ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Крестьянство и сельское хозяйство в XVIII веке.
В сельском хозяйстве уезда ведущей отраслью являлось земледелие, важное место занимало животноводство, подсобное значение имели пчеловодство, охота и рыболовство. На полях чувашских, русских и марийских крестьян уезда применялось трехполье с правильным чередованием озими, яри и пара. При введении в севооборот новых участков земли прибегали к подсечной системе. Основные полевые культуры чувашских крестьян приблизительно занимали в посевах: рожь — 50%, овес — 18, ячмень — 8, полба — 7, пшеница — 5, горох — 4, чечевица — 0,5, просо — 0,75, гречиха — 0,75, конопля — 4, лен — 0,5, репа и мак — 0,5%. Русские крестьяне полбу не возделывали, у них значительный процент занимала пшеница (как и овес). Они конопли сеяли меньше, льна больше, чем чуваши. В конце XVIII века и русские, и чуваши начали сажать картофель. Часть русских и чувашских крестьян землю удобряла навозом.
Основным пахотным орудием русских и чувашских крестьян являлась соха. Для рыхления почвы и выкорчевывания трав применялась борона с деревянными, лишь изредка железными, зубьями. Чувашские крестьяне продолжали применять деревянный болгарский плуг агабусь, запрягаемый тремя или четырьмя лошадьми. Использовался облегченный вид агабуся. Для мелкого рыхления почвы применялась борона с деревянными зубьями. Для сгребания сена и соломы, разрыхления земли на грядах использовали грабли. В середине XVIII века у некоторых русских крестьян стали появляться бороны с железными зубьями. Особенной прилежностью в полеводстве отличались чувашские крестьяне. Многие из них огораживали поля и сенокосные участки изгородью. Уборка хлебов велась серпами. Косы-горбуши и литовки применялись для травокошения, иногда и для косовицы хлебов. Сжатый хлеб свозили на гумна и складывали в скирды, клади и кабаны (у чувашей). На гумнах устраивались овины (шиши) с огуменниками, служившие для сушки хлеба перед молотьбой, мякинницы и другие постройки.Русские крестьяне всю молотьбу производили цепами, а чуваши, наряду с применением цепа, молотили при помощи лошадей, гоняя их по кругу по застланным снопам. Как писали в географических описаниях 60-х годов XVIII века, чувашский женский пол «помогают мужьям, иногда сами пашут, сено косят и возят, дрова рубят, верхом ездят и скачут на конях, и прочие работы в не бытность мужей исправляют, а притом пряду! и ткут поспешно». Чуваши в Казанской губернии считались лучшими предсказателями погоды для ведения земледельческих дел. В благополучное время поднимали большое количество ржи, овса, полбы и ячменя, пшеницы, гороха, гречихи, проса и конопли.
Крестьянское хозяйство.
Крестьяне в огородах выращивали капусту, репу, огурцы, лук, чеснок, свеклу, морковь, редьку, бобы. Фруктовые сады разводились только на землях помещиков и изредка в хозяйствах русских жителей. Чувашские крестьяне имели хмельники, собирали в лесу хмель и плоды.
Чувашские, русские и марийские сельские жители имели в своем хозяйстве лошадок, много коров, стада овец и коз, разводили свиней. Скот держался в конюшнях и хлевах, летом пасли в стадах. Держали кур, индеек, гусей и уток.
В XVIII веке крестьяне уезда занимались бортничеством и пасечным пчеловодством; охота на зверей и птиц продолжала оставаться занятием многих чувашских и марийских крестьян. Охотились главным образом на зайцев, белок, норок, куниц, рысей, горностаев, хорей, бобров, лисиц, волков, медведей и разных птиц, используя лук со стрелами, петли, западни, сети, ямы и ловушки, началось применение огнестрельного оружия на охоте. Немногие русские, чувашские и марийские крестьяне занимались рыболовством.
Ведя натуральное хозяйство, крестьяне перерабатывали продукты питания, изготавливали большинство видов одежды и обуви, орудий труда, средств передвижения, предметов домашнего обихода, строили жилые и хозяйственные помещения. Переработку зерна в муку и крупу часто проводили ручными мельницами. У чувашей, у трех-четырех дворов, имелись меленки-колотовки, меленки-мутовки. В XVIII веке среди чувашей появились русские мельницы. Крестьянин был мастером на все руки, владел десятками специальностей, все время был занят трудом.
Некоторые орудия труда, средства передвижения и ткани для праздничной одежды, кожаную обувь, украшения, соль крестьяне приобретали на рынке, в Чебоксарах.
Распределение земель в хозяйстве.
