ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню





Меню о Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Нравы и обычаи жителей посада

Нравы и обычаи жителей посада.

О чебоксарских женщинах П.С. Попов пишет: «Они охотницы повеселиться, погулять. Маленькие девчата знают все почти песни взрослых и в играх очень переимчивы, забывая свой иногда возраст и благонравие. Забавы их: песни, хороводы и пляски при орудиях музыкальных: скрипке, гуслях чувашских и гармонике... Мы укажем на некоторые особые гулянья здесь в городе, существующие и нерушимо соблюдаемые. От дня Пасхи, продолжающиеся хороводы, по вечерам в воскресенье и праздничные дни, дают место и нарочитым гульбищам в ближайших деревнях. Так, в день Вознесения [Господни] ходят в Грязево, в Троицын день — в Лакреево, в Духов [день] — в Кнутиху, а в Заговенье посещают заштатную пустынь Геронтьевскую, где испивши из родника холодной ключевой воды и походя между могил по ограде, возвращаются на Крутую гору правого берега Волги. Здесь песни деревенских певиц и их вычурные пляски доставляют удовольствие градской публике... В деревнях публика прошивается по господским садам и молодежь качается на качелях. Тут найдется несколько простых лакомств у продавцов. А знакомые у господ находят в крестьянах выпивку. К вечеру возвращается городское общество в город, а деревенские в свои селения. Здесь уместно сказать, что в кружечных дворах (питейных домах), на праздниках, массовых гуляньях и даже семейных пиршествах иногда случались ссоры. П.С. Попов по этому поводу замечает: «Вообще надобно сказать, простой народ на празднествах весьма склонен к быстрым переходам от дружелюбия к ссоре и от ссоры к миру. Наблюдатель нравов может заметить эту черту характера на каждом гулянье или общественном празднике. Как часто случается видеть двух земляков, выходящих из питейного дома, которые, пошатываясь, сначала обнимаются и целуются, потом вдруг начинают спорить и браниться; потом, поправив рукавицы, приятели подчивают друг друга кулаками и, наконец, опять возвращаются туда, откуда вышли, и празднуют победу. Они любят: «Подравшись, утопить вражду свою в вине».

Нравы и обычаи жителей посада-001

В Чебоксарах пять-шесть девушек «без нужды раз пять в сутки сходят за водой на речку и вылить хоть под угол... Уже непременно каждая успела принарядиться, подбелиться и прирумяниться. Они идут за водой и с водой нога в ногу, во всю ширину улицы и судят, и рядят... что ближе девушкам». Тут их встречают парни и сопровождают до речки и обратно. Девушкам же «летнею порою посидеть на завалинке под окном, не пропустить и птички летящей, — на это уж взять здешних молодых! А сколько тут пересудов, новостей...». И здесь к ним собирались парни.

Нравы и обычаи жителей посада-002

Военные игры в посаде.

В русских городах с древних времен были заведены военные игры — взятие снежного городка, борьба, кулачные бои, конные соревнования. В большинстве городов, вероятно, и в Чебоксарах, «на городской площади или на льду реки возводилась из снежных блоков крепость, которую полагалось штурмовать на коне. Снежный городок окружала толпа пеших защитников (по большей части молодежи обоего пола и даже детей) с лозами в руках. Когда всадник пытался вскачь проникнуть к городку, его лошадь немилосердно хлестали, отгоняя от заветной цели. Чтобы прорвать этот кордон, нужно было обладать незаурядным умением править конем, смелостью и хитростью». Были и другие вариации этой военной игры. Повсеместно была распространена борьба между двумя мужчинами без оружия. В древности она часто приводила к трагическому исходу. В XVIII веке она носила спортивный характер. В некоторых городах победитель в качестве приза получал платье побежденного. Обычно же устанавливался приз победителю. Другой вид борьбы — кулачный бой, сохранивший следы боевой подготовки. Он носил характер коллективного соревнования, где противостояли партия на партию. «Сам бой мог распадаться на множество поединков, где каждый схватывался с каждым («схватка-сцеплянка»), или вестись организованно, «стенка на стенку», под командой с каждой стороны какого-либо особо авторитетного бойца, руководившего, кажется, в основном личным примером». До XVIII века кулачные бои были жестокими. Сигизмунд Герберштейн, посетивший Россию в 1516 и 1526 годах, наблюдавший, вероятно, кулачный бой по принципу «свалка-сцеплянка», так описывал кулачные бои: «Юноши наравне с подростками сходятся обычно по праздничным дням в городе на обширном и известном всем месте... Они созываются вместе неким свистом... Созванные, они тотчас же сбегаются вместе и вступают в рукопашный бой; начинают они борьбу кулаками, а вскоре без разбору и с великой яростью бьют ногами по лицу, шее, груди, животу и детородным частям и вообще каким только можно способом они поражают других, состязаясь взаимно о победе, так что часто их уносят оттуда бездыханными...» В XVIII веке в основном применялся принцип «стенка на стенку». Кулачные бои проводились в праздничные дни главным образом зимою, участниками в теплой одежде. Основным средством ударов были кулаки в рукавицах, в которых запрещалось иметь что-либо твердое. Бои проводили на площади или на льду. Боролись две борющиеся стороны. Одна выходила победителем. Могли выступать слобода на слободу, улица на улицу. В Нижнем Новгороде, например, выступала подгородная слобода Кунавино против самого города. Бой велся на покрытой льдом реке Ока. В кулачных боях лежачего или истекающего кровью уже не били. Трагические случаи были редки. Большой интерес горожан вызывали конные соревнования, также носившие боевой характер. В начале 40-х годов XVIII века Синод обратился к Сенату с ходатайством о запрещении законом проведения в России «скачек, ристаний, плясок, кулачного боя и других бесчинств». Но Сенат в 1743 году решил, что «подобные общие забавы в свободное от работы праздничные дни ... служат для народного полирования, а не для какого безобразия».

