ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню



Меню о Чувашии



  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Деятельность посадских людей

Деятельность посадских людей.

Некоторые чебоксарские посадские люди работали по найму на местных кожевенных, винокуренных и других промышленных предприятиях. В 1775 году из посадских 89 человек (22,1%) находили пропитание «в грубых работах». Бедные посадские люди нередко попадали в долговую кабалу. Документы сообщают о случаях работы бедных посадских людей у торговцев и промышленников по «жилым записям» или в порядке «зажива долга». Эта группа посадских людей в 1775 году полностью вошла в состав мешан.

Деятельность посадских людей-001

В экономических и торговых связях между городами и районами страны, в почтовой службе, мобилизации и передвижении важное место принадлежало сухопутным дорогам, речным путям сообщения, транспортным средствам. Чебоксары были связаны с важной сухопутной магистралью — Владимирская дорога — Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань, откуда одно ответвление вело в средневолжские и нижневолжские города, в Казахстан и на Кавказ, а другое — на Урал и Сибирь. Построенное при Екатерине II ответвление Владимирской дороги от Васильсурска через Курмыш (или Ядрин) — Цивильск на Свияжск было отремонтировано и обсажено по двум сторонам березой (Хуранла сул). От Нижнего Новгорода до Казани по левобережью Волги, по ровной местности, через таежный лес была проложена параллельная дорога, от которой ответвления вели в Козьмодемьянск, Чебоксары, Свияжск. Была зимняя сухопутная дорога в Вологду, оттуда по Двине грузы, предназначенные для отправки за границу, до 1716 года привозились в Архангельск, затем предназначенные для Санкт-Петербурга и для отправки за границу, зимней сухопутной дорогой доставлялись в новую столицу России. Местные дороги соединяли Чебоксары со Свияжском, Ядрином, Курмышом, Цивильском, Тетюшами, Алатырем, Симбирском. Зимою караваны по 600—800 саней двигались по замерзшей поверхности Волги вниз и вверх, а также возили грузы в Москву, Вологду, затем в Санкт-Петербург. В XVII и начале XVIII века юфть, сало, мед и воск из Чебоксар отвозили на сотнях подвод в Вологду, с 1716 года — в Петербург. Летом караваны тележных повозок направлялись в Москву и другие города. Кроме того, значительное число подвод использовалось для перевозки хлеба, вина, рыбы, пушнины и т.п. грузов в Москву и другие города. Иногородние купцы для вывозки грузов из Чебоксар в Москву, Кострому, Ярославль и другие города ежегодно нанимали до 300 подвод. В качестве извозчиков работали чувашские и русские крестьяне уезда, а также чебоксарские цеховые. Так, из 940 подвод, нанятых чебоксарскими и иногородними купцами из Чебоксар в Петербург, Москву, Ярославль, Кострому и Переяславль-Залесский, 265 принадлежали крестьянам Чебоксарского Троицкого монастыря, 55 — помещичьим крестьянам пригородной деревни Будайка, 330 — чувашским крестьянам деревень Карачурины, Янбахтины, Катрясевы, Чакуровы и Ишлей, 170 — архиерейским крестьянам Кокшайского уезда и 120 — монастырским крестьянам Нижегородского монастыря в Ядринском уезде. Чувашские крестьяне на сотнях подвод перевозили соль из Чебоксар до мест ее продажи, хлебное вино с винокуренных заводов на пристани, в питейные дома и дальние города, закупаемые купцами хлеб, сырые кожи и т.п. в пределах Чувашии. Так, в 1774 году чуваши деревни Чемеевы Ядринского уезда возили соль из Чебоксар в Курмыш на 200 подводах, в Пильну Нижегородского уезда — на 135 подводах.

Деятельность посадских людей-002

Транспортировка по рекам и озёрам.

В грузообороте судоходство занимало такой же удельный вес, что и гужевой транспорт. По Волге из Рыбинска, в большей мере из Нижнего Новгорода до Астрахани весной направлялись караваны судов, к которым в Чебоксарах присоединялись местные суда. Число судов в караванах доходило до 500. Они охранялись от нападений речных разбойников. В XVIII веке по Волге ходили усовершенствованные русские суда:

Деятельность посадских людей-003

 

