ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ



Основное меню





Меню о Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Церкви и монастыри

Церкви и монастыри.

С присоединением Казанского ханства к России в 1555 г. была организована Казанская епархия, глава которой архиепископ Казанский и Свияжский Гурий был наделен не только церковной, но и административной властью. К церквам были приписаны прихожане. Священнослужители отправляли требы, следили за семейным бытом прихожан, читали им духовно-политические проповеди, воспитывали в религиозно-монархическом духе, доводили до них содержание важных царских указов и распоряжений местных воевод.

Некоторые чебоксарские церкви и монастыри стали феодальными земле- и душевладельцами. Введенскому собору принадлежала д. Протопопово. В 1646 г. в ней числилось пять крестьянских и три бобыльских двора с 34 крепостными муж. пола. В 1685 г. здесь числилось 90 дес. пашни, сенокоса на 100 копен (10 дес.), семь крестьянских дворов с 26 чел. муж. пола, три бобыльских двора с 8 чел. муж. пола, пять пустых дворов.

Троицкому монастырю еще в 1566 г. писцами Н. Борисовым и Д. Кикиным были отведены 83,25 дес. пашни, сенокосы у р. Малого Кувшина, на Пушкарке за Волгой и на Казине острове на 400 копен (40 дес.), 24 кв. в. «леса пашенного и непашенного» на Горной стороне. Здесь возникли первые монастырские деревни. В 1582 г. монастырю были отведены рыбные ловли по Волге от Маслова острова до Казина острова, также в озерах на левом берегу Волги. В 1615—1621 гг. монастырь завладел большим участком пашни и сенокоса чувашской д. Яшпахтины и построил здесь мельницу. В середине XVII в. обнаружилось, что у этого монастыря «примерные» (захваченные) пахотные земли в 9 раз превышают площадь, отведенную ему в 1566 г. В 1646 г. за монастырем числились деревни Набережная, Якимово, Банная, Соляной овраг, Гремячевская, Кувшинская с мельницей, в которых числилось 104 двора крестьянских и 11 дворов бобыльских с 387 крепостных муж. пола. В 1678 г. этот монастырь владел 113 крестьянскими дворами в шести деревнях (в них 539 душ муж. пола), 759 дес. пашни, 69,5 дес. сенокоса, мельницей, рыбными ловлями по Волге. В 1646 г. в Чебоксарах, на посаде, располагались 14 дворов монастырских служителей, все из них были ремесленниками. И в 1678 г. монастырские служители являлись ремесленниками.

При Преображенской пустыни, которую в конце XVII в. стали называть Чебоксарским Спасским Преображенским монастырем, возникла небольшая Геронтьевская слободка. В 1670-х гг. монастырь владел д. Голодяихой (ныне пос. Сосновка) за Волгой — 124 крепостными крестьянами муж. пола, 384 дес. пашни, 330 дес. сенокоса, 4 мельницами, рыбными ловлями по р. Волге, в 1680-х гг. получил рыбные ловли по р. Цивилю, а в 1690-х гт. захватил большую площадь земли чувашских крестьян. Построив в 1690— 1691 гг. мельницу под д. Сорма-Маресево Тинсарино тож Чебоксарского уезда, строитель монастыря «с братьею» усмотрели возможность захвата земли в этой деревне. В 1691 г. они подали челобитную в Приказ Казанского дворца с просьбой пожаловать монастырю якобы «выморочную, покидную, «пустовую» землю в указанной деревне. Просьба была удовлетворена. В 1693 г. монастырю было отмежевано 375,5 дес. пашни, 300 дес. сенокоса, 20 дес. пашенного леса и 15 кв. в. черного леса. Монастырь здесь основал с. Русскую Сорму (ныне в Аликовском районе Чувашской Республики). Что касается Сретенского монастыря, то по сведениям 1670-х гг. в его владении было 5 дес. земли и 4 двора крепостных крестьян.