ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Основание и застройка российского города
Эти события коренным образом изменили судьбу Чебоксар. Ему суждено было стать российским городом-крепостью. Официальное начало строительства города-крепости в Чебоксарах было положено летом 1555 г. В том году 26 мая царь Иван IV специальной грамотой предложил только что назначенному первому архиепископу Казанскому и Свияжскому Гурию, отправлявшемуся из Москвы в Казань, во всех городах по пути с молебнами ходить вдоль городских стен со крестами, а в соборных церквах служить литургию. То же совершить в Чебоксарах, где «благоволит Бог граду быти». «И туто устроити стан дневной, — говорилось в царской грамоте Гурию, — и с воеводами по совету, где быти святой соборной церкве Введению Пречистой, и на том месте поставити полотняная церковь, и назнаменовати место, где граду (т.е. кремлю. — В.Д.) быти».
Гурий находился в Чебоксарах 23—24 июля. Он подарил городу Владимирскую икону Богоматери. На ней была такая надпись: «Принесеся сия святая икона в сей град Чебоксары в лето 7063 (1555), и принес и благословил ею сей град и люди, живущия в нем, первопрестольник преосвященный Гурий, Архиепископ Казанский и Свияжский».
Термин город в те времена означал «крепость», «кремль». В чебоксарском кремле размещались три полка, причем два из них (полки В.П. Борисова и Ф.М. Нагого) стояли в Чебоксарах с 1552 г. Четвертый полк во главе с воеводой О.В. Полевым дислоцировался и нес службу вне кремля, среди гражданского населения города.
Кремль был срублен на горе, где в настоящее время располагаются улицы К. Иванова и М. Сеспеля. Его месторасположение было очень удобным: с севера — Волга, с юга — крутой и высокий скат горы представляли собой естественные препятствия. Восточная стена проходила по линии нынешней аптеки № 1 и 26-квартирного дома (ул. Аптечная). С западной стороны, куда позже выходила бывшая ул. Свердлова, был устроен вал и вырыт ров глубиной 6,3 м, шириной 4,3 м, длиной 388,8 м. По писцовой книге г. Чебоксар 1565—1567 гг. была определена городу окружная межа, в границах которой находились земли: под поселение — 160 дес., неудобья — 80 дес. и выгон-гаженая — 896 десятин. Межа городской земли начиналась от Волги выше города, проходила по гребню лощины Чебоксарки и ее правых притоков и выходила к Волге ниже города. Эта окружная межа была подтверждена в 1697 г., 1766 г. и Генеральным межеванием в конце XVIII в. Кремль неоднократно горел и восстанавливался. Опись от 28 ноября 1729 года. сообщает, что восточная стена Владимирская икона кремля, отстроенного в 1690 года. И вновь сгоревшего в 1704 г., имела длину 235 м 44 см, северная — 226 м 80 см, западная — 356 м 40 см, южная — 177 м 12 см. Из «росписи» кремля 1704 г. и описания Чебоксар от 31 декабря 1761 г. узнаем, что «кремль города Чебоксар... деревянной, рублены две стены с девятью башнями, ис коих четыре были проезжие с вороты, а пять башен глухие. Покрыты те башни и городовые стены тесом».
Приемы строительства Чебоксарского кремля, вероятно, были аналогичны свияжским. Стены кремля состояли из городен (срубов) шириной и высотой около 5 метров. Его башни назвались: Введенская, Круглая, Корсунская, Никольская, Ерильская, Ивановская, Петушовская, Тайниковая и Наугольная. Под Тайниковой башней был прорыт тайный подземный выход к Волге, чтобы во время осады можно было доставать воду.
Внутри кремля были расположены приказная (съезжая) изба — орган власти и управления городом и Чебоксарским уездом, созданным в 1555 г., государева казна, где хранились деньги и оружие, тюрьма, аманатный двор, государевы житницы, дома воеводы и др. На месте полотняной церкви, установленной по указанию архиепископа Гурия, вскоре был сооружен деревянный Введенский собор. В ночь на 9 июля 1659 г. пожар уничтожил почти весь город. Каменную соборную церковь с колокольней могли построить после пожара, в 1660-х гг. Это было первое крупное каменное здание в городе, которое сохранилось до наших дней.
