ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню





  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Развитие народного образования, науки и культуры

Развитие народного образования, науки и культуры

Система образования. Значимые перемены произошли в области народного образования. В рассматриваемый период существенно выросла сеть детских дошкольных учреждений. В 1985 г. 172 детских сада посещали свыше 33,2 тыс. детей, т.е. по сравнению с 1970 г. количество детских дошкольных учреждений выросло на 62 единицы, а число детей в них удвоилось, увеличившись за 15 лет на 16,7 тыс. чел. В то же время обеспеченность города детскими дошкольными учреждениями составляла в 1985 г. 81,2%, в очереди на получение направления в детские сады и ясли насчитывалось 12,9 тыс. детей дошкольного возраста. И хотя к началу 1991 г. число детских садов возросло до 203, проблема нехватки мест оставалась довольно острой: обеспеченность детей в возрасте от 1 года до 6 лет постоянными дошкольными учреждениями составляла в городе всего 72,5%. В то же время необходимо отметить, что в остальных городах и районах Чувашии, за исключением Новочебоксарска, ситуация была еще более плачевной.

К началу 1961 г. в Чебоксарах действовали 23 общеобразовательные школы, в них обучалось более 15 тыс. учащихся, работало 800 учителей. В 1985/86 учебном году насчитывалось уже 50 дневных общеобразовательных школ с 50 тыс. учащимися, а также 12 вечерних (сменных) школ с 6,7 тыс. учащихся; в школах города работало 2672 учителя148. Новые школы строились по типовым проектам и отличались от старых светлыми и просторными классами, учебными кабинетами, библиотеками, спортивными залами. Тем не менее школ не хватало, в 1985/86 учебном году в 72% школах во вторую смену занимались свыше 22% общей численности учащихся, в 1990/91 — 21%, т.е. более 13,1 тыс. чел.

В школах города широко применялись технические средства обучения. С каждым годом все больше открывалось классов с углубленным изучением учебных предметов, профильных и специализированных классов. В 1980-е гг. в Чебоксарах начал осуществляться переход к обучению детей с 6 лет. Первоначально (с 1982/83 учебного года) обучалось всего 57 детей-шестилеток, в 1985/1986 учебном году их число достигло 345 чел., а в 1988/89 учебном году в первый класс было принято 1929 школьников шестилетнего возраста. В связи с усилением внимания к национальным вопросам во 2-й половине 1980-х гг. происходят изменения в структуре изучаемых предметов. Во многих школах вводилось изучение чувашского языка (впервые — с 1983/84 учебного года). По состоянию на 1987 г. в столице республики в 31 школе было открыто 135 таких классов. В 1990 г. в 54 из 59 школ Чебоксар чувашский язык изучался 12,6 тыс. учащимися как учебный предмет. В 1989/90 учебном году в школах города приступили к изучению курса «История и культура родного края». Началось издание параллельных учебников на чувашском языке по истории, географии, биологии для учащихся 5—7 классов. Ас 1991 г. обучение чувашскому языку началось в детских учреждениях с 5-летнего возраста. В ряде дошкольных учреждений города велась работа по воспитанию детей на традициях чувашского народа. По национальной программе велось обучение в средней школе № 6, школе-интернате № 3 и Чандровской начальной школе.

Большое внимание во 2-й половине 1980-х гг. уделялось организации экспериментальной работы. В учебно-воспитательный процесс к началу 1990 г. введено 18 экспериментов: по математике и конструированию (СОШ № 18, 43, 55, 53 и др.), ранней специализации (СОШ № 24, 37, 46), изучению английского языка с 6-летнего возраста (СОШ № 30, 36, 38, 49) и т.д. В СОШ № 54 начался эксперимент по созданию новой модели общеобразовательной школы с открытием на ее базе школы искусств, спортивной школы, производственных объединений и малой школьной академии с введением медико-психологической службы и учителей-ассистентов. Расширялась сеть классов с углубленным изучением предметов: в 1989/90 учебном году в 129 таких классах занимались более 3,6 тыс. учащихся. В Московском районе были открыты 11 профильных классов и кафедрально-педагогический комплекс на базе ЧГУ, ЧГПИ и медицинского училища. В 22 общеобразовательных школах и школах-интернатах № 3 и 4, Ленинском межшкольном учебно-производственном комбинате к началу 1990г. установлена вычислительная техника с дисплеями, что позволило учащимся этих учебных заведений изучать компьютерную грамотность в полном объеме153. На рубеже 1980—1990-х гг. активно началось перепрофилирование средних общеобразовательных школ. Школа № 1, к примеру, стала школой-лицеем, COLLI № 4 — школой с углубленным изучением отдельных предметов на иностранном языке, СОШ № 16, СОШ № 34, СОШ № 46 — школами-гимназиями, СОШ № 24 — педагогической школой и т.д.

