ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Пристань.
Большую роль в экономике города играла пристань. Она делилась на участки, которые сдавались с торгов в аренду пароходным компаниям (с 1890-х гг. результаты торгов утверждал министр МВД). В 1868 г. образовано 5 участков с дебаркадерами, каждый около 80 м в длину. В конце XIX в. три из них имели замощенные подъезды. В 1905 г. количество участков увеличилось до семи. Пароходные компании являлись самыми крупными плательщиками в городской бюджет, например, в 1916 г. внесли 8 тыс. руб.
Таблица 3
Обороты пристани г. Чебоксары во 2-й половине XIX — начале XX вв.
Погружено и отправлено |
Принято и разгружено |
|||||
Год |
Количество судов/плотов |
Вес груза, пуд. |
Стоимость груза, руб. |
Количество судов/плотов |
Вес груза, пуд. |
Стоимость груза, руб. |
1861 |
227 |
1 163 000 |
389 000 |
— |
—- |
— |
1881 |
71/51 |
1 031 043 |
779 028 |
— |
---- |
— |
1900 |
570 |
1 843 394 |
1 018 202 |
407/89 |
1 587 027 |
296 736 |
1902 |
— |
2 576 000 |
1 741 000 |
— |
1 718 000 |
490 000 |
С пристани отправлялись разные грузы, но она сохраняла хлебную и лесную специализацию. Хлеб поступал из Чебоксарского, Козьмодемьянского, Ядринского и частично Цивильского уездов в города Верхневолжья. В 1865 г. его удельный вес среди всех грузов составил 88,2%, в 1871 г. — 95,3%, в 1882 г. — 61,1%. В конце 1880-х гг. Чебоксары занимали второе место (26,6%) среди пристаней Чебоксарского уезда по объемам отправки хлеба, в 1909 г. — первое (52,1%). Лес и лесоматериалы отправлялись в низовые города. П.Е. Ефремов продавал лес со своих лесных дач в Костромской губернии, другие лесопромышленники (С.И. Хлебников, К.А. Удорин, И.А. Федотов и др.) покупали его у казны делянками с торгов. Французский предприниматель Ж.К. Шевалье арендовал у города два береговых участка под склад дубовой клепки, закупаемой для отправки во Францию.
Лес-кругляк сплавлялся плотами, лесоматериал — на баржах и белянах (деревянных плоскодонных барках грузоподъемностью до 300 тыс. пудов, рассчитанных на один рейс). Местные лесопромышленники строили беляны в Чебоксарах и д. Голодяихе (при ней действовала лесная пристань, с которой в начале XX в. отправлялось свыше 400 тыс. пудов леса и дров), а также на верфи Е.Л. Баринова в Звениговском Затоне. Так, в 1894—1895 гг. купец П.Е. Ефремов построил в Чебоксарах беляну 30 саж. в длину, мещанин А.С. Покровский — баржу в 15 саж., в 1901 г. Д.Я. Маркелов — в 46 саж. Известно, что С.И. Хлебников владел 14 баржами общей грузоподъемностью 28,2 тыс. т, П.Е. Ефремов и братья Макарычевы — несколькими судами грузоподъемностью 1—2,5 тыс. т. А.П. Астраханцев уже в 1870-е гг. имел буксирные пароходы, доставлявшие баржи с хлебом до Рыбинска.