ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Краснова Л.А. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева
История распорядилась так, что на протяжении уже нескольких веков Чувашский край является частью многонациональной России. Для любого народа (и для чувашского народа в том числе) всегда была и остается задача сохранения себя как этнического целого. Важнейшим средством решения задачи во все времена была сфера образования.
Сегодня перед Чувашской Республикой, как и перед каждым субъектом РФ, стоит проблема развития национального образования в целом и школьного в частности.
На данный момент в науке пока нет устоявшегося общепринятого определения национального образования. Признавая неоднозначность существующих подходов к определению этого понятия, отметим принципиальные положения, которые отражают наше понимание школьного национального образования.
Осознавая достаточную условность понятия школьного национального образования, тем не менее, подчеркнем злободневность проблемы ориентации школы на формирование этнической идентичности школьника, обусловленную интеграционными процессами, происходящими в мировом образовательном пространстве, которые актуализируют вопросы дифференциации образования с учетом этнических и религиозных особенностей.
Изучение школьниками истории и культуры родного края является основой этнического компонента содержания школьного обучения. Включение элементов национально-регионального компонента в школьное обучение способствует полноценному усвоению, закреплению, проявлению и трансляции опыта национальной культуры в сознание школьника, формированию у него национального самосознания.
Важнейшей задачей национального образования становится разработка школьных учебников этнической направленности, воссоздающих историю и культуру родного края в контексте с прогнозом и задачами развития страны, построенных на основе достижений исторической и педагогической наук, учитывающих особенности подростковой и юношеской психологии, включающих современный методический аппарат и позволяющих придать учебному процессу вид специфической исторической и культурной реальности. Встреча школьников с такими учебниками означала бы не только воссоздание национальной истории и культуры, но и позволила бы определить границы личностного места в пространстве национальной и российской культуры, дать позитивные импульсы в поиске ответов на многие вопросы современности.
К сожалению, приходится констатировать тот факт, что на сегодняшний день в Чувашии нет достаточно четкой структуры школьного национального образования. В то же время, в истории Чувашии есть поучительный пример, когда в 50—60-е гг. XX в. была предпринята попытка создать единое пространство школьного национального образования, когда выходили в свет учебные пособия В.Ф. Каховского для школы. Заметим также, что, к сожалению, в 60—80-е гг. XX в. должного понимания проблем школьного национального образования не наблюдалось.
Василий Филиппович Каховский, прежде всего, является ярчайшей фигурой в чувашской археологической науке. Он также вошел в историю педагогической науки как создатель учебных пособий по истории и культуре родного края для школьников.
Ценность В.Ф. Каховского для школьного национального образования состоит в том, что он, как ученый и как личность, видел необходимость этнического образования, сумел привлечь единомышленников к разработке учебных пособий в республике и тем самым взял на себя ответственность за содержание школьного национального образования.
Безусловной заслугой В.Ф. Каховского является то, что в созданных им учебных пособиях по истории и культуре родного края для школы нашло отражение понимание ученым глубинной гуманистической сущности национального, его конструктивной перспективности и необходимости воплощения и развития в сознании школьника.
В.Ф. Каховский был убежден, что общеобразовательная школа — это основа интеллектуального потенциала и духовного развития нации. В его учебных пособиях для учащихся IV—V классов («Рассказы по истории Чувашии»), для VII—VIII классов («Родной край»), для IX—X классов («Наша Республика») представлена целостная картина, воссоздающая национальную историю и культуру.
Анализ указанных учебных пособий позволяет утверждать, что для В.Ф. Каховского главный ориентир — это растущий человек, развивающаяся личность школьника. Учебные пособия содержат последовательно усложняющийся учебный материал, их методический аппарат предусматривает систему учебно-познавательной деятельности школьников. Тем самым воплощается в жизнь идея гармонического учета познавательных возможностей учащихся различного возраста.
В учебных пособиях использовано все методическое многообразие способов изложения учебного материала: от образного повествования, картинного описания, рассказа, драматизации, персонификации, диалога (для IV—V классов) до аналитического повествования (для X класса).
В.Ф. Каховский понимал, что пробудить интерес и уважение подростка к истории и культуре родного края, вызвать у него стремление сохранить и приумножить национальное наследие можно через развитие эмоциональной сферы школьника, воздействуя на нее через исторические образы. Поэтому язык учебных пособий для IV и V классов отличается образностью, эмоциональностью, авторской доверительностью. Диалогичный стиль изложения учебного материала позволяет напрямую обратиться к школьнику, призывая его к разговору: «Наш край, где ты родился, живешь и учишься», «Посмотри внимательно на рисунок, на нем показана жизнь людей каменного века» и т.п.
Учебный материал пособий для VI—X классов дает учителю возможность проводить уроки различных типов: от лекций, лабораторных занятий по анализу различных исторических источников до решения проблемного вопроса в ходе коллективного обсуждения.
Обратим особое внимание на методический аппарат учебных пособий В.Ф. Каховского. Он состоит из вопросов и заданий в конце каждой темы, хронологических таблиц, списка археологических и исторических памятников. По отдельным темам указаны рекомендуемые художественные произведения на русском и чувашском языках.
