ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню





  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Городской быт. Религия. Борьба с преступностью. Антиалкогольная компания

Городской быт. Религия. Борьба с преступностью. Антиалкогольная кампания.

В быт чебоксарцев прочно вошли массовые гуляния и праздники. Широко отмечались советские государственные праздники — юбилей основателя советского государства В.И. Ленина, дни образования СССР и Чувашской автономной области и республики, День Победы. В 1969 г. чебоксарцы широко отметили 500-летие со дня образования города. В ходе подготовки к юбилею горожане провели огромную работу по благоустройству и озеленению улиц и скверов. На берегу Волги был заложен парк культуры и отдыха, названный в честь памятного юбилея.

На 9-й сессии горсовета 14 марта 1984 г. было принято решение о ежегодном праздновании Дня города Чебоксары в третью субботу сентября. В тот год празднование было приурочено к 515-летию со времени освоения города. Памятную дату отмечали как день трудового и творческого отчета коллективов предприятий, строек и организаций. Через год в программе Дня города были: чествование трудовых династий, марш-парад духовых оркестров, концерт самодеятельных артистов, обзорные экскурсии на самолете «Город с высоты птичьего полета», конкурс на самый лучший детский рисунок на асфальте, демонстрации моделей одежды, спортивно-массовые мероприятия и др. С 1986 г. решением 6-й сессии Чебоксарского городского Совета народных депутатов 19-го созыва было принято решение проводить День города в июне через каждые 5 лет, начиная с 520-летия города, то есть с 1989 г.

Чебоксары становились местом проведения ярких интернациональных праздников культуры. В феврале 1971 г. в столице состоялись Дни культуры Марийской автономной республики, в марте 1972 г. — Дни культуры Дагестана, в мае 1973 г. — горьковские дни литературы.

В июне 1969 г. были установлены дружественные связи между городами Чебоксары и Эгер из Венгрии. Примерно 35 коллективных членов общества советско-венгерской дружбы города Чебоксары поддерживали прямые контакты с венгерскими трудовыми коллективами. В марте 1979 г. состоялись Дни культуры и науки Венгрии в Чувашии. В программе — торжественные собрания трудящихся, вечера дружбы, выставки, фотостенды, неделя венгерских кинофильмов, научная конференция. Свыше 3 тыс. жителей Новоюжного жилого массива приняли участие в открытии Эгерского бульвара. Между городами-побратимами поддерживалась постоянная связь и обмен делегациями трудящихся, молодежи, студенческих строительных отрядов и др.

На рубеже 1987—1988 гг. в советском обществе начинает меняться отношение к религии. Важную роль в этом процессе сыграло празднование 1000-летия крещения Руси. Данное юбилейное событие широко отмечалось и в Чебоксарах. Епархиальным управлением при участии советских органов и общественности было организовано торжественное собрание в ДК «Салют», приуроченное к юбилею принятия христианства. В средствах массовой информации публиковались интервью со священнослужителями о роли и месте религии в обществе, о взаимоотношениях церкви и государства, миротворческой деятельности Русской православной церкви. Архиепископ Варнава в 1988 г. награжден почетным знаком правления Советского фонда мира, многие священнослужители — почетными грамотами. В 1988—1990 гг. верующим передан ряд культовых зданий города, в том числе решен вопрос о возвращении епархии комплекса зданий бывшего Свято-Троицкого мужского монастыря.

Говоря о жизни города в 1960—1980-е гг., нельзя не отметить крайне актуальную проблему преступности. Визитной карточкой Чебоксар в последнее десятилетие существования Советского Союза стали регулярно устраиваемые массовые драки подростков. Весь город был разделен на десятки враждующих районов: «Поселок», «Чулочка», «Агрегатка», «Ипподром», «Пятнарик», «Новоюжка», «Чапайка» и др. Нередко подростки вовлекались в группировки под угрозой физического насилия. Столкновения между группами подростков, драки в ряде случаев завершались увечьями и тяжелыми травмами. Так, в феврале 1989 г. в Чебоксарах при разгоне массовой драки милиционерами был убит юноша и ранен в ногу другой парень. Это событие буквально раскололо жителей города на две части: одна безоговорочно оправдала это убийство, призывая к тому же ужесточить репрессии против подростков, а другая осудила убийство. Но драки продолжались. И не только в столице Чувашской Республики. Криминальные хроники тех лет пестрели сообщениями о непрекращающихся вылазках чебоксарской молодежи в Москву и Московскую область.

Волна подростковой преступности буквально захлестнула город. Только в течение 1988 г. подростками и с их участием было совершено 308 преступлений, в том числе 89 групповых. Многие родители, по сути, не контролировали своих детей. Так, примерно 28% преступлений в 1988 г. были совершены с 19 до 24 часов и около 20% — с полуночи до 5 часов утра.

Правоохранительные органы и городские власти предпринимали различные шаги, чтобы навести порядок в городе. К примеру, опираясь на союзные документы, разрешающие работу подростков с 14 лет, Чебоксарский горисполком поручил 170 руководителям предприятий города к 1 марта 1989 г. подготовить рабочие места для учащихся на время летних каникул и на свободное от учебы время. Но к лету на обращение городских властей положительно откликнулись лишь 28 руководителей, 21 — отказали, остальные просто проигнорировали вопрос, в результате чего было создано всего 1858 рабочих мест. Проблему молодежной преступности удалось решить лишь в 1990-е гг.

В 1985 г. после выхода в свет известного постановления ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» в городе были приняты преимущественно административные меры по снижению потреблению вин- но-водочных изделий: решением горисполкома в 3 раза сокращена сеть торговли винно-водочными изделиями и пивом, запрещена реализация спиртных напитков в буфетах, столовых, закрыты все рюмочные. В результате только за первое полугодие их реализация сократилась на 36%, а все местные винные заводы прекратили производство продукции. В целом трезвенническая кампания строилась по принципу «нет алкоголя — нет проблемы». В октябре 1985 г. организована Чувашская республиканская организация Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость, призванная содействовать утверждению здорового образа жизни, борьбе с пьянством, внедрению в быт безалкогольных обрядов и др. В 1987 г. за самогоноварение к уголовной ответственности был привлечен 91 чел., к административной — 82 чел., в целом за нарушения антиалкогольного законодательства к административной ответственности были привлечены около 21тыс. чел, в медвытрезвитель доставлены 15 418 чел.