ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Водоснабжение и освещение.
Для питья и бытовых нужд чебоксарцы пользовались водой из природных источников, в т.ч. из Волги и Чебоксарки. В 1870-х гг. на балансе города находилось 4 общественных колодца (Рязановский, Лягушкинский, Будаевский, Бутузовский) и 3 ключа: Пустынский, Монашеский и Винокурский. К концу XIX в. общественных колодцев стало шесть. Имелись колодцы на подворьях горожан и неблагоустроенные ключи: в литературе упоминается о 7 родниках, выходящих «у подошвы горы». В 1914 г. по рекомендации уездного врача городская управа решила снабдить их насосами и закрыть плотными крышками.
Во 2-й половине XIX в. на р. Чебоксарке построены 3 наплавных моста для снабжения жителей водой и заправки пожарных бочек. Зимой сооружались 3 проруби, которые сдавались с торгов в аренду. Арендатор взимал по 0,5 коп. за водопой с каждой коровы или лошади и 1—1,5 коп. за мытье белья с прачки. В 1874 г. городская дума приняла содержание прорубей на свой счет, сделав пользование ими бесплатным. Она же содержала летнюю и зимнюю белье мойки на Волге.
Мельницы, построенные на речках в городе и вне его черты, загрязняли воду мучной пылью, отрубями и др. Летом, когда сток уменьшался, вода в запрудах портилась настолько, что воняла гнилью и не годилась для питья. Особенно сильно была загрязнена стоками нечистот Чебоксарка у Базарной площади.
В 1894 г. обсуждался вопрос о замене колодезного водоснабжения на водопроводное, но «по недостаточности» городских средств до реализации дело не дошло. До революции появились только локальные ведомственные водопроводные сети. Казенный винный склад для производственных нужд построил водопровод, питавшийся от Волги. В 1909 г. уездное земство подключило к нему свою больницу и управу, а в 1913 г. провело от последней водопровод до аптеки294. В 1916 г. И.К. Мягчилов построил водопровод для своей торговой бани от р.Чебоксарки длиной более 100 м.
В целом, экологическое состояние города было таково, что в 1910-е гг. дума выдавала разрешения на ружейную охоту на городском выгоне.
С начала 1880-х гг. городская дума стала отпускать средства на освещение улиц. В 1896 г. эти расходы составили 147 руб. 12 коп., в 1916 г. — 1237 руб.297 В конце XIX в. система уличного освещения состояла из 180 керосино-калильных фонарей системы «Люкс», а в 1916 г. — 76 малых семилинейных и 33 керосино-калильных. Освещение производилось только в особенно темные ночи в марте—апреле и августе—ноябре (всего 90 ночей). Жители окраин выражали недовольство тем, что центр города хорошо освещался и охранялся, а их улицы «...тонут во мраке, что пройти невозможно и опасно...», хотя они являлись такими же налогоплательщиками. В праздники город был освещен лучше: в 1907 г. накануне масленицы уездный исправник просил думу обеспечить освещение площади и улиц фонарями всю неделю ввиду праздника и «связанных с ним катаний и гуляний публики».
Фонари обслуживали рабочие пожарной команды за дополнительную плату: днем заправляли их керосином, ночью зажигали. Они работали в любую погоду с 19 до 24 ч.
Отдельные учреждения и владельцы торговых заведений имели свои фонари. Например, в 1880-е гг. А.П. Астраханцев зажигал 7 фонарей: 2 возле дома, 4 — на пристани, 1 — у гостиницы; тюремный замок — 2 фонаря и др. (всего 19 фонарей) . Существовала практика одалживания городских фонарей. Так, в 1914 г. И.К. Мягчилов взял 3 уличных фонаря «во временное пользование в улице при своей торговой бане».
До революции горожане познакомились с электричеством. Электрифицированы были казенный винный склад и лесозавод Ефремовых. В 1900 г. П.Е. Ефремов провел электричество от своего завода до родового дома. В 1902 г. купец Ф.М. Дряблов возбудил перед городской управой ходатайство об установке 6 электрических столбов для освещения своего магазина, народной аудитории (клуба) и почтово-телеграфной конторы. В 1914 г. прапорщик флота в запасе Ф.И. Войлошников оборудовал в подвале своего 2-этажного деревянного дома на углу улиц Московской и Введенской нефтяную динамо-машину для домового освещения. На бумаге остались проекты уездного земства о покупке динамо-машины для электрификации своих зданий (1909) и городской думы о введении электрического освещения улиц (1914).