Для IV—V классов используются вопросы репродуктивного характера («Когда впервые упоминаются чуваши в русской летописи?»), а также вопросы, требующие от школьника аналитического размышления («Как отразилось господство монголов в жизни чувашского народа?»). Для старших классов предлагаются проблемные вопросы («Вхождение в состав русского народа облегчило положение чувашских крестьян. Почему же они участвовали в восстаниях?», «В чем отличие Абашевского и Чемеевского восстаний от предыдущих выступлений чувашских крестьян?», «Определи, кто мог написать эти строки: «Для нас вот что подходящее было бы: чтобы инородец в русском разговоре путался и краснел, писал бы по-русски с порядочным количеством ошибок, трусил бы не только губернатора, но и всякого начальника», «Считаете ли вы необходимым большие затраты средств на образование, когда в стране голод и разруха?»). Кроме того, включены вопросы, требующие оценочных суждений учащихся («В чем заключается значение первой русской революции в истории Чувашии?»).
Задания, содержащиеся в учебных пособиях, предполагают формирование системного комплекса учебных учений школьников: формулировать обобщения и выводы; составлять план, рассказ по картине; сопоставлять, сравнивать, анализировать исторические документы; осмысливать современные события и явления на основе исторического анализа. В учебных пособиях используются краеведческие задания («Найдите очевидцев или участников событий и запишите их воспоминания»), а также задания исследовательского характера («Установи, есть ли в твоем районе селения, названия которых корнями уходят во времена Золотой Орды и Казанского ханства», «Составь описание одного из чувашских народных земледельческих или обрядовых праздников», «От имени восставшего составь текст обращения к обездоленным крестьянам», «Под руководством учителя истории провести археологическую разведку местности, составить план расположения древних памятников, собрать подъемный материал, который сосредоточить в краеведческом уголке или школьном музее»).
Несомненно, методологическую и методическую ценность в учебных пособиях В.Ф. Каховского имеет забота о формировании ценностных ориентаций учащихся на основе личностного осмысления опыта национальной истории. Значительное место в учебных пособиях занимает учебный материал, отражающий духовную культуру чувашского народа. К нему относятся не только достижения в области литературы и искусства, но и лучшие нравственные качества чувашского народа. Сегодня, когда общество переживает время разрушения нравственных ориентиров, крайне важно актуализировать в учебном процессе вопросы, связанные с формированием культурной идентичности школьников.
Общественная ситуация на данном этапе характеризуется всплеском этнических чувств. В отдельных случаях они достигают разрушительного апогея. Подрастающее поколение живет в условиях надлома традиций межнационального общения и взаимодействия и является свидетелем обострения отношений на национальной и религиозной почве.
Злободневность и актуальность вопроса воспитания со школьной скамьи межнационального взаимного уважения, стремления к взаимодействию, взаимопомощи и к межнациональному согласию очевидна. Межнациональное согласие характерно для истории Чувашии. Примеры тому содержатся в учебных пособиях В.Ф. Каховского: добровольное вхождение чувашей в состав Русского государства, объединение с другими народами для борьбы с внешними врагами и для восстановления разоренного войной хозяйства и т.д. При этом принципиальное значение для В.Ф. Каховского имеет идея единения и взаимодействия с русским народом.
Главное, что отличает учебные пособия В.Ф. Каховского это то, что они пронизаны искренней любовью к Отечеству. Через весь учебный материал проходит идея воспитания юного гражданина и патриота. Перед школьниками предстают люди (безымянные, легендарные, героические), которые стремились к благу Отечества, способствовали его славе, жертвовали в экстремальных условиях жизнью. На ярких примерах, эмоционально и пристрастно формируется чувство справедливой гордости за достойную историю чувашского народа.
В.Ф. Каховский писал: «Чувашский народ прошел сложный путь исторического развития... Интересна и трогательна его многовековая история... Изучайте и любите свой родной край — частицу нашей Великой Родины». За этими строчками стоят испытываемые автором самые возвышенные чувства, которые он старается передать школьникам.
«Наш край...», «в нашей республике...», «в те давние времена в нашем крае...», «красива природа нашего края...». В этих словах заключено прочное внутреннее единение В.Ф. Каховского со своей землей и ее народом, стремление сделать школьника сопричастным к прошлому и настоящему родного края. Тут нет и намека на высокомерное превосходство своего народа над другими, на непомерное возвеличивание своего народа, что характерно для деструктивного национализма, пытающегося развести по полюсам «наших» и «ваших».
Сегодня в начале XXI века воспитание любви к Отечеству является важнейшей задачей школьного образования. Из-за трудностей, которые переживала наша страна в конце XX века, у значительной части взрослого населения возобладал социальный пессимизм. Сейчас нельзя допустить, чтобы он передался молодому поколению. На исторических примерах следует вселять оптимизм в сознание и души учащихся.
Несмотря на влияние советской идеологизации на историческую науку и школьное образование, на необходимость подчинения учебного материала официальным установкам, В.Ф. Каховский оставайся надклассовым историком. Его учебные пособия содержат авторскую идеологию гражданственности и патриотизма, веру в лучшее будущее своего народа. Они достойно выдерживают проверку временем и дают основу преемственности в деле развития школьного национального образования.
В заключение приведем слова Педера Хузангая, которые В.Ф. Каховский поместил в качестве эпиграфа к учебному пособию для учащихся IV класса «Рассказы по истории Чувашии»: