ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню



Меню о Чувашии

free accordion menu module


  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Сухие цифры статистики

Сухие цифры статистики.

Домашний быт. Домашний быт у разных слоев населения Чебоксар был не вполне одинаков. Для домашнего быта горожан, наряду с особенностями, были характерны и общие черты. Под домашним бытом принято понимать структуру, состав семьи, распорядок дня — режим работы, питания и отдыха, гостеванье, брак, рождение и воспитание детей, похороны, поминки. Сюда же можно отнести лечение от болезней.

В 1710 году в Чебоксарах в 289 дворах посадских людей было учтено 714 мужчин (47,7 %), 783 женщины (52,3 %), итого 1497 человек (100 %). Людность одного двора (семьи) составила 5,18 человека. При этом в возрасте до пяти лет 125 мужского пола и 133 женского пола, (всего 258 человек), до 10 лет 84 и 81 (165), до 15 лет 66 и 73 (139), до 20 лет 64 и 65 (129), до 30 лет 90 и 142 (232), до 40 лет 116 и 127 (243), до 50 лет 80 и 83 (163), до 60 лет 56 и 49 (105), до 70 лет 24 и 23 (47), до 80 лет 9 и 5 (14). Следовательно, из общего количества 1497 человек люди обоего пола до 20 лет составляли 562 человека (37,54 %), свыше 20 лет до 40 лет — 604 человека (40,53%), свыше 40 лет до 60 лет — 270 человек (18,04%), свыше 60 лет до 80 лет — 61 человек (4,07%). Во время ландратской переписи 1717 года, проведенной в Чебоксарах не присланными из Москвы переписчиками (писцами), а местной воеводской (ландратской) канцелярией, была допущена утайка душ. В 263 дворах посадских людей было учтено 674 мужчины (48,38%), 719 женщин (51,62%), всего 1393 человека (100%). Средняя людность семей составила 5,30 человека.

Сухие цифры статистики-001

В 1721 году в Чебоксарах в 235 дворах посадских людей проживало 754 мужчины, женщин могло быть около 800, всего примерно 1554 человека. Средняя людность одной семьи 6,61 человека. В 1795 году в Чебоксарах в 753 домах (дворах) людей всех сословий проживало 4687 человек обоего пола (100%), в том числе мужчин 2217 (47,30%), женщин 2470 (52,70%). Средняя людность семей составляла 6,23 человека. Фактически могли быть семьи в два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять и более человек. Это зависело от поколенности, малодетности и многодетности семей. М.Г. Рабинович по переписным книгам начала XVIII века приводит данные об одном уездном городе, где семьи из одного поколения составляли 8,6%, семьи из двух поколений — 72,4%, семьи из трех поколений 19,0%. Средняя численность семьи из одного поколения была два с лишним человека, но колебалась от двух (86,7% случаев) до шести человек (13,3% случаев). В однопоколенных семьях из двух человек жили муж и жена или брат с сестрой, два брата, сын умерших родителей с племянником, две сестры, численностью более двух человек — братья, сестры, племянники и племянницы, пасынки и прочие, относящиеся к одному поколению. В семьях из двух поколений в большинстве случаев жили пять человек (родители, трое детей). Но также семьи могли состоять из двух человек (один из родителей и сын, или дочь) и до 13 человек — отца и матери, детей, невесток, племянников и племянниц, пасынков, падчериц и прочих. Семья из трех поколений насчитывала в среднем восемь человек, могла состоять из 4-х — 14-и человек «преимущественно по прямой нисходящей линии: родители — дети — внуки; братьев, сестер, невесты и племянников в таких семьях было немного. Старшее поколение лишь в половине случаев сохранялось полностью. Семьи привилегированных сословий в основном состояли из двух поколений.

Глава семьи.

