ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню





  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Культура и искусство

Культура и искусство.

В культурной жизни Чебоксар первых годов советской власти широкое развитие получила художественная самодеятельность. Ярче всего она проявилась в области музыкального и театрального искусства.

Наиболее демократичной формой музыкального искусства, позволявшей вовлечь в свои ряды всех желающих, независимо от их подготовки, было хоровое пение. Вскоре после Февральской революции учитель пения В.П. Воробьев по просьбе Чебоксарского Совета сформировал из рабочих Ефремовского деревообрабатывающего, металлического заводов и солдат караульной роты грандиозный по тем временам хор численностью 150 чел. Первомайское выступление хора, исполнившего революционные песни — «Интернационал», «Варшавянку», «Отречемся от старого мира», «Смело, товарищи, в ногу», «Вы жертвою пали» и др. — произвело сильное впечатление на горожан. В дальнейшем хор выступал на всех городских демонстрациях и митингах. После образования автономии состав хора пополнялся учащимися школ и курсов, а репертуар — чувашскими песнями91. Другим хором, исполнявшим русский репертуар, руководил заведующий подотделом искусств Чувашского облоно Т.Д. Алексеев. Он был создан из служащих Чебоксар сразу после провозглашения ЧАО, просуществовал около года.

Энергичным организатором хорового искусства был Ф.П. Павлов. Руководимый им хор школьных работников Акулевской волости в мае 1919 г. дал первый в Чебоксарах концерт на чувашском языке, состоявший из произведений самого Ф.П. Павлова. В том же году он создал хоровой кружок в Чебоксарах и организовал еще несколько концертов чувашской песни в пользу голодающих детей Петрограда и Москвы. По воспоминаниям, «почти все песни исполнялись по желанию зрителей по два-три раза». В августе 1920 г. Ф.П. Павлов приглашен преподавателем в Центральный чувашский педтехникум. Здесь он создал новый самодеятельный коллектив, фигурировавший в документах того времени под названием «Чувашский национальный хор». Репертуар хора разделялся на отделы: классический, новейший (революционный), чувашские народные песни.

Положение Чебоксар как областного центра способствовало развитию музыкального искусства: складывалась традиция масштабного проведения революционных праздников; регулярно проводились крупные акции, съезды, конференции, непременным атрибутом которых была музыка.

Осенью 1920 г. в Чебоксарах открылась первая в Чувашии музыкальная школа на 150 чел. В ее основании самое активное участие приняли Ф.П. Павлов, В.П. Воробьев, Т.Д. Алексеев, С.Ф. Иванов, Е.М. Сивере. Первым заведующим школой стал С.Ф. Иванов — бывший преподаватель пения в женской гимназии и регент Успенской церкви, работавший в Чебоксарах с 1898 г. Занятия по классам хорового пения, сольфеджио и вокала вел В.П. Воробьев; Ф.П. Павлов преподавал по классу скрипки, а также музыкальную этнографию на чувашском материале. К лету 1921 г. в школе обучалось 70 учащихся, работало 12 учителей. Имелась мастерская для ремонта музыкальных инструментов.

Непременным атрибутом праздников и митингов являлись театральные постановки и спектакли. Кружок любителей театрального искусства возглавлял председатель исполкома уездного Совета П.П. Бондарев. Первые самодеятельные постановки состоялись осенью 1918 г. Активное участие в спектаклях принимали З.С. Славолюбова, C.Л. Корушев, И.О. Пучков, Л.И. Трофимова, И.Л. Яковлев, Ф.Ф. и А.Ф. Дрябловы, С.А. Кукарников, Е.М. Юровская и др. Театральная деятельность кружковцев переплеталась с каждодневной, насыщенной до предела партийной и советской работой, о чем красноречиво свидетельствуют дневниковые записи З.С. Славолюбовой от 13 мая 1919 г.: «Надо мне: на фракцию уездпрофсоюза в 5 ч вечера... В горуправу в 6 1/2 ч ... Президиум укома в 7 ч ... В караульную роту — лекцию по истории революционного движения в 8 ч ... Надо попонятнее рассказать... Репетиция «На дне» в 9 ч вечера».

Возникновение профессионального театра в Чебоксарах связано с именем режиссера и артиста Г.В. Мирского, прибывшего в город летом 1919 г. 28 сентября постановкой пьесы И. Потапенко «Чужие» начал свою историю Чебоксарский государственный театр (позже переименован в народный). Его труппа насчитывала около 20 чел., большинство из них совмещали театральную деятельность с основной работой в советских учреждениях. В труппу вошли многие бывшие участники кружка П.П. Бондарева, но появились и артисты-профессионалы: сам Г.В. Мирский, Б.Н. Михайлов. А.А. Икская, Римская и некоторые другие. При театре действовала драматическая студия, в которую записалось 25 слушателей в возрасте 17— 23 лет. Все студийцы допускались на репетиции основной труппы, посещали занятия по технике актерской речи, искусству грима и т.д., лекции общеобразовательного и специального характера. Многие из них впоследствии были переведены в разряд артистов.

