ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ

Основное меню

Меню о Чувашии

Города Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ У ТАТАР

Малышева О.Л. Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ У ТАТАР: ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Развитие современного общества характеризуется повышением роли этнических отношений в социальной жизни. Психологические причины роста этнической идентичности едины для всего человечества, но особую актуальность эти проблемы приобретают в эпоху радикальных преобразований. Кардинальные изменения в нашей стране в 1990-е гг. привели к политической и экономической нестабильности, резкой поляризации общества, потере прежних ориентиров и идеологическому вакууму. Следствием этого были, с одной стороны, обращение значительных слоев татарского населения к исламу, а с другой — возрастание значимости семьи, в рамках которой происходит социализация личности, формирование ценностных установок и идеалов. В этой связи весьма востребованными оказались традиции семейного уклада и воспитания детей у татар, которые всегда воспринимались как настоящий дар Аллаха.

О значении детей в семье говорит татарская пословица: «Дом с детьми — базар, дом без детей — кладбище». Будущая мать пользовалась особым уважением в обществе: «Женщина, вынашивающая в себе ребенка, подобна тому, кто постится днем, молится ночью и жертвует собственной жизнью и всем своим достоянием в священной войне во имя Аллаха. Женщина, родившая дитя, получает вознаграждение, величие которого она не в силах представить себе. Женщине, кормящей грудью, воздастся за каждый глоток молока так, как если бы она освободила ребенка из рода Исмаила. Когда же она прекращает кормить, ангел толкает ее в бок, приговаривая: «Продолжай, Господь простил тебя», — говорится в одном из хадисов.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ У ТАТАР_001

С рождением ребенка был связан определенный цикл обрядов. Своих новорожденных мусульмане сразу же приобщали к умме, нашептывая в правое ухо младенца призыв к молитве (азан, начинающийся со слов «Аллаху Акбар»), а в левое ухо — повеление восстать на молитву (икама). Почти сразу же совершали обряд-тахник, который состоял из помазания губ младенца медом или сладким фруктовым соком в сопровождении заздравных молитв с пожеланием расти послушным. Обряд наречения имени проводился с приглашением муллы и пожилых родственников. Младенца подносили к мулле, и он, читая выдержки из Корана, несколько раз громко произносил имя новорожденного и тут же делал запись в книге регистрации новорожденных. Эту церемонию завершало угощение — аш, куда приглашались только мужчины. Позже устраивался званый обед для женщин, которые одаривали роженицу подарками. Вот как описывал обряд дарения Карл Фукс: «...Привозят для новорожденного по рубашке, богатые — шелковые, бедные — ситцевые, многие дарят и одеяльца, чаплашки, тюбетейки и колпачки. Говорят, что богатая родильница так много получает подобных подарков, что наполняет ими порядочной величины сундук. При таких подарках считается необходимостью привезти родильнице чаю и сахару, сколько кто в состоянии, от головы сахару и от фунта чаю, до четверти фунта сахару и до осьмухи чаю».

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ У ТАТАР_002

Считалось, что первые 40 дней жизни ребенка особенно опасны. Поэтому исполнялся целый ряд обрядов, которые должны были уберечь ребенка от сглаза, а главное, помешать нечистой силе осуществить его подмену. С этой целью в колыбель новорожденного клали металлические предметы, веточки рябины и можжевельника, к ручке привязывали яркую нитку.

Каждому мальчику делали обрезание — суннат. Занимались этим профессионалы, которым это умение передавалось по наследству.

Рождение и воспитание детей было главной целью семьи. В хадисах Ахл-аль-Бейта сказано: «Твой ребенок — это плоть от твоей плоти, все его пороки и достоинства в этой жизни есть продолжение тебя самого, и долг твой требует, чтобы ты дал ему достойное воспитание, наставил на путь, ведущий к Аллаху Великому и Всемогущему и научил смирению перед Ним. А обращаясь с ним, помни, что за добро и ласку воздастся добром, а за зло и жестокость не миновать тебе наказания».

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ У ТАТАР_003

При воспитании детей в татарской семье соблюдалось разграничение по признаку пола. Уже с самого рождения отношение к мальчикам и девочкам было различным. Рождение сына воспринималось как радостное событие, а рождение дочери считалось нежелательным: в отличие от сына, который являлся продолжателем рода, надеждой родителей в старости, дочь не получала земельный надел, она была в семье временным членом. Не случайна татарская пословица: « Роди сына — живи спокойно». Мальчику с детства обеспечивалось почетное положение в доме, внушалось, что он «хозяин», продолжатель рода. В первые годы жизни, как девочки, так и мальчики находились под надзором матери или бабушки. Но детство кончалось рано. В крестьянских семьях родители приучали детей к трудовой деятельности с раннего возраста. С этого периода воспитанием девочки продолжала заниматься мать, а воспитание мальчиков начинал осуществлять отец.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ У ТАТАР_004

