ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Жизнь жителей Чебоксар.
Наряду с рекрутской и постойной повинностями жители Чебоксар несли подводную повинность. Система ямов, по существу, должна была облегчить положение горожан, поскольку, где поблизости был ям, там горожане уже не поставляли очередных обязательных подвод. Судя по дорожному месяцеслову на 1776 год с описанием почтовых станов в Российском государстве, в Чебоксарах имелся почтовый стан, также в соседнем Козьмодемьянске. Согласно законодательству жители не должны были нести подводную повинность. Однако в материалах воеводской канцелярии мы встречаем свидетельства отбывания подводной повинности. В 1762 году на шествие подвод Ея Императорского величества была разверстана подводная повинность по посадам России. Сумма платежа определялась для жителей Чебоксар в 948 рублей 57,5 копейки. Статьи прошений и наказов, составленных жителями городов провинций, также говорят о том, что подводная повинность существовала. В наказе чебоксарского купечества выдвинуто требование о том, чтобы с купечества никаких подвод и на содержание почтовых станций, и в «подмогу лошадей и денег» не брали. Итак, несмотря на то, что с установлением подушной подати было объявлено об отмене остальных сборов и платежей, сверх налога горожанам (чаще всего посадским людям и крестьянам) приходилось отбывать еще и повинности.
Помимо выплаты подушного налога и исполнения различного рода повинностей, горожане участвовали в службах. Службы по различным сборам известны и в начале века, сохранились они и после смены подворного обложения подушным. Вся масса служб делилась на две группы: казенные и гражданские. Первая была сосредоточена при сборах, падающих на различные сословия, вторая — при сборах с посадской общины по мирской раскладке. Часто назначались экстренные службы, как по правительственным предписаниям, так и по постановлениям местных сходов. Количество служб изменялось по местностям, так как иные местные службы города вызывались особенностями данного города.
Правила выбора к службам оформлялись законодательно. По сенатскому указу от 7 сентября 1713 года срок службы определялся в один год, люди к несению службы должны были быть выбраны, а не назначены. В 1722 году Сенат постановил: в Санкт-Петербурге и в других городах целовальников из купечества не выбирать, а службу разложить на отставных офицеров. Но в течение года Герольдмейстерскую контору прислано всего 475 человек отставных солдат и офицеров, тогда как необходимо было собрать 6997 человек. Поэтому за неимением положенного количества бывших солдат по-прежнему продолжали выбирать целовальников из купечества327. Так, в 1726 году к соляной продаже вместо прежних головы и двух целовальников (В. Мясников, Н. Артемьев, Г. Щелыванов) выбраны А. Шитов, И. Дьячков: «они люди добрые и беспорочные». В документе подписались 17 человек вместо 25 (по-видимому, восемь были неграмотными). Уже после введения подушного налога в 1731 году вышло учреждение о купеческих службах. По указу от 28 июня 1731 года к службам должны были выбирать с общего согласия купцов в начале января вперед на три года, за подписями всех купцов, причем оговаривалось, что в случае, если выборному не понравится служба, то он может быть переизбран, но только в январе будущего года. К службам при таможенных сборах выборы производились в декабре, чтобы с 1 января выбранные могли вступить в должность. К кабацким сборам приступали с сентября. В расположении службами признавался очередной порядок, однако для некоторых одиноких купцов, не имевших приказчиков, делалось исключение.
Указ от 18 октября 1744 года.
Указ от 18 октября 1744 года предлагал меры по предотвращению расхищения сборщиками таможенных и других сборов. По указу, сборщики были обязаны подавать рапорты о сборах ежемесячно в городовой магистрат, последний обязывался освидетельствовать рапорты вместе с таможенными книгами. Сверив результаты двух документов, городовой магистрат отправлял рапорт в Главный магистрат. Ящики с собранной суммой запечатывались печатями магистрата. В 1750 году Сенат приговорил, чтобы к маловажным сборам особенные сборщики не определялись. Последним указом завершается перечень общих законов относительно служб. В течение века выходили указы, касающиеся различных служб в частном порядке. От разбора общих правил выбора к службам стоит перейти к их перечислению.
