ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ

Основное меню

Меню о Чувашии

Города Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Вопрос о правах доминионов

Вопрос о правах доминионов

Большое место в работе конференции занял т.н. конституционный вопрос, обсуждение которого началось 6 октября, проходило параллельно с обсуждением вопроса о развитии внутри имперской торговли и закончилось в последние дни конференции. В 1929 г. завершил работу комитет экспертов и стран содружеств, созданный для разработки (на основе деклараций Бальфура 1926 г.) положений статута, регулирующего отношения между метрополией и доминионами. Доклад этого комитета был представлен теперь конференцией для утверждения.

Вопрос о правах доминионов_001

Обсуждение документа вызвало новые острые разногласия. Делегации Ирландии и ЮАС потребовали еще большего расширения прав доминионов и ослабления зависимости их от Великобритании. Еще накануне конференции правительство ЮАС предложило изменить статус генерал-губернатора, который должен быть, по его мнению, представителем английского короля, а не правительства. Это должно было освободить соответствующие органы власти доминиона от контроля со стороны правительства метрополии, особенно в вопросах внешней политики.12 сентября 1930 г. министр иностранных дел Ирландии обратился с посланием к Дж. Томасу в котором писал, что правительства доминионов должны иметь такие же отношения с английским королем, какие имеет правительство Великобритании. Требования ЮАС и Ирландии на деле означали лишение английского правительства права вмешиваться в деятельность органов власти доминионов, контроль за которыми оно сохраняло, и оказывать влияние на их решения. Эти требования соответствовали духу декларации Бальфура 1926 г. Несмотря на это, они вызывали противодействие со стороны Великобритании в комитете конференции по внутри имперским отношениям, который возглавлял Сэнки. В конце концов, англичане вынуждены были уступить, и 4 ноября главы делегаций приняли резолюцию, в которой признавался принцип, согласно которому генерал-губернатор «должен был назначаться не правительством Великобритании, а английским королем после неофициальных консультаций с ним правительств заинтересованных доминионов». Генерал Герцог настаивал на включении в доклад конференции о разработке законодательства доминионов положения, принятого парламентом ЮАС, о праве доминионов выходить из империи, но не получил поддержки от других делегаций. Представители Ирландии в течение всей конференции добивались отмены обращения в тайный совет, как высшую судебную инстанцию для граждан Ирландии и отмены имперского гражданства. Английский представитель доказывал, что обязанность ирландцев обращаться в тайный совет закреплена в договоре 1921 г. между Великобританией и Ирландией. Ирландская сторона, отстаивая свое требование, ссылалась на декларацию Бальфура 1926 г. Р. Макдональд после консультаций с руководством консервативной партии сообщил, что точку зрения лейбористского правительства разделяют С. Болдуин и Хайлшем — лидеры консервативной партии. Ирландская делегация получила поддержку со стороны глав делегаций Австралии и ЮАС. В такой ситуации Р. Макдональд вынужден был заявить, что с принятием Вестминстерского статута будет отменен принцип обращения в правовой комитет тайного совета Великобритании. 11 ноября он заявил на совещании глав делегаций, что в ближайшее время будет принят закон об отмене обращения в тайный совет ирландских граждан, но это не будет означать ликвидацию англо-ирландского договора 1921 г.

Вопрос о правах доминионов_002

Ирландская делегация настаивала также на отмене имперского гражданства, заявляя, что доминионы, «объединенные общей верностью короне» только как государственные единицы могут рассматриваться верными английской короне. Это означает, что не может быть верности отдельного гражданина доминиона английскому королю. Этот взгляд не получил поддержки от делегаций Канады, Австралии и ЮАС. В итоге было принято компромиссное и противоречивое решение, гласившее, что каждый член содружества определяет собственное гражданство, но «насколько возможно эти граждане должны обладать общим статусом», хотя возможны при определенных условиях «отклонения от общего правила».

Серьезные разногласия как по проблеме развития торговых связей внутри империи, так и по т.н. конституционному вопросу продолжали вызывать тревогу за единство и сплоченность империи не только у английского правительства, но и делегаций отдельных доминионов. 24 октября участники конференции ознакомились с меморандумом, составленным Скэллином. В нем подчеркивалась опасность «тенденций к дезинтеграции». Далее говорилось, что доминионы заинтересованы в единстве содружества, в котором они объединены с помощью «общего статуса», вытекающего из преданности каждого гражданина содружества королю. «Этот общий статус, это общее гражданство содружества, которое закрепляет персональную связь между отдельными мужчинами, женщинами и детьми содружества есть наиболее жизненный элемент единства содружества».

Канада и Австралия предложили сохранить определенные права Великобритании в этих доминионах, гарантирующие некоторые основные интересы правящих кругов данных стран.