Только за октябрь и ноябрь 1919 г. коллектив показал 22 спектакля, а всего за сезон 1919 — 1920 гг. — более 70 спектаклей. Основу репертуара составляли русские классические пьесы: АН. Островского, «Ревизор» Н.В. Гоголя, «Власть тьмы» Л.Н. Толстого, «Дни нашей жизни» Л.Н. Андреева, «Цена жизни» В.И. Немировича-Данченко. Ставились пьесы, «созвучные революции»: «Восстание», «Слава погибшим» и т.п. Это были наиболее востребованные на тот момент пьесы агитационного характера. По своим художественным достоинствам они не выдержали испытания временем, но их восторженно-патетическое звучание находило отклик у зрителей. В угоду кассовым интересам игрались мелодрамы и водевили сомнительного достоинства: например, пьеса А Деденева «Ночи безумные». Материальное хозяйство труппы было скромным: в ее распоряжении находились три смены декораций («два комнатных и один пейзаж»); театральный гардероб из одного пальто, трех сюртуков и десяти женских кофт; парикмахерский цех располагал четырьмя париками; бутафория, реквизит отсутствовали. Для отопления приходилось выпрашивать дрова, для печатания билетов — бумагу. С переездом Чувашского театра из Казани в Чебоксары русская труппа вошла в него составной частью; директором и режиссером театра стал Н.А Гинцель.

Переезд Чувашского театра состоялся летом 1920 г., после образования Чувашской АО. В Чебоксары приехали актеры театра: И.С. Максимов-Кошкинский, С.П. Петров (Горский), И.А. Шевле, А.М. Платонов, К.М. Васильев, Д.К. Кузьмина, позднее — Ф.Д. Дмитриева, О.И. Ырзем-Шестипалова, У.Т. Тимофеев и др. Самому старшему артисту было 32 года. Вначале коллектив работал в Народном доме, а затем было решено переоборудовать под театр бывший мочальный склад купца С.И. Хлебникова. 12 февраля 1921 г. в нем сыгран первый спектакль «Чуваши» И.С. Максимова-Кош- кинского (переделка «Испанцев» М.Ю. Лермонтова). В течение месяца Чувашский театр должен был ставить 15 спектаклей, в остальные дни помещение предоставлялось русской труппе и кинематографу (поэтому бывший склад получил название «Чувашское зрелищное предприятие»). Репертуар театра в основном состоял из пьес, поставленных в Казани: «Ревизор» и «Женитьба» Н.В. Гоголя, «Коварство и любовь» И. Шиллера, «Королевский брадобрей» А.В. Луначарского, «Савва» Л.Н. Андреева, «Шут на троне» Лотара, чувашские пьесы «Пуян Карук» (Богач Карук) Н.С. Еф¬ремова, «Безвременная смерть» М.Ф. Акимова. К весне 1921 г. труппа театра насчитывала около 30 чел.

Дальнейшее развитие получило «важнейшее из искусств» — кино. В 1919 г. из Москвы доставлены три стационарных и два передвижных киноаппарата, несколько полно- и короткометражных лент. Кинофильмы демонстрировались в бывших складских помещениях купцов Ефремова и Хлебникова. Часто на волжском бульваре, под открытым небом, устраивались бесплатные киносеансы.

Большое значение в культурной жизни принадлежало факультету искусств Народного университета. Он состоял из трех отделений: изобразительного искусства, музыки и пения. Председатель факультета художник П.Е. Мартенс вел занятия по рисунку и живописи; игре на скрипке обучал известный музыкант и педагог Н.А. Парамонов, на фортепьяно — А.И. Неверова. С.Ф. Иванов и В.П. Воробьев преподавали хоровое и сольное пение, элементарную теорию музыки, сольфеджио, основы гармонии. Летом 1919 г. организовано театральное отделение во главе с Г.В. Мирским.

Важным событием общественно-политической жизни стало прибытие 9 июля 1919 г. агитационно-инструкторского парохода «Красная Звезда», спускавщегося вниз по Волге. На нем находились Н.К. Крупская, В.М. Молотов и другие представители ВЦИК РСФСР, ЦК РКП(б), ключевых народных комиссариатов. Политотдел парохода провел объединенные заседания с исполкомом Чебоксарского Совета, парткомом и советом профсоюзов, на которых рассмотрел состояние партийной работы в городе и уезде. Кроме заседаний, в Народном доме и на пристани состоялись массовые митинги, были даны 4 бесплатных киносеанса, организована продажа литературы. Столь же насыщенным был визит парохода в Чебоксары летом 1920 г.

После 1917 г. кардинально изменился статус такого пласта духовной культуры, как религия. В Чебоксарах до революции имелось 10 приходских церквей, 2 монастыря, 3 домовые церкви и церковь при Геронтьевской слободе104. 23 января 1918 г. принят декрет об отделении церкви от государства, школы от церкви. Религиозные объединения лишились прежних льгот и привилегий; содержание церквей было предоставлено религиозным общинам. В соответствии с декретом функции регистрации актов гражданского состояния из ведения церкви переданы гражданским органам. При Чебоксарском городском Совете создан отдел записей актов гражданского состояния. Регистрация браков началась в нем с августа, рождений и смертей — с ноября 1918 г.

В 1917 г. монастырские и церковные земли были национализированы. Эта мера стала отражением интересов основной массы крестьянства: еще летом 1917 г. начались самовольные захваты крестьянами церковных земель, которые быстро приобрели массовый характер. Больше всего от них пострадал Троицкий мужской монастырь, имевший земельные владения в разных уездах. Одновременно с изъятием земли в 1918—1919 гг. брались на учет церковные строения и имущество, разрабатывались планы использования строений для нужд светских учреждений. Только благодаря обращению к власти населения близлежащих деревень (Протопопихи, Якимовой и др.) не была закрыта Владимирская женская община. В августе 1920 г. ее домовая деревянная церковь и все дома, кроме маленького деревянного флигеля, перешли в распоряжение коммунального отдела Чебоксарского Совета. Домовая церковь была отдана под детский дом.