Воспитательная функция осуществлялась по двум каналам: через семью и обучение в религиозной школе. Знания, образованность высоко ценились исламской традицией. Сохранилось множество характерных в этом отношении изречений арабских халифов. Вот лишь некоторые из них: «Величайшее украшение человека — знание»; «Чернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика»; «Мудрость мира — заблудшая овца, потерянная верующими, возврати ее хотя бы из рук неверных». Во времена расцвета арабской культуры ученый был окружен почетом, даже если он происходил из беднейших слоев общества. Аль-Джахиз в «Книге красноречия» писал: «Без четырех вещей не может обойтись человек даже из знати — нельзя не вставать перед своим отцом, нельзя не услужить гостю, нельзя не заботиться о своем коне и не почитать ученого»6. Великая роль знания подчеркивалась и хадисами: «Знание — это божий дар, который Аллах оставил на земле, и ученые — хранители этого божьего дара. Тот, кто действует, руководствуясь знанием, сберегает этот божий дар». И еще: «Изучайте науки. Изучение наук — доброе дело, ведь учеба — это дань Господу нашему». Татарская культура также знала цену знанию. «Счастье ищи не в дорогах, а в знаниях», — говорит татарская пословица. Знания считаются дороже всякого богатства: «Не нужно золота, необходим ум», «Если хочешь погубить себя, или накапливай богатство, или оставайся безграмотным».

Татары широко практиковали обучение детей грамоте. Мальчики обучались в медресе при мечетях, которые строили богатые люди. Ученики жили при школе, лишь по четвергам навещая родных, и те экзаменовали своих детей. За нерадивость строго наказывали, за успехи скупо хвалили. У татар в отношениях между родителями и детьми до сих пор прослеживается влияние народной традиции сдержанности чувств. Зато образованность детей была предметом гордости муллы, и тот, по описанию К. Фукса, с удовольствием демонстрировал знания своих воспитанников гостям.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ У ТАТАР_005

Грамоте обучали и девочек. Карл Фукс свидетельствовал: «Женский пол у казанских татар получает равным образом известную степень образования, а между татарками мало найдется таких, кои бы не умели надлежащим образом читать и писать». Обучались девочки у жен муллы (абыстай) на дому. Учеба у абыстай начиналась с книги «Иман шарты» («Основа веры»). Девочкам внушалось, что они как будущие матери-мусульманки, должны неотступно соблюдать религиозные законы, которые требовали от них покорности, послушания и смирения.

В целом система общественного воспитания отражала сложившиеся социальные отношения в обществе. Родители заботились о воспитании морально-нравственных качеств детей: запрещалось употреблять спиртные напитки, курить, играть в азартные игры. Особое уважение внушалось к пожилым членам семьи, в которых видели не обузу, а мудрых наставников с богатым жизненным опытом. В семье огромную роль играло трудовое воспитание, главная цель которого — вырастить тружеников, впоследствии способных самостоятельно вести хозяйство. Новорожденного благословляли следующими пожеланиями: «Пусть будет мастером, как отец» или «Пусть будет умелой, как мать».

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ У ТАТАР_006

В крестьянских семьях дети воспитывались на трудовых традициях, обычных для деревенской жизни. Так, при строительстве новой избы не только родственников, но и мужчин со всей деревни оповещали о том, что предстоит выполнение трудоемких работ. Тогда дружно собирались на «омэ», то есть помочь, и выполняли работу сообща, коллективно. Причем плату за это никогда не брали.

При распределении работ между детьми строго соблюдалось разделение работ для мальчиков и девочек. Мальчиков приобщали к мужскому труду. В крестьянских семьях они пасли лошадей, помогали при жатве, в уборке двора и других работах. Девочки занимались домашней работой, вместе с взрослыми женщинами участвовали в уборке хлеба и сена.

Одной из важнейших функций семьи в процессе воспитания детей была передача этнокультурных традиций. Именно в семье дети приобщались к национальным обычаям, обрядам, праздникам, получали первые религиозные представления. Семья воспитывала ответственность перед родным народом за свое доброе имя, а перед другими народами — за доброе имя своего народа.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ У ТАТАР_007

Таким образом, основной функцией семьи было рождение и воспитание детей, которые могли бы продолжить род, позаботиться о родителях в старости. Дети в татарских семьях воспитывались в любви, но и в строгости. Родители понимали все бремя ответственности, которое ложилось на их плечи по воспитанию детей, и руководствовались хадисом: «Любя своего ребенка, ты тем самым даришь любовь своим родителям».