Большое внимание в Чебоксарах уделялось внешкольным формам работы с учащимися. В городе действовали сотни внешкольных учреждений и кружков, станции туристов и юннатов, спортивные школы, художественные и музыкальные школы, комнаты школьников. Центром организации воспитательной и внеурочной деятельности школьников являлся Дворец пионеров, бурно развивавшийся в 1960—1970-е гг. Многие его воспитанники стали известными деятелями культуры и искусства, науки и образования, спортсменами, специалистами в разных отраслях экономики и производства. В 1986 г., в год 50-летия Дворца, кружковцы и педагоги получили новое современное здание с просторными кабинетами, актовым залом на 500 посадочных мест, мраморным залом, зимним садом, уютным кафе. Все это позволило увеличить число детских объединений, разнообразить направления их деятельности.

Расширилась сеть средних профессионально-технических училищ, в 1985/86 учебном году в городе действовали 9 профтехучилищ, в которых обучались 6,2 тыс. чел. Был завершен процесс включения всех ведомственных профессиональных школ и училищ в единую систему профтехобразования. Все училища стали выпускать квалифицированных рабочих со средним образованием. Первым на подготовку рабочих из числа учащихся, окончивших 8 классов, которые наряду с профессией получали среднее (полное) общее образование, перешло в 1969 г. ПТУ № 1. В системе профтехобразования профессию получал примерно каждый пятый рабочий промышленности и строительства, каждый третий рабочий транспорта и связи.

Существенно увеличилось число средних специальных учебных заведений. В 1979 г. планово-экономический техникум переименован в экономико-технологический техникум. Здесь готовились экономисты и бухгалтера, специалисты в сфере хранения и переработки зерна. В 1967 г. в Чебоксары из Мариинского Посада переведен строительный техникум, начавший подготовку техников по промышленному и гражданскому строительству, строительству и эксплуатации сантехнических систем и вентиляции. Чувашская республиканская культурно-просветительная школа в 1969 г. преобразована в Чувашское республиканское культурно-просветительное училище, готовившее кадры для учреждений культуры. В 1970 г. в целях подготовки специалистов связи среднего звена для предприятий Чувашии и соседних регионов в Чебоксарах открылся техникум связи. Первоначально обучение велось по четырем специальностям: районная связь и радиофикация, автоматическая электросвязь, многоканальная связь, линейно-кабельные сооружения связи. С развитием современных технологий в отрасли совершенствовались системы и программы обучения, появились новые специальности. В 1978 г. в городе организован машиностроительный техникум, готовивший специалистов среднего звена для строившегося завода промышленных тракторов. В августе 1979 г. открылось педагогическое училище со специальностями «Дошкольное воспитание» и «Технический труд и черчение».

Всего в 1985/86 учебном году в Чебоксарах действовало 14 средних специальных учебных заведений, в них обучалось 12,9 тыс. учащихся. Наиболее крупными учебными заведениями являлись планово-экономический, электромеханический, машиностроительный, энергетический и строительный техникумы, педагогическое, торговое и медицинское училища. В 1969 г. в Чебоксарах открылась межобластная школа подготовки младшего и среднего начальствующего состава МВД Чувашской АССР (с 1979 г. — Чебоксарская специальная средняя школа милиции). Она готовила участковых инспекторов милиции и сотрудников уголовного розыска для органов внутренних дел.

Дальнейшее развитие получило высшее образование. Если в 1965/66 учебном году в вузах обучалось 10,4 тыс. студентов, то в 1986/87 учебном году — 18,1 тыс., в том числе на дневных отделениях занималось 10,2 тыс. чел., на вечернем — 2,6 тыс. и на заочном отделении — 5,3 тыс. чел.156 В 1990/91 учебном году в вузах города насчитывалось 19,4 тыс. студентов. В высших учебных заведениях работало более половины всех научных работников Чувашии, в том числе 94,2% докторов и 84,6% кандидатов наук. Всего в вузах работало около 1270 преподавателей, среди которых в 1987 г. насчитывалось 57 докторов наук и профессоров, 657 кандидатов наук и доцентов. Усилия коллективов вузов были сосредоточены на двух главных направлениях — повышение качества подготовки специалистов и выполнение научно-исследовательской работы. Потребности общества вызывали появление новых специальностей и новых факультетов. К концу 1980-х гг. подготовка кадров велась по 39 специальностям.