Нравы и обычаи жителей посада-003

Праздничные игры.

По праздникам, воскресным дням и в обычное свободное время проводились мирные игры и развлечения — городки, качели, мяч, катания разных форм. Излюбленным развлечением была игра в рюхи, или городки. Короткая чурка называлась рюхой или свинкой. Из рюх складывались фигуры, которые ставились в очерченном пространстве — городке. Городки могли быть очерчены как в форме квадрата, так и в форме круга. Стороны с определенного расстояния бросаемыми палками разбивали разные фигуры из чурок. Сторона, разбившая фигуру, получала балл. Играли две команды, в каждой по несколько человек. Проигравшие игроки катали победителей на собственной спине. В XVIII веке играли в свайку: игрок должен был попасть острым предметом, скажем, гвоздем, на центр очерченного на земле небольшого круга — в свайку. Одним из видов игры в бабки являлось катание яиц. «Крашенные яйца выкладывались в кон, как бабки. Играющие по очереди катали с определенного расстояния сделанный из тряпок небольшой диск». Яйцо, в которое диском попадал играющий, переходил ему. Летом мужчины вдвоем или командами играли в мяч. Изготовляли кожаные мячи диаметром 4—5 сантиметров для игры в лапту, и диаметром 15—20 сантиметров для игры типа футбола, волейбола или баскетбола. Успех игры решался попаданием бросаемого или ударяемого ногой мяча в ворота или на столб. Это — очень подвижная игра.

Нравы и обычаи жителей посада-005

 

Если указанные игры-соревнования являлись мужскими, то катание на качелях — летнее женское и детское развлечение. Мужчины обычно раскачивали женщин и детей. Качели были разных форм, способы качания на них были разнообразны: скакание (качание) на толстой длинной доске, под которую посередине клали круглый чурбан; два врытых в землю столба соединялись вверху перекладиной, на которой крепились веревки с сиденьем, куда садились качающиеся (перекладины могло и не быть); круглые качели — стационарное сооружение, похожее на современное «колесо обозрения», но только с четырьмя «лопастями», на которых свободно подвешены сиденья». Зимою на всех гуляньях развлекались катаньем с гор и горок. Берега рек и речек, протекавших рядом с городом или через город, давали возможность устраивать горы любой крутизны. В XVIII веке для катания с гор сооружались специальные постройки. Устраивались снежные горки. С гор и горок катались в салазках, санках, на досках преимущественно дети, девушки и парни. Катанием с гор увлекались и взрослые персоны. Во время общественных и семейных (свадебных) праздников, главным образом в масленичную неделю катались на лошадях — в санях, колясках, верхом. В Чебоксарах катание на лошадях устраивалось по главной Благовещенской, Введенской и некоторым другим улицам. В XVIII веке во всех этих играх и забавах участвовали рядовые горожане. Дворяне, чиновники, духовенство, богатые купцы являлись зрителями. Дворяне веселились на балах, возникших в XVIII веке клубах, собирались в губернские центры на «ассамблеи».

Нравы и обычаи жителей посада-004

В XVIII веке, как и ранее, в Чебоксарах ночью ходить было небезопасно. На улицах и площадях города появились сторожевые будки, в которых дежурили будочники с алебардами — из военных и инвалидных команд, ставились «створчатые рогатки» (особенно много их было установлено в Чебоксарах во время пугачевского восстания), по улицам, переулкам и проулкам ночью ходили с колотушками дежурные из горожан.

Нравы и обычаи жителей посада-006