Восточнее кремля располагался острог, который был возведен вскоре после строительства кремля. В росписи 1613 г. упомянуты те башни острога, на которых стояли пушки: башня у Волги, воротная башня у большой бани, Настасьинская воротная башня (близ одноименной мельницы на Чебоксарке). Острог простоял до пожара 1690 г. Согласно описи 1720 г., его северная стена тянулась от северо-восточного угла кремля вдоль Волги до Спасской въезжей башни, имела длину 410 м 40 см, восточная — 211 м 68 см, южная стена, имевшая, по-видимому, овальную форму и соединявшаяся с юго-восточным углом кремля — 583 м 20 см. В конце XVII в. острог имел одну угловую и пять въезжих башен. В описании Чебоксар 1761 г. бывший острог назван палисадником (так назывались оборонительные сооружения в виде частокола из толстых бревен, заостренных сверху).
Западнее острога в 1566 г. был основан Троицкий мужской монастырь, превратившийся в крупного земле- и душевладельца. В нем построены деревянные церкви, монашеские кельи и другие здания. Монастырь обнесен высокой деревянной стеной с башнями. После пожаров на территории монастыря сооружены три каменных храма: Троицкий собор с колокольней, теплый храм Толгской иконы (Пресвятой) Богородицы с приделом святого Николая, надвратная церковь Федора Стратилата с двухэтажными кельями с двух сторон. Были возведены кельи, часовня и т.д. Вокруг монастыря построили стену с четырьмя башнями.
Между кремлем и Троицким монастырем, на территории нынешнего сквера КВ. Иванова, возник Никольский (Николаевский) девичий монастырь. Высказано предположение о его основании в 1584 г. Были выстроены деревянные кельи, Никольская деревянная церковь, монастырские стены. Существовал подземный ход, соединявший Троицкий, Никольский монастыри и Введенскую церковь. С 1680 г. Никольский монастырь назывался Предтеченским женским монастырем. На территории монастыря на месте деревянной Никольской церкви в 1680-х гг. начато и в 1690 г. окончено строительство каменного пятиглавого Никольского собора с колокольней с южной стороны.
В остроге восточнее и южнее Троицкого монастыря располагались деревянные дома, дворы стрельцов, торговцев, ремесленников и монастырских служителей, лавки, кабаки, амбары, кузницы и другие строения. Эта часть города называлась посадом.
Южнее кремля и острога, по обеим сторонам р. Чебоксарки, застроилась открытая часть города — слобода. Во 2-й половине XVII в. южнее первой слободы образовалась вторая. Как показали археологические раскопки, на территории слободы и посада до середины XVI в. располагалась торгово-ремесленная часть прежних, чувашских, Чебоксар. К.С. Милькович в начале XIX в. со ссылкой на рассказы старожилов писал, что по построении русского города «чувашская деревня Шобаксар была выведена и поселена в 12 верстах от оного, каковое наименование удержала она и поныне». Действительно, в XVII—XVIII вв. в 12 км западнее Чебоксар существовала чувашская деревня Шебашкар, которая затем разделилась на три выселка, известные теперь как деревни Ойкасы, Варпоси и Онгапоси Вурман-Сюктерского сельского поселения Чебоксарского района. По всей вероятности, эта деревня была основана чебоксарскими переселенцами. По преданию, д. Чувашская Чебоксарка (Чаваш Шупашкарё) Новошешминского района Татарстана основана в 1-й половине XVII в. потомками чебоксарских чувашей, возможно — переселенцев из д. Шебашкар.
В слободе вдоль кривых улиц были построены дворы торговцев, ремесленников и работных людей. Вдоль р. Чебоксарки располагались кожевенные мастерские, кузницы, винокурни. В центре слободы образовалась базарная площадь с амбарами, лавками, торговыми рядами, кабаками, гостиным двором, таможней. Город рос в южном и восточном направлениях. В последней четверти XVII в. на территории слободы, на левом берегу Чебоксарки, появилось первое каменное здание гражданской архитектуры — двухэтажный дом купцов Кадомцевых. В слободе же было возведено несколько каменных церквей (возможно, на месте деревянных). При нападении чувашей и марийцев на Чебоксары в 1672 г. горожане, надеясь уберечься от нападавших, дали обещание построить церковь с приделом муромских чудотворцев Петра и Февронии. Вскоре на средства горожан была построена деревянная церковь. После пожара на средства Полубоярьевых, Колокольниковых и других прихожан воздвигнут каменный храм Покрова Божия Матери с приделом во имя Петра и Февронии. А.И. и Е.А. Некрасовы утверждают, что строительство каменной церкви завершено в 1687 г. С 1684—1689 гг. во второй слободе построена Благовещенская церковь. От этой церкви на юг тянулась Благовещенская улица (ныне ул. К. Маркса). Место этой церкви находилось примерно в 100 м северо-восточнее здания Чувашского академического театра. В 1692 г. между реками Чебоксаркой и Кайбулкой, недалеко от места их слияния, была сооружена Христорождественская (Смоленско-Богородицкая) церковь с колокольней.