Самым молодым и крупным учебным заведением города стал Чувашский государственный университет, открытый в 1967 г. на базе филиала Московского энергетического института (во вновь открываемый вуз вошли три факультета МЭИ — электротехнический, электрификации промышленности и общетехнический) и историко-филологического факультета Чувашского государственного педагогического института. Кроме четырех указанных факультетов, дополнительно были открыты химический, медицинский и экономический факультеты; с 1968/69 учебного года организован физико-математический, в 1978/79 — строительный, в 1991 — юридический факультеты; в 1990 г. из историко-филологического выделились в качестве самостоятельных факультетов исторический, филологический, чувашской филологии и культуры. Ректоры университета профессора С.Ф. Сайкин и П.А. Сидоров обеспечивали слаженную работу многотысячного коллектива преподавателей, сотрудников и студентов. В 1985 г. на 60 кафедрах университета трудилось 40 докторов и 350 кандидатов наук, более половины всех преподавателей имели ученую степень и звание. На 10 факультетах по 22 специальностям обучалось свыше 10 тыс. студентов. По численности студентов ЧГУ стал пятым в РСФСР после Московского, Ленинградского, Мордовского и Воронежского университетов. За первые 20 лет существования университет подготовил около 24 тыс. специалистов, в том числе учителей, врачей, инженеров, экономистов, научных работников. В процессе выполнения исследований по техническим наукам коллектив университета поддерживал постоянные связи с более чем 100 предприятиями города, республики и страны. В 1985 г. университет имел 12 филиалов кафедр на различных чебоксарских предприятиях. Филиалами кафедр медицинского факультета являлись более 30 клинических баз в 25 медицинских учреждениях. В конце 1980-х гг. с целью установления еще более тесного творческого взаимодействия университета с производством и научными исследованиями были организованы учебное научно-производственное объединение «ЧГУ—ЧЗПТ» и «ЧГУ — проектно-строительное объединение «Чувашстрой». Среднегодовой объем научно-исследовательских работ, выполненных сотрудниками университета, составлял568,2тыс. руб. в 1967—1976 гг., свыше 1,4 млн руб. в 1977—1980 гг., а в 1981 — 1985 гг. он превысил сумму 2,5 млн руб. Более 70% хоздоговорных научно-технических работ ориентированы на создание ресурсосберегающих технологий.

Чувашский государственный педагогический институт им. И.Я. Яковлева ежегодно выпускал примерно 700 учителей по 14 специальностям, благодаря чему республика входила в число лучших регионов страны по обеспечению общеобразовательных школ учителями высшей квалификации.

Были открыты новые факультеты: музыкально-педагогический (1964), физического воспитания (1969), педагогики и методики начального обучения (1977). За достигнутые успехи в подготовке педагогических кадров институт в 1980 г. награжден орденом Трудового Красного Знамени. Главной темой исследования научно-технических кадров института являлись вопросы педагогики и методики преподавания в общеобразовательной и высшей школе. В 1974 г. в институте была издана книга Г.Н. Волкова «Этнопедагогика», являвшаяся первым опытом создания теории народной педагогики в стране.

В Чувашском сельскохозяйственном институте ежегодно выпускалось по 280 агрономов, зооинженеров и инженеров по механизации сельского хозяйства. Во многих уголках республики и страны трудились его выпускники. В 1985 г. на 4 факультетах функционировали 28 кафедр, работали 6 докторов и 82 кандидата наук. Коллектив вуза охватил различными формами научного обслуживания свыше 500 колхозов и совхозов Чувашской и Марийской республик. Ими были разработаны новые схемы почвообрабатывающих машин, мероприятия по рациональному использованию техники, механизации производственных процессов в растениеводстве и животноводстве.

В городе действовали также филиалы крупнейших вузов страны. Учебно-консультационный пункт Московского кооперативного института в 1974 г. преобразован в заочный факультет, а в 1976 г. — в филиал этого института. В начале сентября 1984 г. коллектив преподавателей и студентов начал занятия в новом учебном здании в Северо-Западном районе города. На двух факультетах обучалось свыше 1,3 тыс. студентов. Филиал ежегодно выпускал примерно 100 специалистов по бухгалтерскому учету и экономике торговли, которые получали распределение по республикам и областям Нечерноземной зоны РСФСР. Летом 1991 г. Чебоксарский филиал Московского кооперативного института первым среди вузов республики перешел на платное образование, установив сумму за обучение 5000 руб. в год.

Успешно продолжал работу по подготовке инженерных кадров учебно-консультационный пункт Всесоюзного заочного политехнического института (ВЗПИ).

В середине 1960-х гг. в вузах республики зародилось движение студенческих строительных отрядов — трудовых коллективов студентов, добровольно объединявшихся на время летних каникул для участия в строительстве народнохозяйственных объектов. В июле 1964 г. 100 студентов Волжского филиала Московского энергетического института в дни летних каникул участвовали в работах, связанных с электрификацией колхозов и совхозов республики. В этом же году отряд из студентов Чувашского государственного педагогического института работал на строительстве химического комбината. Вскоре новое движение приняло широкий размах. Хотя основным направлением деятельности отрядов было сельское строительство, они также участвовали в сооружении объектов Чебоксарского завода промышленных тракторов и Чебоксарской ГЭС. С 1968 г. большое количество чебоксарских студентов ежегодно выезжало за пределы республики, участвуя в работе Всесоюзных сводных студенческих строительных отрядов.

В мае 1991 г. на базе Чувашской школы управления агропромышленным комплексом организован Чувашский институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов агропромышленного комплекса.