И в XVIII столетии, как и в предшествующие века, велика была роль главы семьи. Он «представлял семью в целом во всех ее внешних функциях»: отвечал за уплату податей и выполнение повинностей, служб, обязательств по городскому хозяйству, нес ответственность не только за свои действия, преступления и поступки, но и за нетяжкие преступления членов семьи, представлял семью перед властью и церковью, на посадских сходах. Внутри семьи власть ее главы была неограниченной. Он «распоряжался имуществом семьи и судьбой каждого из ее членов, решал вопросы женитьбы сыновей и выхода замуж дочерей, отвечал перед властью и церковью за трагические случаи с членами семьи». «Глава семьи управлял всем домом, всеми членами семьи и домочадцами. Его распоряжения должны были выполняться беспрекословно. Он мог применять к членам семьи и домочадцам наказания, в том числе и физические». Но в городской семье женщина-хозяйка играла большую роль вообще в семейном укладе, главенствующую роль во всех домашних делах, в хранении запасов продуктов и приготовлении пищи, шитье одежды, уходе за детьми и т.п. В богатых семьях хозяйка регулировала работу слуг. В малосостоятельных семьях, где глава семьи был полностью занят ремеслом или работой на хозяина, роль женщины-хозяйки была более значительной. «Если женщина оставалась вдовой, то до совершеннолетия детей она являлась главой семьи. На нее записывался посадский двор». В описании быта чебоксарцев П.С. Попов пишет, что главе семейства «прочие члены семьи подчиняются даже до того, что в благо учреждённом доме ничего важного не предпринимается без благословения родительского, которое так высоко ценится, что дети и в дальней отлучке от родителей при каждом случае просят родительского благословения... Степень уважения после родителей переливается и старшему |сыну] в семье. Хорошие дети отдают во всем отчет и приобретенные деньги в распоряжение отца. Но мать имеет свой капитал от огородничества, скота, молока, от холстов и шерсти, ежели, разумеется, излишеству что-нибудь идет на продажу. Но она не вольна ни в продаже хлеба, ни скота, чем распоряжается уже муж. Сберегательные капиталы отец употребляет по хозяйству и на доме, также на подати с повинностями и на одежду сыновей. Мать же печется о нарядах для дочерей и о их приданом. Эго, впрочем, ведется более в простонародье. Но в купечестве и мещанстве власть перевешивает иногда капитал, а не личное право супруги вместо супруга... В этом состоянии, то есть высшем, раздел имений, выдел приданого и прочее делается большею частию на бумагах, следуя законному порядку». В случае раздела имущества семьи оно делилось между сыновьями. Ремеслом, торговлей, «черными работами» занимались мужчины, домашним хозяйством — преимущественно женщины, подсобными занятиями — огородничеством, садоводством, уходом за скотом, рыболовством и т.п. — и мужчины, и женщины. В большинстве городских семей дети с малых лет приобщались к труду, учились ремеслам, дети дворян, чиновников, духовных лиц — грамоте. Девочки помогали матери, учились прядению, ткачеству, шитью, вязанию, вышиванию, приготовлению пищи. В богатых семьях жена в основном выполняла супружеские обязанности. Хотя город являлся оживленным поселением, но дворы являлись замкнутыми гнездами. Жизнь во дворе текла изолированно. Весьма замкнутый образ жизни вела женская часть семьи.

Сухие цифры статистики-002

Жизненный процесс в семье.

О распорядке дня богатых горожан Н.И. Костомаров писал: утром «краткая молитва — одевание — умывание (мылом и розовой водой), посещение заутрени или молитва дома, занятия хозяйственными делами (а для хозяина — еще и исполнение своих обязанностей вне дома). Если при этом оказывалось свободное время, хозяин занимался чтением, хозяйка — шитьем. В десять часов утра — посещение обедни, в полдень — обед, потом — отдых и снова дела часов до шести, когда слушали вечерню». У горожан среднего достатка и бедных день начинался очень рано. «Фиксированный для всей семьи утренней еды — общего завтрака, по-видимому, не было, так как у каждого члена семьи были какие-то свои обязанности, по времени не совпадавшие с обязанностями других членов семьи». Завтрак и полдник не требовали предварительной молитвы. Мужчины с раннего утра были заняты производственными делами, женщины ухаживали за скотом, грели остатки вчерашней пищи. После разновременного завтрака мужчины продолжали производственные работы, женщины готовили обед, занимались домашними делами, рукоделием. Перед обедом глава семьи произносил важнейшие молитвы, молилась вся семья, которая могла посещать и обедню в церкви. В мясоед (примерно 160 дней в году) подавались мясные щи или борщ, или же уха, каша, мясные, рыбные добавки, овощи и фрукты, пили квас или другие напитки, в постные дни (их было 200 дней в году) ели постные щи, уху, кашу, кисель, сушеную нежирную рыбу, овощи и фрукты, не обходились без кваса. В праздничные дни к обеду подавали пироги, ватрушки, блины и прочее. После обеда — часа два отдыха, затем продолжение работ, начатых с утра. У богатых к обеду подавали разнообразные очень вкусные кушанья. Богатые отдыхали до полдника. В полдник ели легкую пищу, запивая напитками. Работали до ужина. Перед ужином — молитва всей семьей или посещение вечерни в церкви. На ужин подавали кашеобразные блюда с мясом или без него, рыбу, творог, кисели и прочее, квас. После ужина состоятельные семьи отдыхали, развлекались, беднота продолжала работать. Распорядок дня горожан, занятых черной работой, работных людей мануфактур, работавших по 13—14 часов в сутки, бурлаков был трудно выносимым.

Сухие цифры статистики-003