В уставной грамоте Ивана IV от 9 февраля 1574 г. предлагалось представителям чувашской феодальной прослойки — сотным и десятным князьям, «лучшим людям» (тарханам) переехать в Чебоксары и ставить дворы в особой слободе. Там возникло более 20 дворов служилых чувашей. Их поселение называли Басурманской слободой (позднее — д. Маложданово). Она была расположена южнее города вдоль Чебоксарки. Служилые новокрещенцы были наделены небольшими поместьями. В 1631—1632 гг. числилось 28 служилых новокрещенцев, в 1678 г. — 29. Слобода существовала в течение всего XVII в.
В середине XVII в., во время морового поветрия (эпидемии чумы), суеверные чебоксарские жители, надеясь защититься от него, дали обещание основать пустынь (небольшой монастырь). Они пригласили монаха Геронтия из Мироносицкой пустыни Царевококшайского уезда, который исходатайствовал у казанского митрополита Лаврентия благословение и грамоту на основание пустыни. В 1653 г. западнее Чебоксар, на берегу Волги, построены деревянная Преображенская церковь и кельи, обнесенные частоколом. Так возникла Геронтьевская мужская пустынь, которую вскоре начали называть Преображенским монастырем. Деревянная церковь сгорела 20 февраля 1683 г. В 1694 г. здесь возвели каменную двухэтажную церковь.
Южнее Басурманской слободы, на холме, расположенном на правом берегу Чебоксарки, вероятно еще в конце XVI в. возникла Сретенская (Владимирская) мужская пустынь. Были выстроены деревянные кельи, Владимирская церковь и частокол. Сообщения клировых ведомостей о постройке здесь и ныне действующей каменной церкви с колокольней в XVII в., по-видимому, не соответствуют действительности. В литературе преобладают сообщения о том, что монастырь был построен в 1716 г.
По своему внешнему виду г. Чебоксары в XVII в. производил благоприятное впечатление на путешественников по Волге. В августе 1636 г. вниз по Волге на большом судне путешествовало в Иран голштинское посольство. Секретарь посольства Адам Олеарий, немецкий ученый и путешественник, в своей книге о Чебоксарах отзывается так: «К вечеру мы прибыли к городу Чебоксарам, лежащим... на правом берегу; подобно обоим предыдущим (Васильсурску и Козьмодемьянску. — В.Д.), и этот город построен из дерева; по расположению и по домам он наиболее приятный на вид из них». 2 июля 1669 г. русский военный корабль «Орел» сделал остановку в Чебоксарах. Парусный мастер корабля голландец Я.Я. Стрейс в книге «Три путешествия» писал: «Чебоксары самый красивый и укрепленный город из встречавшихся мне в этом краю, он хорошо застроен, достаточно крепок».
Уже к началу XVII в. Чебоксары опоясали русские деревни — владения Троицкого монастыря, Введенского собора и чебоксарских помещиков. Согласно переписной книге 1649 г., в окрестностях города были расположены следующие селения, возникшие за предшествующие 70 лет на землях ясачных чувашей: деревни Набережная, Якимово, Банная Починок, Завражный тож, Соляной овраг, Гремячевская, Кувшинская Троицкого монастыря; Введенского собора д. Протопопово; помещичьи деревни и сельца Кочаково, Кошкино, Апастово, Арахчино, Кнутниково, Будайка, Лапино, Трусовка, Скоробоярское Усад тож, Брюшкино, Дьячья Стрелецкая тож, Петровская, Починок Новый (позднее — Новоларионово); деревня служилых новокрещенцев — Маложданово.