ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ

Основное меню

Меню о Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Дорожное хозяйство

Дорожное хозяйство.

В городском бюджете не хватало средств на мощение улиц, поэтому в 1874 г. было решено осваивать их по схеме: в первый год закупать камень, на второй — песок, а затем проводить мощение участками. Начать работы предполагалось от Предтеченской колокольни вниз по трактовой улице к Базарной площади. На 1875 г. отпущено 600 руб. на заготовку 100 куб. саж. бутового камня. Работа шла медленно: к 1909 г. замощены 2 улицы и часть Базарной площади общей протяженностью 1,7 в. (18,8%), к 1917 г. — 10,2 тыс. кв. м. В 1909 г. было учтено 5 улиц, обсаженных деревьями общей протяженностью 425 саженей. До 1914 г. для мощения использовались недолговечные бутовый камень и песчаник, в 1915 г. по требованию гласных в Рыбинске закуплена партия булыжника.

Вклад в благоустройство города вносили частные лица, учреждения и земство. В 1916 г. уездный воинский начальник замостил двор сборного пункта . П.Е. Ефремов за свой счет ремонтировал часть дороги от города до своего завода. В 1910-е гг. по обязательному постановлению городской думы содержание, уборка и ремонт мостовых в городе, по которым пролегал почтовый тракт, было возложено на земство.

По обязательному постановлению городской думы (1879) домовладельцы по мере строительства мостовых и плановых улиц были обязаны строить деревянные тротуары перед своими домами, следить за их состоянием и чистотой, а равно площадей и дорог. В начале XX в. только часть одной из двух замощенных улиц и площадь ремонтировались на средства города, остальные, включая грунтовые, — на средства домовладельцев. Из-за бедности жителей предписание исполнялось плохо: полицейский надзиратель был вынужден брать с горожан письменные обязательства и оформлять иски в суд. В 1904 г. по протяженности тротуаров (0,8 в.) Чебоксары занимали последнее место среди городов Казанской губернии.

На ремонт дорог и тротуаров выделялись мизерные суммы: в 1907 г. 190 руб. 25 коп., в 1912 г. — 1050 руб., соответственно 0,6 и 2,8% расходов бюджета284. В межсезонье и в дождливую погоду жители не могли переходить улицы из-за отсутствия переходных тротуаров, устройство которых лежало на обязанности городских властей. В 1909 г. губернатор раскритиковал городские дороги: «Все проезжие улицы изрыты оврагами, загрязнены и почти недоступны к проезду без того, чтобы не сломать экипажа», — потребовав от городского головы принять меры к устранению «запущений».

Особенности ландшафта создавали проблему спусков и подъемов. В непогоду путникам, идущим в город с пристани, было трудно вскарабкаться в крутую гору. Только в середине 1860-х гг. по инициативе городского головы З.М. Таланцева построена длинная лестница с беседкой посередине для отдыха на 20 чел.