ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню





  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Общественно-политическая жизнь, просвещение, быт и культура

Общественно-политическая жизнь, просвещение, быт и культура

Идеологическая сфера. В годы войны стала очевидной ненужность многих, ранее обязательных элементов идеологической работы. Основной ее задачей стала связь с практическими делами предприятий, коллективов, распространение и пропаганда передового опыта. Для пропагандистов стало важно дойти до всех жителей города, в том числе не занятых в общественном производстве. С этой целью жилые дома прикреплялись к партийным организациям предприятий и учреждений, руководители которых несли ответственность за состояние агитационной работы.

При горкоме партии работала лекторская группа из 3 штатных и 45 нештатных лекторов. Кроме того, в качестве докладчиков регулярно привлекалось 120—130 чел. из партийно-советского актива. В пропагандистской работе на второй план отошло изучение вопросов марксистско-ленинской теории, истории партии, ключевое место заняло идеологическое воспитание. В течение августа 1944 г. — июля 1945 г. ЦК ВКП(б) принял 6 постановлений, имеющих непосредственное отношение к идеологической работе.

В декабре 1944 г. в Чебоксарах организован вечерний университет марксизма-ленинизма, на трех факультетах которого занималось более 100 секретарей первичных партийных организаций, хозяйственных руководителей, работников образования, искусства, медицины. Была расширена сеть кружков, политшкол, семинаров по изучению истории партии, марксистско-ленинской философии, политической экономии и вопросов конкретной экономики. Для молодых коммунистов при горкоме ВКП(б), а также при крупных партийных организациях предприятий созданы ленинские школы.

Связь тыла и фронта принимала разные формы. Постоянные контакты поддерживали трудящиеся Чувашии с подшефной 324-й стрелковой дивизией. Делегации из республики неоднократно выезжали в эту воинскую часть, встречались с земляками. В свою очередь, воины дивизии приезжали в Чувашию, рассказывали о жизни и подвигах фронтовиков. В конце июля 1942 г. опубликовано письмо воинов дивизии к трудящимся г. Чебоксар, в котором рассказывалось о боевых успехах части. Жители города поддерживали связь и с другими воинскими частями и соединениями.

Заметная роль в политико-воспитательной работе принадлежала местному радиовещанию и периодической печати. В конце III кв. 1943 г. в радиокомитете республики организован сектор пропаганды и агитации, который уже к началу 1944 г. провел 300 передач, в основном на чувашском языке. В ноябре 1944 г. в республиканских газетах «Красная Чувашия» и «Чаваш коммуни» восстановлены отделы партийной жизни, пропаганды и агитации.

Политико-воспитательную, пропагандистскую работу вели в основном коммунисты и комсомольцы. В городской парторганизации на 1 июня 1941 г. состояло 1576 членов и кандидатов в члены ВКП(б). Коммунисты в числе первых отправлялись на фронт. Аппарат горкома ВКП(б) за полтора года войны обновился на 90%, сменились практически все секретари первичных партийных организаций. К концу апреля 1942 г. мобилизовано 590 членов и кандидатов в члены ВКП(б) городской парторганизации. За то же время она пополнилась 637 членами из числа эвакуированных. К концу войны на учете в ней состояло 2447 коммунистов.

Комсомольцев в Чебоксарах в мае 1945 г. насчитывалось 4253 чел., что на 843 чел. больше численности этой организации на 1 июня 1941 г.

В годы войны смягчилась политика государства в отношении церкви. Верующие активно участвовали во всенародном движении помощи фронту, в т.ч. в сборе средств на танковую колонну «Дмитрий Донской». Активную роль при этом играли священнослужители. В Чебоксарах вновь открыт Введенский собор, первая служба в котором прошла на Рождество — 7 января 1944 г. Храм не всегда мог вместить всех верующих.