ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ

Основное меню

free accordion joomla menu

Меню о Чувашии

free accordion menu module

Города Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Образование и культура

Образование. Здравоохранение. Культура

Система образования. Первым шагом в деле общекультурного подъема жителей города и Чувашской АССР явилась широкомасштабная кампания по ликвидации неграмотности. Согласно постановлению ЦИКа Чувашской АССР от 4 октября 1929 г. в республике проведена перепись неграмотного и малограмотного населения в возрасте от 12 до 50 лет. Для этого организована специальная комиссия из представителей Наркомпроса, Чувашского статистического управления и Общества «Долой неграмотность». В Чебоксарах, как и в других городах и поселках, перепись прошла в течение 5 дней. В городе работали инструктор и 20 переписчиков (в качестве последних на общественных началах привлекались грамотные горожане). Судя по отчету Особой комиссии по ликвидации неграмотности, кампания прошла успешно, охватив все неграмотное и малограмотное население города. В ходе нее были организованы ликпункты, учебные комитеты, драмкружки. Организаторы акции стремились создать благоприятные условия для обучения неграмотных. Так, на время учебы женщин-работниц, для ухода за их детьми прикреплялись грамотные женщины, ученикам из батраков и бедных оказывалась материальная помощь. В работе пунктов ликвидации неграмотности имелись и недостатки: при комплектации групп не учитывались степень грамотности, возрастной состав, социальное положение; часто менялись преподаватели, не было специально выделенных помещений. В рамках программы ликвидации неграмотности в 1929 г. открыта общеобразовательная школа для взрослых, которая содержалась на средства горсовета. В ней обучались и временно проживающие в столице сельчане, которые с наступлением весенних полевых работ уезжали по домам. В 1930 г. среди 65 ее учеников преобладали женщины; чувашей и русских было примерно поровну, многие относились к домашней прислуге и безработным. Занимались в среднем 18—21 час. в неделю.

Ликвидация неграмотности дала заметные результаты, хотя о полном решении проблемы говорить не приходилось. В 1930 г. среди взрослого населения имелось 302 чел. неграмотных и 670 чел. малограмотных, а к 1940 г. соответственно 214 и 503 чел. Решением исполкома горсовета от 4 марта 1941 г. вновь была создана комиссия по ликвидации неграмотности и обучению малограмотных в Чебоксарах.

К 1931 г. в ведении горсовета находились двое детских яслей, одни из которых принадлежали спиртзаводу. Мест в них не хватало, поэтому проводился отбор по материальному и социальному положению родителей. Бесплатно принимали детей пенсионеров, красноармейцев и лиц с революционными заслугами, а также из семей, где душевой доход составлял 8 — 10 руб. Если на каждого члена семьи выходило по 12—15 руб., то за ребенка платили 3 руб. в месяц, 36 — 50 руб. — 15 руб., свыше 50 руб. — 20 руб. В условиях нехватки молока и молочных продуктов снабжение детей в детских садах молоком осуществлялось по рецепту врача со справками районного исполнителя о семейном положении, а также с места работы родителей — по разрешению горсовета и лишь в случае, если в среднем ставка на едока не превышала 30 руб. К 1932 г. в Чебоксарах действовало 2 яслей, где числилось 76 детей, а к 1933 г. — 105. Что касается детских садов, то их число неуклонно росло: в 1932 г. — 4 (охватывали 311 детей), в 1935 г. - 8 (484), а в 1939 г. - 13 (802).

В Чебоксарах в начале 1930-х гг. действовали школа II ступени и школа ФЗО. Для большинства учащихся обучение было платным (5 — 300 руб.) В 1931 г. в городе бвведено всеобщее 7-летнее образование. В связи с этим взяли на учет детей школьного возраста в количестве 2484 чел.

В 1932 г. открыта средняя школа им. Горького, которой был придан статус образцовой, на следующий год — начальная школа колхоза ЦРК. Традиционно советская школа занималась не только образованием, но и трудовым и нравственным воспитанием детей. При учебных заведениях действовали мастерские «для труда по дереву и металлу», слесарные. В школах им. Горького им. Бубнова организованы секции добровольных обществ (Автодор, Осоавиахим), драматические, литературные, антирелигиозные и кружки юннатов. Вожатыми, как правило, работали старшеклассники, студенты рабфака, техникумов и пединститута. При школах имелись подсобные хозяйства, снабжавшие овощами школьные столовые. Завтрак для учащихся стоил 20 коп.