Количество служб часто варьировалось в зависимости от различных течений в области народного хозяйства. Введение новой казенной регалии сразу создавало ряд новых служб для посадского населения. Служба при соляной продаже, к примеру, имелась в период существования соляной регалии с 1705 по 1727 годы и с 1731 года до конца XVIII века. Вообще надо отметить, что, судя по документам магистрата, служба при продаже соли имела значительный удельный вес в общем объеме городских служб.
Соляные сборщики.
Соляные сборщики, как и таможенные головы и бурмистры, контролировались магистратом. Служба при соляной продаже не являлась обязанностью только купцов. В соляные головы в основном выбирали из купцов, а целовальниками могли быть посадские люди и цеховые люди. Обязанности должностных лиц при соляной продаже заключались в следующих действиях: приеме у бывших сборщиков остаточной соли и денежной казны, опечатывании всех ящиков, приеме новой партии из различных соляных магазинов, ведении приходно-расходных книг. Бывали случаи, когда соляные головы не принимали соль у иногородних купцов (чаще всего это было связано с тем, что хранить ее на данный момент было негде, иногда купцы предоставляли свои амбары за плату). В 1717 году приказчик симбирского купца Твердышева М. Андреянов жаловался в Чебоксарах на соляного голову М. Корепонова «с товарищи» в том, что они подрядную соль не принимают и «в том чинят господину убытки». По окончании года соляные сборщики предоставляли в магистрат рапорты с указанием остатков соли. Если денег было собрано недостаточно, это фозило соляным сборщикам арестом и описью имущества. В 1739 году посадский человек Ф. Иконников, бывший соляной целовальник, умудрился растратить 757 рублей 64,5 копейки. Его двор, мельница в Курмышском уезде, скот и прочее имущество продавалось с торгов. Соль, привозившаяся в Чебоксары (ежегодно — десятки тысяч пудов), в дальнейшем развозилась по уездным стойкам. Поэтому количество сборщиков было велико: выбирали соляного голову, двух бурмистров, трех целовальников и сборщиков по числу стоек. В целом, круг обязанностей соляных сборщиков в течение XVIII века не менялся.
Служба при питейной продаже по основным своим пунктам повторяла аналогичную при соляной продаже. Еще в начале века «памятью» из Ратуши от 29 ноября 1700 года определялось, что кабацкие бурмистры обязаны записывать цены на подрядное вино, пиво и мед, а также следить за тем, «чтоб в новый год вино и иное питье, мимо дешевых цен, дорогими ценами в отдаче не было». Кабацкие головы готовили ведомости о приходе денежной казны с питейной продажи по нескольким статьям: с кабацких на горячее вино гривенных денег с простого вина по 10 копеек с ведра, кабацких поведерных денег с простого вина по 22 копейки, с двойного вина по 22 копейки с ведра. Кроме того, записывали ежемесячно цены на простое и двойное вино в кружки, чарки и ведра. В конце года кабацкие служащие отправляли рапорты о питейной продаже с указанием количества проданного вина, его стоимости, количества остаточного вина в магистрат. Количество такого рода служащих было значительным. В 1731 году только на чебоксарский кружечный двор были выбраны один бурмистр, один ларечный и 16 целовальников.
Служба на таможне.
