ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ

Основное меню

Меню о Чувашии

Города Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Застройка и архитектура

Застройка и архитектура.

Церковное искусство. Чебоксары были деревянным городом. Лишь во 2-й половине XVII в. появились первые каменные храмы и единственный гражданский жилой дом. Большинство домов были наземными, некоторые имели подклети. Дома состоятельных дворян, духовенства, приказных служителей и посадских людей представляли собой большую трехъярусную постройку квадратной формы. В их внутреннем оформлении применялись изразцы и плитки. Дома стрельцов и посадских людей среднего достатка были с подклетями или без них — наземными (одноярусными). Бедные горожане ютились в лачугах.

Замечательным памятником архитектуры и искусства является первый каменный храм в городе — Введенский собор. Он, как и Покровская церковь, Николаевский собор, относится к «нарышкинскому» стилю, по конструкции и типу близок к собору Нижегородского Благовещенского монастыря (1649) и Троицкого собора Макарьевского монастыря на Волге (1658). Вероятно, Введенский собор строили нижегородские зодчие. Искусствовед А.И. Мордвинова отмечает, что собор отличается от других церквей города не только размерами, «но и торжественностью облика, монументальностью лаконичных форм, строгим пятиглавием, спокойной гладью стен». По мнению Л.Ю. Браславского, колокольня, построенная отдельно от храма, является одним из лучших образцов русского зодчества своего времени.

Внешне лучше и красивее выглядел ансамбль похожей на Введенский собор Покровской церкви с приделами, четырехъярусной колокольней в связке с западным приделом и впечатляющей по художественному оформлению часовней. (Церковь разобрана в 1980 г. в связи со строительством Чебоксарской ГЭС.) Благовещенская церковь по архитектурной конструкции отличалась от собора и Покровской церкви. Она была кубической, одноглавой: шаровидный купол со крестом возвышался над двухслойной крышей. Имела трехъярусную колокольню со шпилем (храм и колокольня разобраны в начале 1930-х гг.). Николаевский собор был похож на Введенский собор. Восточнее собора стояла пятиярусная колокольня. На плане 1765 г. Христорождественская (Смоленско-Богородицкая) церковь изображена с несколькими куполами106. Расположенная на высоком волжском берегу, западнее города, каменная Преображенская церковь была двухэтажной (разобрана в 1840 г.). Эти каменные церкви, сооруженные во 2-й половине XVII в., являлись памятниками архитектуры и украшением города.

Православные храмы являются памятниками культуры. Стены Введенского собора были украшены фресками XVII в. на сюжеты священной истории. В свое время они считались превосходнейшими из украшений всех храмов Казанской епархии. Впечатляющими были фрески Николаевского собора и Христорождественской церкви. Большую художественную ценность представляли собой иконостасы и иконы соборов, монастырских и приходских церквей. Архиепископ Казанский и Свияжский Гурий, в июле 1555 г. по пути в Казань освятивший место будущего Чебоксарского кремля, подарил основанному им собору Введения Богородицы икону Владимирской Божией Матери, ставшую городской святыней. Позже оригинал иконы был передан Владимирской церкви Сретенского монастыря, в Введенском соборе оставлена копия. «Эта икона древнего письма, в серебряном позолоченном окладе; риза на Богоматери и Богомладенце унизана жемчугом и дорогими каменьями». По мнению искусствоведов А.И. и Е.А. Некрасовых, икона относится к середине XV в.: «несомненный образец Рублевской иконы». К числу достопримечательностей Введенского собора относилась также икона «Введения в храм Пресвятыя Богородицы, на которой чеканная серебряная под золотом риза весит пуд 6 фунтов; такой богатой иконы в других церквах города нет».

Другой святыней города являлась деревянная статуя Николая Чудотворца. Вначале она находилась в Никольском женском монастыре, позднее была установлена в часовне Троицкого монастыря. Чебоксарская статуя относится к типу можайских статуй. Она была создана, вероятно, в Москве во времена опричнины. В правой руке святого — обнаженный меч, поднятый вверх, в левой — модель храма или города, на голове — архиерейская богато украшенная шапка; одеяние — серебряное кованое и вызолоченное. На верующих скульптура оказывала сильное эмоциональное воздействие.

В Воскресенской церкви, до середины XVIII в. бывшей деревянной, стояла небольшая икона с погрудным изображением Иоанна Предтечи, относящаяся к середине или к началу 2-й половины XVI в.: «В живописных достоинствах иконы, в мягко написанных волосах, узких глазах, голубых ризах звучит еще жизнерадостное настроение, разрушаемое однако сильной контурностью и основанностью движений». В Благовещенской церкви была установлена «икона Смоленской Божией Матери в серебряной ризе, с аметистами и жемчужным возглавием. Особенность этой иконы та, чтобы два казанских Святителя: Гурий и Варсонофий, а не три. Это указывает на ее древность». В Вознесенской церкви, которая в XVII в. была деревянной, имелась Тихвинская икона из церквей была установлена большая икона конца XVI в. — собор архангела Михаила, раскрытая в лике среднего ангела и в лике Христа. Во Введенском и Николаевском соборах были небольшие иконы святого Николая XVI в. В Николаевском соборе находилась «икона Тихвинской Божией Матери очень ценная, в серебряной, позолоченной ризе, украшенной жемчугом, весьма ценная и признаваемая, по народному преданию, чудотворною». Позднее она перенесена в часовню д. Кнутихи, входившей в приход Николаевского собора. В церквах города сохранилось немало других икон XVI—XVII вв. Во Введенском соборе находился вылитый из золота образ Смоленской Богоматери, подаренный грузинским царем Арчилом в 1687 г. через казанского митрополита Тихона.

Достопримечательностью Чебоксар являлась картина-икона «Святой великомученик царевич Димитрий». По преданию, она была фамильной в роду бояр Романовых и в начале XVII в. находилась в келье М. Шестовой в Никольском монастыре. Картина-икона написана на холсте масляными красками, в деревянной раме. «Царевич Димитрий изображен в рост, в большом царском наряде; в правой руке он держит восьмиконечный крест, а в левой — нож и финиковую ветвь, перевитую лентой, на которой надпись: «Праведник, яко финик процветает и яко кедр, иже в Ливане, умножится». На заднем плане изображены царский терем, город (Углич), церковь, толпы народа». На картине к соответствующим изображениям сделано 25 надписей. Некоторые авторы считают, что картина-икона написана позже, не при жизни М. Шестовой.

Значительную художественную ценность представляли золотые и серебряные кресты и другие принадлежности церковной службы. В Николаевском соборе еще в XVI—XVII вв. использовались «серебряный под золотом, украшенный жемчугом, крест, с частью древа креста Христова и мощами разных угодников Божиих», а также «серебряная в 5 фунтов дарохранительница». В Благовещенской церкви хранился «серебряный ковш, подаренный в конце XVII в. чебоксарскому посадскому человеку, целовальнику, за увеличение питейного сбора царями Иоанном и Петром Алексеевичами с четырьмя клеймами и надписями на них».

Во Введенском и Николаевском соборах, Троицком, Сретенском, Преображенском монастырях, приходских церквах Чебоксар имелись библиотеки рукописных и печатных книг религиозного и духовно-нравственного содержания. В монастырских и храмовых библиотеках Чебоксар имелись «Библия», «Евангелие» и другие богослужебные книги, азбуки. В Национальном музее хранится Евангелие 1681 г. с киноварными заставками на золотом фоне. На книге вязью сделана надпись: «Построить сие Евангелие посадской человекъ Петр Матвеевъ кь церкви Вознесения во граде Чебоксаръ лета 7189... Чеканилъ... Семенъ Семеновъ». В библиотеке Покровской церкви хранился синодик, или помянник, первые записи в котором относятся к последней четверти XVII в. Дети духовенства, дворян, приказных служителей, богатых купцов обучались дома грамотными родителями или же приглашенными писарями, дьячками и пономарями, а также в монастырских школах. Грамотные были и среди женщин. В качестве писчего материала использовалась бумага, реже — пергамент, береста.

Примечателен тот факт, что сын чебоксарского подьячего И. Рязанцева Григорий Иванов сын Рязанцев (в монашестве — Геронтий) стал крупным идеологом старообрядческого движения. Будучи казначеем Соловецкого монастыря, он активно участвовал в движении старообрядцев. Соловецкие повстанцы с 1663 г. направляли к царю Алексею Михайловичу и патриарху написанные Геронтием челобитные, требуя отменить церковную реформу. В 1668 г. во главе движения встал сосланный в монастырь бывший царский духовник архимандрит Никанор. В 1668—1676 гг. монастырь находился в осаде царских войск. С переходом к открытой борьбе с правительством основной движущей силой восстания стали крестьянское и посадское население, которое оказалось в монастыре. «Вначале архимандриту Никанору и старцу Геронтию казалось, что они отстаивают «старую веру» против посягательств на нее, но вскоре и им стал ясен социальный смысл борьбы». 27 января 1676 г. монах-предатель открыл для правительственных войск потайной ход в монастырь. Повстанцев подвергли жестокой расправе, в ходе которой, вероятно, и погиб наш земляк.