К середине 1930-х гг. число школ выросло вдвое. Наряду с начальными и средними школами им. Горького, им. Бубнова, им. Крупской, им. Кирова, им. Калинина (всего 3200 учащихся) были открыты 4 неполные средние школы для обучения без отрыва от производства.

Квалифицированных педагогов не хватало. Так, в 1936 г. из 123 учителей городских школ лишь 46 имели высшее образование. Учебные заведения были вынуждены работать в две смены, не хватало учебной литературы, рос процент второгодников. Во 2-й половине 1930-х гг. увеличились расходы на образование, что позволило в 1935—1939 гг. построить 5 школьных зданий. Постепенно улучшались показатели с успеваемостью. На качество учебы повлияло открытие в 1939 г. чувашской школы (учащиеся — чуваши из-за языкового барьера зачастую не успевали в учебе и оставались на второй год).

В 1939 г. в 8 школах города работало 155 учителей, в вечерней школе — 12. Из них высшее образование имели 69 чел., незаконченное высшее — 94 чел. Но преподавателей по-прежнему не хватало: учащихся было около 5 тыс. чел., поэтому учителя работали с перегрузкой.

При ряде учреждений и предприятий (артелях, заводах, совнаркоме и др.) действовало с десяток школ, финансировавшихся на их средства. Кроме того, при гороно организованы 2 школы с платным образованием для подготовки призывников и обучения глухонемых. Так решалась проблема нехватки финансов в городской казне и реализовалась программа всеобщего образования.

В Чебоксарах можно было получить специальное профессиональное образование. В 1933 г. работали 4 школы ФЗУ при металлзаводе, типографии и др., 5 рабфаков. Чебоксарская школа Конторско-торгового учениче¬ства («Конторгуч»), готовила профессиональные кадры по специальностям счетоводство, делопроизводство, машинопись, товароведение. Мастеров швейного производства выпускала Школа кройки и шитья при горсовете. Кроме того, при гороно были открыты платные курсы машинописи. За 5 мес. обучения члены профессиональных союзов платили 50 руб., остальные — 75 руб.; 15% мест были бесплатными. Занятия велись на русском и чувашском языках.

Свою лепту в подготовку специалистов вносили средние специальные учебные заведения. Учителей готовили Центральный чувашский педагогический техникум с 4-годичным сроком обучения (в 1930 г. — 348 учащихся) и музыкальный техникум207. Действовали Чебоксарский садово-огородный (в 1930 г. 34 учащихся), кооперативный (в 1930 г. 33 учащихся) и кустарно-промышленный (в 1930 г. 122 учащихся) техникумы208. К 1933 г. в техникумах обучалось 502 чел. До 1932 г. национальные кадры управленцев готовила советско-партийная школа.

Первым вузом в Чебоксарах является Чувашский педагогический институт, открытый в 1930 г. Первоначально он имел физико-технический и общественно-литературный факультеты. Позднее открыты заочное отделение и новые факультеты: физико-математический, исторический и филологический. К пединституту относился учительский институт с 2-годичным сроком обучения, открытый в 1930 г. в связи с введением всеобщего 7-летнего образования. Он готовил учителей для неполных средних школ, имел отделения языка и литературы, истории, физики и математики, естествознания и географии, рабфак (подготовительные курсы).

В 1931 г. организован Чувашский сельскохозяйственный институт с факультетами кормодобывания и зоотехники крупного рогатого скота. Его первые выпускники были направлены в различные регионы страны (Кировская, Куйбышевская, Горьковская области и Казахстан).

В 1934—1939 гг. действовала Высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа, готовившая руководящих работников для МТС, колхозов и совхозов, сельского и районного партаппарата. Специалистов для города других профессий готовили вузы соседних республик и областей, Москвы и Ленинграда. Год от года росло число направленцев на учебу из Чувашской АССР: в 1928 г. их было 130 чел., в 1933 г. — 525 чел. Среди них были и жители Чебоксар. Во 2-й половине 1930-х гг. была отменена система квотирования мест в вузах страны для Чувашии.

В деле привлечения молодежи из рабоче-крестьянской среды в вузы и техникумы важную роль сыграли рабочие факультеты. Чувашский рабфак открыт в 1921 г., а в 1930 г. реорганизован в 3 самостоятельных рабфака: индустриально-строительный, педагогический, сельскохозяйственный. Кроме того, в Чебоксарах действовали филиалы Нижегородского краевого медицинского рабфака, Московского автодорожного института и Чувашское отделение Нижегородского комвуза.