Служба на таможне, также как и службы при соляной и питейной продажах, относилась к казенным. Количество выбираемых было значительным. Так, в 1726 году на кружечный двор определили ларечного и целовальника, в таможню — бурмистра и 15 целовальников, на конскую площадь — четырех целовальников, на волжский и сурский перевозы — одного человека, к торговым баням — одного целовальника. В 1731 году количество выбранных — аналогичное. Таможенные бурмистры занимались взиманием таможенных сборов, записью цен на основные виды товаров: хлеб, мясо, хмель, меха, краски, сукна и т.п., а также составляли книги «оборотным выписям на явленые деньги». Службы при соляной продаже, на кружечных дворах, в таможне составляли основную массу казенных служб. Помимо вышеперечисленных, к первой группе также относились службы при продаже казенной рухляди, при сборах с казенных мостов, при конских сборах, при продаже гербовой бумаги, при сборе с оброчных казенных статей, при оценке различных товаров, домов и имений.
«Грамота на права и выгоды городам» от 1785 года внесла небольшие изменения в правила отправления на службы. Гильдейское купечество освобождалось от следующих служб: ларечных целовальников, счетчиков, бурмистров по продаже соли и вина.
Службы при казенных сборах.
Службы при казенных сборах значительно видоизменялись от той или иной системы их взимания. Казенные сборы или взимались на вере, или возлагались на магистрат, или сдавались на откуп. При верной системе посад ежегодно должен был избирать указанное число выборных людей и поручителей за них, причем ответственность падала на сборщиков и их выборщиков, и толь¬ко в случае их несостоятельности взыскание могло упасть на все общество. При содержании сборов на магистрате ответственность по взиманию сборов падала на должностных лиц этого органа. При откупной системе сборы находились в руках откупщиков, бравших с торгов от правительства на определенное число лет в исключительное монопольное право продажу вина и других напитков. Откупа сдавались целыми уездами и даже губерниями, обычно на четырехлетие, с выплатой откупной суммы вперед за месяц. В течение XVIII века, судя по законодательным актам и архивным материалам, правительство не смогло остановиться на одной системе и лавировало между ними. В начале века, по указам 1705—1707 годов, предпочтение отдавалось откупной системе: «И на откупы таких сборов разных чинов людям и ничьим крестьянам и бобылям нигде не отдавать, а отдавать такие сборы, где надлежит, на урочные указанные годы с торгу знатным и правдивым и пожиточным людям с поручными записями». После 1710 года все сборы были переданы на веру, а с 1722 года по именному указу из Сената от 11 мая вновь были отданы на откуп. В 1730—1740-х годах предпочтение оказывалось ратушам и магистратам, но затем доверие к ним начинает падать. Судя по архивным материалам, в Чебоксарском уезде в 1750-х годах действовала верная система, а с 1760 года был сделан переход к откупной системе. Население рассматривало верную систему как самую тягостную. По ней числились большие недоимки, именно поэтому в середине 1760-х годов правительство сделало окон-чательный поворот в сторону откупной системы. Сами чебоксарские купцы брали откупа. В 1730 году кружечный двор в Сундыре Кокшайского уезда был отдан на откуп в четырехлетнее содержание купцу гостиной сотни И. Олину из платежа 694 рубля 15,5 копейки, но он умер в 1731 году, и по сделочной записи откуп передан его зятю казанскому купцу гостиной сотни Сергею Антипину. В 1740 году А. Кадомцев и И. Попов держали откупные кабаки в Козьмодемьянске. С 1760-х годов и до конца исследуемого периода все основные казенные сборы были возложены на откуп. В начале 1770-х годов откупщиком в Чебоксарах был московский купец И. Шемякин, собиравший ежегодно 21190 рублей 5,5 копеек, хотя по окладу за Чебоксарами числилось 11466 рублей. По другим статьям суммы сборов немного отличаются от окладных. Чем была вызвана подобная разница в сборе именно питейной суммы? Видимо, это было связано с тем, что оставшиеся сборы не приносили стабильного большого дохода откупщику. Шемякин же был откупщиком по «пивоявочным» сборам, другой московский купец Н. Глухарев в 1771 году взял на откуп конские сборы. В 1795—1798 годах по Чебоксарам и уезду винные сборы находились на откупе у надворного советника Белоселкова и царевосанчурского купца Хлебникова. С 1799 года откупщиком стал коллежский советник Агарев.