и уездом. Земская изба осуществляла ограниченное самоуправление. Мужской Троицкий и женский Николаевский монастыри, основанные еще в XVI веке, Введенский собор и приходские церкви помогали органам власти в осуществлении их функций, занимались духовным, нравственным воспитанием горожан. В путеводителях по Волге, официальных изданиях и исторических трудах XIX — начала XX веков отмечали, что по сравнению с предшествующими и XIX столетиями XVIII век в истории Чебоксар — период торгово-промышленного расцвета города и ускоренного строительства каменных церковных зданий. Н.А. Спасский в книге «Очерки по родиноведению: Казанская губерния», изданной в 1913 году, восхищаясь Чебоксарами, писал: «В XVIII веке Чебоксары были торговым и промышленным городом с удобной пристанью... Населен город русскими, хотя в народе «Чуксар город» слывет за чувашскую столицу». Автор указывает, что Чебоксары славятся своими прекрасными церквами, построенными в основном в XVIII веке, колокольным звоном отлитых на местных заводах 122 колоколов весом в пять с половиной тысяч пудов. Профессор А.И. Некрасов в 1930 году указывал: «Чебоксары наиболее отмечались богатством и промышленностью именно в XVIII веке... Стимул к развитию промышленности Чебоксары получили как раз в результате Петровской эпохи, то есть в первой половине и середине XVIII века». Широко развернувшееся в городе в XVIII столетии строительство каменных храмов и других зданий, создание замечательных памятников искусства, в частности, станковой живописи, А.И. Некрасов объяснял наивысшим расцветом в городе торгово-промышленного капитала.

Город Веда Суар–Шубашкар–Чебоксары_002

Это свидетельствует, что приведенные отзывы о городе соответствуют его реальному прошлому. К началу XVIII века Чебоксары потеряли свое военное значение. Кремль, сгоревший в 1704 году, не был восстановлен. Свое административное значение как центр Чебоксарского уезда с чувашским населением город сохранил. Благодаря условиям, созданным преобразованиями Петра I, существенно повысились роль города в торговле, его участие во всероссийском рынке, его место в промышленном потенциале России. В числе 150 городов страны того времени по торгово-промышленным показателям Чебоксары уже в первой половине XVIII века занимали 28-е место. Расширились связи города с сельской округой в торговле и заготовке промышленного сырья. Чебоксарские промышленники и торговцы, получая большие прибыли, использовали их не только для расширения предпринимательской и коммерческой деятельности, благоустройства домов и дворов, улучшения бытовых условий, но и в строительстве каменных зданий церквей. При участии чебоксарских купцов, прихожан и церковных властей в Чебоксарах было построено в XVIII веке 15 прекрасных каменных церковных зданий. В XIX веке нужда в их строительстве отпала. Эти здания стали замечательными памятниками архитектуры, а предметы их интерьера и церковнослужебный инвентарь — ценнейшими памятниками искусства. Разумеется, в книге обращено главное внимание прослеживанию истории, исследованию положения, жизнедеятельности, быта и культуры социальных групп горожан. В XVIII веке стали налаживаться бытовые общения русского населения города с чувашским крестьянством уезда. В конце столетия в Чебоксарах появились первые учебные заведения. В связи с совершенствованием политического устройства Российской империи развивалась основная функция расположенных в городе государственных органов власти по управлению чувашским, русским, с 1781 года и марийским населением Чебоксарского уезда, по осуществлению внеэкономического принуждения в отношении государственных крестьян. Чтобы читатель получил представление об объекте экономических и политических контактов города, в книге раскрыто демографическое, социально- экономическое и бытовое состояние населения уезда в XVIII веке.

Более близкая история.