  1. Галера — мореходное и речное плоскодонное парусное судно, длиною до 25 метров, в котором в каждое весло садилось по нескольку человек.
  2. Барка — плоскодонное судно длиной в 37 — 50 метров, шириной в 7—11 метров, грузоподъемность 250 — 420 тонн. Барки ходили по Волге, каналам до Петербурга, по Суре (сурские барки). Они «ходили сплавом, на парусах, на веслах и тягою, имея от 45 до 60 человек судорабочих. На барках перевозили лес, строительные материалы, зерно и другие товары. Малые барки назывались полубарками.
  3. Расшива — наиболее распространенное палубное волжское судно XVIII века, длиной от 23 до 50 метров, шириною от 7,5 до 15 метров. Ее грузоподъемность колебалась в пределах 300—750 тонн. Мачта для паруса достигала 25—32 метров. На средних расшивах работали 35— 60 человек, на больших — до 350, в их числе лоцман и водолив. На них перевозили разные грузы.
  4. Беля на — оригинальное судно, плававшее в волжском бассейне и употреблявшееся исключительно для перевозки разных лесных материалов: бревен, теса, дров, лыка, рогож. Беляны выделялись своим размером: длиной от 52 до 105 метров, шириной от 15 до 25 метров, высотой бортов от 12 до 16 метров. Они отпускались вниз по Волге и разбирались.
  5. Мокшан или мокшана — судно, ходившее по Суре и Оке и перевозившее хлебные грузы до Рыбинска. Его размеры: первоначально от 21 до 34 метров в длину и от 6,5 до 11 метров в ширину, позднее от 32 до 84 метров в длину и от 11 до 15,5 метров в ширину, грузоподъемность — от 166 до 900 тонн. Для перевозки хлеба и спирта по Суре до Рыбинска использовались суряки, по внешнему виду похожие на расшиву, но меньшего размера. Они обратно не возвращались.
  6. И.А. Шубин отмечает, что «Петр пытался пересадить к нам целиком некоторые западноевропейские (преимущественно голландские) судовые типы, без всякого изменения или приспособление их к условиям плавания по нашим рекам. Таким образом на Руси и, в частности, на Волге, появились гальоты, шмаки, тялки, флейты, прамы и целый ряд других судов, большинство коих (в чистом своем виде) совершенно не привилось здесь, а некоторые послужили канвой для создания собственных, местных судовых типов».
  7. По Волге ходило большое количество барж.
  8. Лес отправлялся вниз по Волге грузовыми плотами.
  9. С середины XVIII века для перевозки эльтонской соли вверх по Волге пытались применять вместо бурлацкой силы лошадиную.

Настоящие коноводные машины были созданы в первой четверти XIX века. Было еще около 20 типов речных судов. Чебоксарцы, чувашские и русские крестьяне на Волге, реках и озерах пользовались лодками (по-чувашски кимё).

Деятельность посадских людей-004

Работники возле рек.

Богатые чебоксарские купцы, Троицкий и Преображенский монастыри являлись судовладельцами. В Чебоксарах, как и в других поволжских городах, открывался бурлацкий базар, где артели бурлаков нанимались на работу к местным и иногородним судовладельцам. В Чебоксарах для перевозки торговых грузов ежегодно нанимались в бурлаки от полутора до двух тысяч человек. Кроме того, много крестьян нанималось в бурлаки в Чебоксарах для перевозки казенных грузов — корабельного леса, соли, казенного вина и т.п. Так, из 1763 бурлаков, нанятых в 1752 году в Чебоксарах для перевозки купеческих товаров, 24,5% составляли чувашские крестьяне, 6,3% — русские оброчные крестьяне Чебоксарского и Кокшайского уездов, 18,6% — чебоксарские посадские люди и цеховые, 50,6% — по большей части русские оброчные крестьяне и частично посадские люди верхневолжских уездов. Таким же был состав бурлаков в Чебоксарах и в 1753 году. Чувашские крестьяне, ходившие в бурлаках, были из ряда деревень Чебоксарского и Цивильского уездов, местные русские крестьяне из государственного села Алгаши и оброчных селений — монастырской Подгородной слободы и архиерейского села Сундыря. В одной бурлацкой артели были 32 русских крестьянина из 11 селений, 11 чувашей из восьми селений, четыре татарина из двух селений. Бурлаки нанимались на суда, ходившие вниз по Волге до Астрахани, вверх по Волге до Рыбинска, Ярославля, реже — до Санкт-Петербурга. Артель бурлаков заключала с судовладельцем договор, в котором подробно перечислялись условия работы, обязательства сторон и указывалась плата за работу. В 40—50-х годах XVIII века плата одному рядовому бурлаку за участие в доставке судна от Чебоксар до Рыбинска определялась в 3 рубля, плата кормщикам и водоливам превышала в два-три раза заработок рядовых бурлаков. Примерно треть платы выдавалась при оформлении договора, а остальное — после доставки груза до места назначения. Чрезвычайно тяжелый труд бурлаков продолжительностью до трех месяцев оплачивался, конечно, низко. Однако, по сравнению с кабально-зависимыми работниками, которым за полный год работы зачитывалось в большинстве случаев два рубля, бурлаки оплачивались довольно сносно, что зависело от вольнонаемного характера бурлацкого труда.

Деятельность посадских людей-005

Социальное положение сословий не в последнюю очередь зависело от их податной зависимости. Население было задавлено податями и повинностями. Так, например, в 1710 — 1719 годах было проведено 34 рекрутских набора. К первому рекрутскому набору 1705 года были причастны все классы общества и все виды поземельной собственности. Так, сбор даточных рекрутов определялся количеством дворов. Нормою сбора было положено 20 дворов, причем облагались не только дворы пахотных крестьян, но и людей дворовых, мастеровых, бобылей. Каждый даточный снабжался всем необходимым, то есть съестным (провиантом в размере трех четвертей ржаной муки и овсяных круп вместе), амуницией — кафтаном, шубой на два года, шапкой, рукавицами, рубахой, обувью.