ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню



free accordion joomla menu


Меню о Чувашии

free accordion menu module
  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Архитектурные детали городской черты

Архитектурные детали городской черты.

Архитекторы Р.К. Рахимов и Н.И. Муратов в 1996 году опубликовали наиболее обстоятельное архитектурное описание этого объекта. Они считают этот дом одним из интереснейших памятников гражданской архитектуры. «Он представляет собой образец богатой посадской постройки и имел характерную планировочную и объемно-пространственную структуру, а также оригинальное декоративное убранство фасадов». Его нижний подклеточный этаж имел хозяйственное назначение, второй этаж был жилым. «Вход в палаты осуществлялся через два наружных крыльца. По центру восточного фасада располагался парадный вход на каменных столбах с ограждениями из балясин. Небольшое крыльцо имелось и с западной стороны. «Поднявшись по ступенькам парадного восточного крыльца, вошедшие попадали в центральное продольное помещение сеней, разделенное перегородкой на переднюю и заднюю части. Четыре деревянные двери, обитые синим сукном с кожей и укрепленные на железных подставках, вели из сеней в боковые палаты. Прихожая палата соединялась дверью со смежным помещением, из которого имелся внутренний ход в подклетный этаж. Это помещение, возможно, служило кабинетом хозяина. Палата, согласно описи 1767 года, делилась тесовой перегородкой на два помещения. Жилые палаты отапливались двумя печами, расположение которых было тщательно продумано: они ставились на местах пересечения внутренних продольных и поперечных стен. Печи были облицованы изразцами. Согласно описи, в доме имелись два типа печных изразцов: синие, калужской работы, и «балахонской работы». Система декоративного убранства сохраняла традиции архитектуры допетровского времени. «По всему периметру здание опоясывает развитый карниз, в котором элементы, характерные для допетровской архитектуры, соединились с ранними барочными. Оформление оконных проемов связано с функциональным назначением помещений: окна хозяйственного этажа лишены декоративного оформления. Богатством декора отличается второй, парадный этаж. Здесь окна украшены одинаковыми раннебарочными наличниками с гребешковым завершением. Новым в декоре появляется мотив пятичастного гребешкового завершения наличника (сандрик), который сменил форму килевидного наличника. Однако боковые обрамления оконных проемов в виде трехчастных колонок с «дынькой» посередине выполнены в традициях еще допетровского времени. С этой же традицией связано и положение наличника, верхняя часть которого входит в карниз, что противоречит принципу построения фасада, получившему распространение в XVIII веке. Главный вход в дом был оформлен порталом, формы которого вновь напоминают архитектуру XVII века».

Архитектурные детали городской черты-001

Частных, то есть гражданских жилых домов в Чебоксарах к концу XVIII века числилось 18. Из них двухэтажными были, кроме Дома Кадомцевых, жилые дома по бывшей улице Заводской, по улице М. Сеспеля, д. 24, Ф.Н. Котельникова— И.И. Соловцова (ныне в нем помещается Чебоксарское художественное училище. Отмечая малочисленность возведённых каменных домов, не центральных городв Российской Империи в XVIII века, жилые строения к середине XIX века в большей части городов государства были построены из дерева (свыше 95% построек). Отметим что с XVI века для постройки капитальных зданий и сооружений применялся производимый в данных местах кирпич. В XVIII веке использование камня было ограниченно созданием фундамента и небольших архитектурных изысков того времени. Кроме того камень и кирпич были в эти времена дорогим материалом и позволить выстроить из него себе жилой дом могли далеко не все... Ещё одной из существенных проблем являлось сырость в построенных каменных домах, которую смогли устранить только с полноценным появлением центрального отопления по всему возведённому дому. И со временем, учитывая большую пожарную безопасность, и их большую эксплуатационную долговечность, приоритет в городах приобретало каменное и кирпичное строительство.

Что касается изготовления кирпича в Чебоксарах, то в течение XVIII столетия за пределами городской черты действовали два-три кирпичных сарая, производившие в год от 12 до 50 тысяч кирпичей. В 1746 году в Чебоксарах кирпичным производством занимались 8, в 1775 году — 12 ремесленников. В сараях производили «государев большой кирпич» размером 300x80x150 миллиметров.

Архитектурные детали городской черты-002

Архитектура последнего времени по отношению к прошлому.

Во второй половине XX — начале XXI веков чебоксарцам повезло, можно сказать, с исследованием архитектуры каменных жилых, офисных и культовых зданий города московскими и местными архитекторами и искусствоведами, хотя многие памятники каменного зодчества погибли в 1930-х годах со связи с разрушениями церквей обществом безбожников и в 1970-х годах в связи затоплением древней, низменной части города при строительстве Чебоксарской ГЭС (образованием нижнего и верхнего заливов). Р.К. Рахимов и Н.И. Муратов считают, что дом, где ныне размещено Чебоксарское художественное училище, был построен бургомистром Чебоксар М.Ф. Котельниковым как составная часть усадебного комплекса. «В облике здания сохранились черты богатого особняка первой половины XVIII века, — пишут они. Ю.В Гусаров выяснил, что дом был построен Ф.Н. Котельниковым, а его дочь Татьяна Федоровна в начале 1760-х годов вышла замуж за отставного капитана И.И. Соловцова, который и стал владельцем дома. Здание являлось таким же значительным гражданским сооружением, что и Дом Кадомцевых. Рассматриваемое здание — каменное, двухэтажное, с анфиладным расположением парадных и жилых комнат. Все помещения как первого, так и второго этажей размещаются по периметру коридоров. Перекрытия комнат, залов и коридоров — коробовые и корытные своды. В решении главного фасада использован характерный для того времени прием — выделение центральной части в виде ризалита. Ризалит акцентирован арочными окнами второго этажа и парапетом в форме ступенчатого аттика. В боковых стенах ризалита обнаружены старинные дверные проемы (в настоящее время заложены кирпичной кладкой). Фасады оштукатурены, архитектурного декора не имеют». Историк архитектурных памятников А.А. Максимов отмечает, что все внутреннее устройство Дома Ф.Н. Котельникова — И.И. Соловцова: хорошо освещенные просторные помещения, их симметричное расположение анфиладами, большие залы передних апартаментов говорят о тех изменениях, которые произошли в укладе жизни господствующих классов России в XVIII веке.

Архитектурные детали городской черты-003

Другой двухэтажный частный жилой дом, не уступающий по размеру Дому Ф.Н. Котельникова — И.И. Соловцова, был расположен по Заводской улице, дом № 10, на территории верхнего залива, почти параллельно с его восточным берегом. Этот дом — второй половины XVIII века. По мнению исследователя П.А. Тельтевского, он представляет значительный интерес своим весьма любопытным планом. «В центре первого этажа этого дома двумя капитальными стенами выделено место для устройства довольно узкой лестницы, ведущей на второй этаж, и освещенной восьмигранными окнами. Слева от лестницы расположено два одинаковых, выдвинутых в длину помещения, каждое из которых имеет самостоятельный вход с улицы и по одному окну с главного фасада. Справа от лестницы устроено еще одно подобное помещение, за которым идет узкий коридор и жилая часть первого этажа. Последняя представляет собой описанную выше планировку каменного жилого дома, типичную для конца XVII века. Она как бы приставлена к торцу здания перпендикулярно его главному фасаду». По предположению автора, планировка верхнего этажа, претерпевая изменения из-за значительных позднейших перестроек, «в основном повторяла расположение капитальных стен первого этажа. Наиболее вероятно будет считать, что одинаковые между собой, изолированные комнаты первого этажа служили торговыми помещениями. В жилой части первого этажа, состоящей из двух клетей, проживал, очевидно, приказчик, в то время как верхние, наиболее нарядные помещения здания предназначались для самого хозяина».

Архитектурные детали городской черты-004

Дома города Чебоксары.

Такой же большой двухэтажный дом с толстыми стенами до сих пор сохранился по улице М. Сеспеля, дом № 24. В нем до начала 50-х годов XX века размешался Партархив Чувашского обкома КПСС, затем — Республиканский онкологический диспансер, ныне он занят Республиканским центром восстановительной медицины и реабилитации. На плане города Чебоксары 1773 года этот дом отмечен как купеческий. Архитектор Н.И. Муратов его считает жилым домом середины XVIII века. Согласно составленному им описанию, помещения первого этажа перекрыты коробовыми и сомкнутыми сводами, второго этажа — деревянные. Его первоначальный барочный декор утрачен. Углы отмечены пилястрами, над окнами профилированные сандрики. Этажи разделены карнизом. Все здание охватывает профилированный карниз, причем его часть — с сухариками. В первой половине XIX века строение принадлежало дворянской семье Селивановых.

Архитектурные детали городской черты-005

Два двухэтажных каменных дома Игумновых, но меньшего размера, расположенные на бывшей Союзной улице, оба под № 20, недалеко от Троицкого монастыря, стоящие на расстоянии 1,33—2,04 метра друг от друга, исследованы П.А. Тельтевским и А.А. Тицем. Касаясь небольших двухэтажных и одноэтажных с цокольным этажом каменных домов в Чебоксарах, П.А. Тельтевский отмечает, что «в практике строительства в России каменных жилых домов на протяжении XVIII века сложился устойчивый тип планировки, при которой два помещения «клети» располагались симметрически справа и слева от центральных сеней. Жилой этаж дома располагался над нижним, более низким подклетом, где размещались кладовые и служебные помещения. Эти приемы строительства в основном перешли и в первую половину XVIII века. В сени вело наружное каменное или деревянное крыльцо». Приведем описания этих домов в исследовании А.А. Тица.