Об истории Чебоксар XVIII века до середины XX столетия встречались лишь отрывочные, описательные сведения в официальных статистических изданиях, путеводителях по Волге, энциклопедических словарях, некоторых справочниках и казанских журналах. С середины XX века историки для аналитического исследования истории города начали использовать архивные фонды Москвы, Ленинграда (ныне Санкт-Петербург), Чебоксар и Казани. Ряд вопросов истории города исследовал В.Д. Димитриев в монографии «История Чувашии XVIII века», в статье «Чувашия в конце XVIII — начале XIX века»; им же опубликовано несколько документов по истории Чебоксар XVIII века. Л.М. Гавриловой опубликованы статьи о застройке, административной роли, социальном составе и положении населения Чебоксар, промышленности и торговле в них в XVIII веке. В исследовании застройки, планировки и экологии города велики заслуги А.Н. Зорина. В книге «Горожане Среднего Поволжья» и в фундаментальном труде «Города и посады дореволюционного Поволжья» он исследует также численность городского населения, его сословную структуру, миграции, национальный состав, систему административного управления городов Казанской губернии, в том числе г. Чебоксары. Истории Чебоксар XVIII века посвящено дипломное сочинение С.А. Селивановой. Политическую и социально-экономическую историю города, положение посадских людей в них она исследует в кандидатской диссертации и в ряде своих статей. Л.Ю. Браславским опубликованы три книги о храмах, приходах и монастырях Чебоксарской и Чувашской епархии, в которых содержатся сведения о церквах, построенных в Чебоксарах в XVIII веке.

Город Веда Суар–Шубашкар–Чебоксары_003

Мы, не будучи архитекторами и искусствоведами, с признательностью воспользовались компетентно написанными трудами специалистов в этих областях. Профессор – искусствовед А.И. Некрасов (совместно с Е.А. Некрасовой, внучкой чувашского просветителя И.Я. Яковлева — она была инициатором экспедиции) в 1930 году в чебоксарских храмах провел искусствоведческую экспедицию. И написали замечательную рукопись «Художественно-археологические памятники г. Чебоксар», оставил в Чебоксарах большое количество негативов фотоснимков, которые ныне хранятся в Чувашском художественном музее. Искусствовед А.И. Мордвинова в 2005 году опубликовала эту ценную рукопись. В ней дана квалифицированная характеристика как архитектуры чебоксарских храмов, так и памятников искусства, составляющих интерьер храмов и хранящихся в них. Архитектурно-искусствоведческая характеристика каменных жилых домов, Дома магистрата, некоторых церквей дается в публикациях П.А. Тельтевскбго, А.А. Тица, А.А. Максимова, И.К. Кугуракова и В.Г. Ткаченко. М.А. Карачарскова детально изучила историю замечательной гравюры «Вид города Чебоксары на р. Волгу» И.Е. Бугреева по рисунку А.И. Свечина и М.И. Махаева. За последние два десятилетия архитекторами Р.К. Рахимовым и Н.И. Муратовым установлено, что так называемый Дом Зелейщикова был построен Кадомцевым (Козьмой ли?), обстоятельно исследованы архитектурные достоинства Дома Соловцова, жилого дома середины XVIII века, чебоксарских церквей: Троицкого монастыря, Михаила Архангела, Воскресения Христова, Успения, Владимирской Богоматери. Большую работу по компетентному исследованию архитектуры и памятников искусства и интерьера, иконостаса Введенского собора, памятников церковной скульптуры и ряда других проблем провела искусствовед А.И. Мордвинова.

Город Веда Суар–Шубашкар–Чебоксары_004

Фактический материал по истории материальной и духовной культуры, общественного и семейного быта в некоторой степени представлен в опубликованных источниках и материалах раскопок, проведенных в Чебоксарах в 1969 — 1973 годах. Из-за недостаточности таких сведений по Чебоксарам пришлось использовать по принципу аналогии обобщенные аналитические данные в трудах М.Г. Рабиновича об этнографии и материальной культуре русского средневекового города. В книгах Д.Н. Смирнова встречаются описания некоторых элементов быта и культуры нижегородцев XVIII века, сходных с чебоксарскими, однако обстоятельно не описанными. Изредка на сайте использованы некоторые сведения этих книг с указанием источника.

Город был тесно связан и политически, и экономически с Чебоксарским уездом. На всех страницах сайта история города рассматривается во взаимосвязи с уездом.

Город Веда Суар–Шубашкар–Чебоксары_005