Выше приведены данные о площади усадебной земли и пашни крестьян Чебоксарского уезда к 1795 году. В течение XVIII века площади пашни и сенокоса расширялась путем расчистки леса под выселки (каса) от материнских селений. К концу XVIII века в Чебоксарском уезде было 97 чувашских материнских селений и 176 выселков. Выяснено, что в первой четверти XVIII века 1,2% дворов ясачных чувашей пользовались 11 — 15 десятками пашен и 10 дес. сенокоса, 8,8% дворов — 11 — 15 дес. пашен и 7,5 дес. сенокоса, 49,4% дворов — 7,5—10 дес. пашни и 5 дес. сенокоса, 36% дворов — 4—5 дес. пашни и 2,5 дес. сенокоса, 2,3% дворов — 2—2,5 дес. пашни и 1,25 дес. сенокоса. 2,3% ясачных людей вовсе не имело тяглой земли, но пользовалось арендованными участками. В дальнейшем такое соотношение существенных изменений не претерпело. Лишь к концу XVIII века земли начали распределять по ревизским душам мужского пола. Земледелие велось по трехпольной системе (озимые культуры, яровые культуры, пар). Засевалось две трети пашни. В благополучные годы с десятины получалось 51—64 пуда зерна. Наиболее состоятельные чувашские крестьяне держали от 10 до 15 лошадей, столько же коров и быка, два-три десятка овец, коз, свиней. Таких хозяйств было очень мало. Большинство богатых крестьян содержало 5—9 лошадей, 4—8 голов крупного рогатого скота. Хозяйства среднего достатка (порядка 50% дворов) имели пару-тройку лошадей, одну—две бурёнки, стадо из десятка овец, коз и свиней. Маломощные хозяйства (насчитывалось 35% дворов) содержали одну лошадь, редко корову, небольшое число мелкого скота. Были дворы, не имевшие никакого скота. Приведенные данные позволяют утверждать, что чувашские крестьяне уезда производили значительное количество зерна, продукции животноводства. Многие крестьяне занимались бортничеством и пчеловодством, хмелеводством и сбором лесного хмеля, орехов, часть крестьян — охотой и рыболовством.
Однако произведенное крестьянином в значительной мере употреблялось не на жизнеобеспечение его семьи. Большая часть произведенного уходила на выплату государственных налогов, несение повинностей, удовлетворение вымогательств чиновников. С 1704 по 1723 годы ясачные чуваши платили с одного ясака (в среднем с двух крестьянских дворов) около 7 рублей, по 16 пудов ржаной муки, по 4 пуда ржи и 8 пудов овса. С 1724 года — по 74 копеек подушных денег с души мужского пола (через несколько лет по 70 копеек), вплоть до конца XVIII века, оброк вначале по 40 копеек, с 1745 года — по 55 копеек, с 1760 года — по 1 рублю, с 1762 года — по 1 рублю 50 копеек, с 1768 года — по 2 рубля, с 1783 года по 3 рубля с души мужского пола. Кроме того, выполнение рекрутской, трудовой, постойной, подводной и других повинностей, всякие пошлины требовали огромного количества денег. Вымогательства, коррупция чиновников отнимали с каждого крестьянского двора столько же, сколько составляли ясачные платежи, затем подушная подать и оброк. После христианизации приходилось платить духовенству ругу, плату за требы, деньги на строительство церквей. Все это вынуждало крестьян продавать городским купцам по самым низким ценам преобладающую часть годового сбора урожая и животноводческой продукции. Чувашские государственные крестьяне являлись неисчерпаемым источником обогащения для торговцев и промышленников Чебоксар. Часть чувашских крестьян, занимая у них же деньги в долг, становилась кабальными работниками на винокуренных, солодовенных, салотопенных, кожевенных заводах, на мельницах чебоксарских купцов, выезжала на заработки, в бурлаки.
Межевание населённых пунктов.
В материалах Генерального межевания указывается, что в чувашских селениях уезда были развиты промыслы по обработке дерева. Из чувашских крестьян сел Атиково, Анчиково (Воскресенское), выселков Старое Анчиково, Чалемой, Байметево «некоторые нанимаются в работники на судах и ходят бичевою по реке Волге вверх и вниз от городов Казани, Чебоксара до городов Саратова и Астрахани». Помещичьи крестьяне селец Амачкино и Нерядово «промысел имеют большею частью лесною поделкою, делают простыя сани и колеса», в деревне Новый Починок «некоторые нанимаются в работники на суда и расшивы и ходят бичевою от города Казани вверх и вниз по реке Волге до города Астрахани, Симбирска, Саратова и Нижнего». Крестьяне села Кушникова большей частью занимались также бурлацким промыслом, а в сельце Починок Карцев некоторые нанимались «в разные места в работники». Русские государственные крестьяне Подгородной слободы «промысел имеют больше в работе на судах», села Сундырь и шести окрестных деревень «промысел имеют водяною коммуникациею».
Из вышесказанного видно, что Чебоксарский уезд, его люди и хозяйство могли составлять основную базу, объект политической и экономической деятельности уездного города Чебоксары.