ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ

Основное меню

Меню о Чувашии

Города Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Озеро Аль

Озеро Аль

Широкоизвестное озеро в Чувашии находится в Янтиковском районе. Оно расположено у подножия водораздельного склона, в левобережной части бассейна реки Кубня. Озеро округлой формы, имеет карстовое происхождение. С южной стороны весной, когда котловина переполняется талыми водами, из водоема вытекает ручей в одноименную реку Аль — приток реки Кубня. Земная кора в районе озера сложена карбонатными породами, прежде всего известняками. Данные гидрохимического анализа указывают на содержание в воде большого количества ионов кальция, карбонатов. Исследования, проведенные в 1967 г. Казанским отделением гидрологии и водных ресурсов СевНИИГиМ и жителем с. Алдиарово Геннадием Туратом в 1984—1987 гг., доказывают изменения, происходящие с озером. Его размеры: площадь — 4 га (240x230 м), объем — 358,2 тыс.м\ средняя глубина — 6,9 м, максимальная глубина — 10,5 м (данные Г. Турата, измерения проведены зимой). Температура воды на поверхности +20°С (июль, 1985 г.), на глубине 10 м — +2°С (15 января 1985 г.). Вдоль побережья произрастают камыш, лютик, калужница, осока, на мелководье — стрелолист, частуха, ряска, рогоз, тростник обыкновенный. Кубышка желтая встречается только на южной стороне. В озере обитает восемь видов рыб: окунь, ерш, щиповка, плотва, верховка, пескарь, карась золотистый, карп (зеркальный, чешуйчатый). Часто к озеру прилетают утки, реже — цапли, кулики.

Весьма интересны легенды и предания, связанные с этим озером. Многие старожилы отмечают, что в середине реки есть водоворот, иные утверждают, что посередине озера есть подводный остров, если встать на него, то воды будет только по горло. Третьи предполагают, что у озера нет дна и что оно связано с Волгой. Глубину его измеряли привязав к концу семи вожжей камень, но дна не доставали. Писатель Илья Тхти в своем очерке «Озеро Аль. Алдиарово» повествует, что в прошлом веке местные жители во время летнего отдыха у озера в Хлебном овраге устраивали бой между черным и белым баранами, совершали жертвоприношения, закалывая семерых пестроголовых черных быков, трех вороных жеребцов.

Морщинистая лепешка,

Что ни морщина, то маслице,

Под печкой — старушки,

Под лавочкой — девушки,

Чашки-ложки — в овраге,

Все придите на праздник.

Собирайтесь на кашу В гости к озеру Элькюль!

(Перевод Е.И. Козловой)

После того как дети, распевая песни, обходили окрестности, к озеру Аль из соседних деревень на жертвоприношение собирались и мужчины, и женщины, и стар, и млад. Затем в жертву приносили барана, быка, жеребца и угощались жертвенной кашей и мясным бульоном, после этого все прямо в одежде купались в озере Аль. Известный чувашский историк В.Д. Димитриев пишет, что особый интерес представляют предания и легенды о с. Алдиарово Янтиковского района и бездонном озере Элькюль близ этого села.

«Однажды началась засуха, и в ту пору пробралось в район озера Элькюль татарское войско, разоряя и выжигая селения, захватывая имущество, угоняя скот, забирая женщин и девушек, убивая сельчан. Некоторые жители спаслись, убегая в леса. И вот старик Суваш, собрав в лесу людей, привел их к Элькюль. Они принесли в жертву жеребенка и стали молить у Элькюль послать дождь и оградить от нашествия злых врагов. И вдруг откуда ни возьмись ударил гром, завертела, зашумела буря, взвилась вихрем вода из озера в черные тучи, хлынул страшный и небывалый ливень, который, затопляя дороги и болота, лил день и ночь трое суток. В это время татарское войско с награбленным добром, со стадами пробира¬лось к своим становищам сквозь дремучие леса. Настигнутое страшной бурей и ливнем, оно, увязнув в болотах, погибло. После этого случая старик Суваш завещал своим потомкам беречь и охранять леса, каждую весну приносить жертву озеру Элькюль, прося изобилия и всякого благополучия людям, С тех пор озеро Элькюль стало священным для чувашей местом Аслачук — главным местом жертвоприношения. Сюда крестьяне весной собирались из разных концов Чувашии, чтобы приносить озеру в жертву лошадей и жеребят, прося у него дождей на все лето и урожая хлеба».

В легенде об Элькюль рассказывается и следующее: «На всей чувашской земле было семь озер-братьев, которые ходили друг к другу в гости, образуя сильную грозу, поднимая вихрем воду в тучи, низвергая сильные ливни. Одним из таких было озеро Элькюль»,

В.Д. Димитриев считает, что озеро получило название от имени человека Эльтер, основавшего с. Алдиарово. Имя Эльтер очень близко к слову «Эльтебер» — болгарский царь (по Ибн Фадлану). Алмуш, Алмас — сын Шилки, Эльтебер, царь Волжской Болгарии с 895 по 925 гг. Эль/Иль так называли свою державу тюрки. По поводу значения этого термина нет единого мнения. С.Е. Малов переводит «эль» как «племенной союз», но дает также значение «государство, народ». «Эль» было формой сосуществования орды и племени, по Л.Н. Гумилеву.

Предания и легенды об Элькголе — месте весенних жертвоприношений крестьян почти всей Чувашии — и об Алдиарове наводят на мысль, что селение и связанное с ним озеро в золотоордынское время стали неким центром, объединившим правобережных чувашей.