ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Торговля алкогольной продукцией.
Реализация спиртных напитков в России являлась государственной монополией еще со второй половины XV века. В городе имелись кружечные дворы, кабаки для продажи спиртного. В 1732 году большой кабак находился на берегу Волги. Маленькие располагались в самом городе:
Отъезжих кабачков за городом, в уезде насчитывалось пять:
В городе Чебоксары в 1788 году было 9 питейных домов, в 1790 — 10, а в 1793—1797 годах — один винный магазин и 12 питейных домов.
Законов, регламентировавших питейную продажу, в XVIII веке было издано гораздо больше, чем аналогичных по соляной торговле. Уже один этот факт демонстрирует пристальное внимание правительства к данному вопросу. Значительный пласт законодательных актов о питейной продаже обращает внимание на незаконное производство и торговлю спиртными напитками и определяет меры борьбы с ними. Уже указ от 16 сентября 1705 года отмечал наказания за корчемство. Наказания за корчемную торговлю предусматривались строгие: ссылка на вечное поселение, битье кнутом, конфискация имущества. Указы от 8 января 1729 года, 30 августа 1731 года и 25 апреля 1733 года в основных своих положениях повторили вышеприведенный указ. Часть указов имела запретительный характер. Например, запрещалось продавать вино с кружечных дворов в долг или под заклад одежды, посуды и других предметов; производить питейную продажу во время крестного хождения при монастырях до совершения литургии или в неурочные часы.
В 1754 году купцы были лишены права содержать винокуренные заводы. Хлебное вино могли производить (выкуривать) только казна и дворяне. Только они являлись поставщиками вина на кружечные дворы, с 1775 года ставшие питейными домами, подчиненными уездной питейной конторе.
Законодательно оформлялись цены на вино. В 1750 году произошли изменения в отпуске вина в Москве, в остальных городах ведро вина стоило 1 рубль 88,5 копейки, а его же стоимость в чарочной и кружечной продаже — по 1 рублю 98,5 копейки. В 1768 году в связи с подорожанием хлеба выросли и цены на вино. В Нижегородскую, Казанскую, Оренбургскую и Астраханскую губернии вино отпускалось по 85 копеек за ведро (эта цена не продажная, а та стоимость, по которой вино ставилось поставщиком). Следовательно, в розничной продаже также произошел рост цен. В указе от 13 октября 1769 года объявлялось о новом повышении цен, вызванном русско-турецкой войной, а именно: вино стало стоить 3 рубля за ведро, а стоимость пива и меда была увеличена на 5 копеек. В казенную продажу входило вино, произведенное не только казенными винокуренными заводами, но и поставленное частными производителями. Правила поставки определялись указом от 22 января 1761 года, за поставочные операции отвечала Камер-коллегия. Она же определяла количество вина, необходимого на «усушку и утечку». В 1745 году было положено на этот процесс с вина, стоящего на месте, 3 ведра на 100 ведер (или 30 ведер с 1000), а находящегося в провозе — 9 ведер на 100 (или 90 на 1000). Камер-коллегия также клеймила указные ведра для рассылки их по регионам на кружечные дворы.
Питейные продажи алкоголя.
Размеры питейной продажи можно проследить по материалам архивных фондов, но, как и в случае с соляной продажей, большей частью они сообщают сведения примерно с середины столетия. В конце 20-х годов XVIII века больше всего вино продавалось в кабаке, расположенном на берегу Волги. Это и неудивительно, если учесть большое количество пристаней, наличие значительного числа людей. Этот кабак в 1728—1732 годах в среднем давал 86% прибыли от продажи простого вина в Чебоксарах и уезде. Судя по данным Чебоксарского магистрата за 1749 год, продажа простого вина проходила гораздо активнее, нежели торговля вином двойной перегонки — водкой. Подобному факту есть простое объяснение. Продажная цена ведра двойного вина в первой половине года превышала стоимость простого вина на 1 рубль 42 копейки, а во второй половине года — на 86 копеек. Питейная продажа ведрами считалась оптовой, а чарками или круж¬ками — розничной. Наблюдались сезонные колебания цен: сто-имость ведра двойного вина уменьшалась с 2 рублей 24 копеек в январе — апреле до 2 рублей в мае — декабре. Всего в Чебоксарах за 1749 год продано двойного вина оптом — 16 ведер, а в чарки или кружки — 6,25 ведра, простого вина оптом — 7078 ведер, а в розницу — 945 ведер. Итого двойного и простого вина продано 8045,25 ведра. В 1750 году цена ведра простого вина выросла до 1 рубля 88,5 копейки в оптовую продажу и до 1 рубля 98,5 копейки — в розничную.
Сравнение размеров продажи в Чебоксарах и в соседних городах позволяет сделать вывод о том, что в Чебоксарах казенная питейная торговля была развита лучше. Более полные сведения сообщает ведомость 1767 года о количестве проданной питейной продукции по всей Свияжской провинции. Наибольшее количество вина в расходе числилось по городу Свияжск и его уезду — 9238,25 ведра, на следующей позиции были Чебоксары — 7884 ведра. Именно эти два города стали лидерами по употреблению спиртных напитков, а в их закромах были сосредоточены огромные количества запасов спиртосодержащей продукции. В какое-либо из заведений кабаков провинции поставлялось вино.
Со временем в систему питейных продаж включались все новые компоненты. В 1771 году, помимо традиционной винной продукции — двойного и простого вина, — появляются и другие, как водка, пиво и мед, хотя в общем торговом балансе их удельный вес еще не был велик. Больше всего кабаков и питейных домов было в провинциальном Свияжске и в уездном городе Чебоксары (по 7 — в каждом). В 1771 году на территории Свияжской провинции в продаже насчитывалось 16017 ведер вина. Из них большая часть была продана в Чебоксарах и уезде — 39,7%. На долю Свияжска и уезда приходилось 27,7%. Размеры водочной продажи выглядели скромнее, причем наибольший удельный вес в этой группе спиртных напитков падал на торговлю в Свияжске и его уезде — 60% от всей водочной продажи. Размеры торговли пивом превосходили показатели водочной, они стояли на втором месте после винных продаж. Стоимость пива варьировалась в разных городах.
Надо отметить, что размеры медовой продажи в городе были совсем небольшими. Лидерами продаж и в этой группе спиртных напитков по-прежнему являлись чебоксарские питейные дома.
Продажа товаров (хлеб, крупы, мясо, соль) в Чебоксарах осуществлялась ежедневно в специально отведенных местах: рядах или лавках, располагавшихся на городской торговой (базарной) площади. Первоначально торговые ряды выстраивались стихийно. Позже правительство неоднократно предпринимало попытки упорядочить планирование городов и отвести в них специальные места для торговли. Чаще всего распоряжения правительства не выполнялись, и торговые ряды оставались на прежних местах. Существовала специализация рядов, что видно из их названий: рыбный, кузнечный, хлебный, мясной и другие.