Комитет по внутиимперским отношениям 27 октября представил главам делегаций свои рекомендации, включавшие австралийские и канадские просьбы. Он предложил одобрить доклад о разработке законодательства доминионов 1929 г. с дополнениями и исправлениями, внесенными во время обсуждения, создать орган из экспертов от стран содружества для завершения подготовки проекта Вестминстерского статута. 3 ноября 1930 г. было принято решение о том, что Вестминстерский статут вступит в силу 1 декабря 1931 г.

Вопрос о правах доминионов_003

Парламенты доминионов должны были предварительно обсудить проект статута и резолюции, одобряющие его, не позднее 1 августа 1931 г. представить в Лондон.

На конференции были рассмотрены и утверждены документы комитета о переселении. Документы подчеркивали значение более рационального распределения белого населения. В то же время признавалось правильным решение конференции 1926 г., гласившее, что «вследствие финансовых, экономических и политических соображений способствовать массовому пере-движению населения непрактично». Главным основанием для такого переселения должны быть не условия жизни в Великобритании, а способность к поглощению страны, в которую эмигрант направляется. А эта способность будет зависеть, в первую очередь, от соответствующих рынков, на которых могла бы сбываться продукция доминионов. Кроме этого, важным условием эмиграции должно быть увеличение английского капитала, вложенного в экономику доминиона. Таким образом, дальнейшее переселение «избыточного» английского населения в доминионы ставилось в прямую зависимость от возможностей экспорта продовольствия и сырья в Великобританию и от капиталов, которые английская финансовая олигархия могла вложить в экономику доминионов.

Вопрос о правах доминионов_004

На международной арене все явственнее сгущались грозовые тучи. Меморандум министерства иностранных дел Великобритании от 1 мая 1930 г., написанный Ванситтартом, постоянным заместителем министра иностранных дел, указывал на опасность, исходившую от возрожденного германского империализма. Документ предупреждал, что «со времени Первой мировой войны цели Германии не изменились, что она может испытать сильную тягу к применению старых методов дипломатии, если она найдет новые методы арбитража и примирения неэффективными ... для изменения статус-кво в том направлении, которое отвечает ее целям». Все зависит от того, кто руководит этой политикой, и он указывал на рост влияния фашистской партии во главе с «полусумасшедшим, нелепым опасным демагогом» Гитлером. На дальнем Востоке правящие круги Японии искали выход из обострившихся внутренних и внешних противоречий в военных авантюрах, в захватах территорий соседних стран. Английское правительство не могло не учитывать этих обстоятельств. На совещании комитета имперской обороны 18 ноября 1930 г., через несколько дней после окончания имперской конференции, в присутствии представителей доминионов Р. Макдональд заявил о необходимости учитывать возможность военного столкновения в течение ближайших 10 лет. Таким образом, правящие круги Великобритании понимали опасность обострения противоречий с империалистическими странами. Эту опасность сознавали правительства тихоокеанских доминионов Австралии и Новой Зеландии, удаленные от Великобритании на многие тысячи километров. Поэтому на имперской конференции после дискуссии делегатов с представителями названных выше доминионов было принято решение продолжить строительство военно-морской базы в Сингапуре.

Итак, Великобритания и доминионы на конференции 1930 г. по вопросам внутриполитической торговли оказались на противоположных позициях. Английское правительство Р. Макдональда отстаивало на первых порах во взаимоотношениях с доминионами идею создания имперского таможенного союза, реализация которого предусматривала ликвидацию торговых барьеров внутри империи, обнесение тарифной стеной против товаров не имперских стран. Доминионы исходили из необходимости защиты своего промышленного производства высокими протекционистскими пошлинами и быстрейшего завершения разработки Вестминстерского статута, который бы зафиксировал суверенные права доминионов. Ирландия и ЮАС кроме того добивались устранения некоторых остатков зависимости от Великобритании. Опасаясь усиления сепаратистских стремлений в доминионах, дальнейшего ослабления связей доминионов с империей лейбористское правительство Англии вынуждено было отказаться от идеи создания имперского таможенного союза, основанного на ликвидации торговых барьеров внутри империи, признать необходимость принципов предпочтений в развитии взаимной торговли между странами содружества, а затем согласиться с принятием системы тарифов и квот в качестве средств регулирования торговых связей между Великобританией и доминионами. Вместе с тем, оно уклонилось от поисков соглашений со своими партнерами на этой основе и даже отказалось зафиксировать свое согласие с позицией доминионов в решениях конференции. Вопрос о путях развития внутри имперской торговли был перенесен на следующую конференцию, которая должна была состояться в Оттаве в течение ближайших 12 месяцев.

Вопрос о правах доминионов_005

Великобритания была вынуждена согласиться с требованиями завершения разработки проекта Вестминстерского статута и сроком вступления его в силу, принять новые условия эмиграции в доминионы «избыточного» английского населения, отражавшие интересы доминионов, пойти на некоторые другие уступки своим партнерам.

«Уступчивость» английского правительства на требования доминионов временно ослабляла остроту разногласий, но не снимала их. Они сохранились в том или ином объеме со всеми доминионами.