ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ

Основное меню

free accordion joomla menu

Меню о Чувашии

free accordion menu module

Города Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Литература и искусство

Литература и искусство.

В первые месяцы войны из 30 членов и кандидатов Союза писателей Чувашии 22 человека ушли на фронт: М.Н. Данилов-Чалдун, Ф.А. Ситта, П.П. Хузангай, Я.Г. Ухсай, В.В. Бараев, Л.Я. Агаков, Н.Ф. Ильбек и др. Такие образцы художественного творчества, как «Таня» П.П. Хузангая, «За родную кровь» Л.Я. Агакова, «Письмо чувашских бойцов и командиров Н-ской дивизии чувашскому народу» Я.Г. Ухсая, «Мать солдатская» М.Д. Уйпа, «Аслати» С.С. Аслана, стали достоянием многонациональной советской литературы. Популярностью среди бойцов пользовались публикации сотрудников фронтовых газет В.А. Долгова, В.О. Алагера, М. Якимова, Н.Ф. Ильбека и др.

Их коллеги, оставшиеся по состоянию здоровья и возрасту в тылу, создали яркие произведения, пронизанные верой в победу над врагом. А.А. Эсхель написал поэму «Орел», старейший чувашский народный поэт Н.И. Полоруссов-Шелеби выпустил два сборника антифашистских стихов, С.В. Эльгер создал поэму о герое-пулеметчике Иване Смирнове, С.А Шавлы сделал переводы русских богатырских былин на чувашский язык. Немало писателей пали на поле боя, не успев реализовать свой талант. Среди них А.Т. Петтоки, М.Г. Ястран, В.В. Бараев, М.Н. Данилов-Чалдун, Ф.А. Ситта, И.В. Викторов, А.Петухов, И.П. Думилин, К.М. Кольцов.

Перед работниками искусства была поставлена задача повысить агитационно-пропагандистскую роль театра, музыкальных произведений, эстрады, изобразительного искусства. Особое внимание уделялось воспитанию патриотических чувств народов страны, показу их героического прошлого, раскрытию примеров массового героизма, самоотверженности. Менялись формы и методы работы, создавались подвижные, гибкие коллективы.

Трудности в работе усугублялись тем, что в конце 1941 г. в связи с передачей зданий для воинских частей и других военных нужд, а также сложного финансового положения была приостановлена работа музыкального, театрального и художественного училищ, филармонии, ТЮЗа, художественной галереи. Работа филармонии возобновлена в сентябре 1943 г., позднее — остальных учреждений.

В годы войны с большой творческой энергией работал Чувашский государственный академический театр (ЧГАДТ), имевший в своем составе чувашскую и русскую труппы. За первые два года войны осуществлено около 30 новых постановок, среди которых выделялись «Тудимер» Я.Г. Ухсая, «Приказ по фронту» Г.Д. Мдивани, «Лиза Короткова» Н.С. Айзмана, «Отелло» У. Шекспира, «Кремлевские куранты» Н.Ф. Погодина, «Парень из нашего города» и «Русские люди» К.М. Симонова и др. Театр давал большое количество спектаклей не только в Чебоксарах, но и в районных центрах, поселках республики, воинских частях, госпиталях. Всего за годы войны театр показал свыше 3 тыс. спектаклей, которые посмотрели более миллиона зрителей.

Большим успехом пользовались выступления Чувашского государственного ансамбля песни и пляски. В конце января 1943 г. ансамбль выехал на фронт, где в течение двух месяцев дал 128 концертов, которые посмотрели более 80 тыс. бойцов и командиров Брянского и Калининского фронтов. Отдельные деятели искусств выезжали на фронт в рамках шефской помощи красноармейской самодеятельности. Два раза был командирован в воинские части композитор, дирижер-хормейстер А.Г. Орлов-Шузьм, свыше двух месяцев находился на фронте режиссер русской труппы ЧГАДТ Г.А. Морев. В годы войны активно работали художники Чувашии. В Чебоксарах было организовано 6 художественных выставок, на которых большим успехом пользовались работы М.С. Спиридонова, Ю.А. Зайцева, Н.К. Сверчкова, П.В. Сизова и других авторов, воспевавших мужество советских людей на фронте и в тылу.

Более 100 музыкальных произведений создали в этот период композиторы Чувашии. Плодотворно работали В.П. Воробьев, Г.Г. Лисков, Ф.М. Лукин, Г.Я. Хирбю, А.Г. Орлов-Шузьм, Г.С. Лебедев, лучшие работы которых прочно вошли в репертуары профессиональных и самодеятельных коллективов, часто исполнялись на радио.

До войны в городе насчитывалось около 40 коллективов художественной самодеятельности. С началом войны практически все они распались. Возрождение началось с конца 1942 г. К ноябрю 1943 г., кроме школьных, работало 25 кружков художественной самодеятельности. В апреле и сентябре 1943 г. проведены смотры самодеятельных артистов, в которых приняло участие более 1200 чел.

Свыше 20 тыс. зрителей собрала в 1942 г. выставка трофейного оружия, организованная краеведческим музеем.

Популярностью среди горожан пользовались кинотеатр, клубы, библиотеки. Например, библиотека им. Горького в 1943 г. имела около 3400 читателей, которые за 10 месяцев прочитали свыше 66 тыс. книг.

Работа учреждений культуры города не была свободна от недостатков. Клубы работали только вечером, их оборудование и оформление было устаревшим, практически не имелось квалифицированных кадров. Импульс улучшению культурной работы придало постановление ЦК ВКП(б) от 14 июня 1944 г. «О работе культурно-просветительных учреждений Чувашской АССР». В республике активизировалась работа по восстановлению учреждений культуры, обеспечению их кадрами. При активной помощи завода № 320 и других предприятий реконструировано здание ЧГАДТ. ЧЭАЗ в начале 1945 г. восстановил клуб «Электрик», до того занятый под механический цех.

В ноябре 1944 г. в городе открылся новый концертный зал Чувашской государственной филармонии на 350 мест, в котором проводились концерты и музыкально-литературные вечера. Активнее стали работать кружки художественной самодеятельности.