ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Минеева Е. К. Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова
В современной философской и исторической литературе большое внимание уделяется проблеме национальной идеи. Начиная с «Философических писем» П. Чаадаева национальная идея подвергается осмыслению и превращается в философскую категорию. Славянофилы, западники Н. Данилевский, В. Соловьев, И. Ильин, Н. Бердяев и другие философы находились в поисках национальной идеи, стремясь определить предназначение России в мировой истории. Великие представители отечественной художественной прозы: И. Тургенев, И. Гончаров, Л. Толстой, А. Толстой, в попытках найти смысл жизни, и, тем самым, являя собой истинных мыслителей, неоднократно ставили перед обществом данный вопрос. Собственно, именно писатель-философ Ф. Достоевский в своем знаменитом романе «Преступление и наказание» первым вводит понятие «русская идея». В самом широком, универсальном понимании «смыслообразующим центром русской идеи является представление о долге России перед человечеством, о ее особом предназначении». В настоящее время национальная идея изучается и в рамках социально-политических исследований, и сточки зрения социокультурной, естественнонаучной, правовой концепций. Только современные научные изыскания феномена нации дают не менее восьми базовых теорий, на основе которых интерпретируется понятие «национальная идея». Так, этноисторический, марксистский, цивилизационный, объективистский, культурно-исторический, государственный, модернизационный и всемирно-исторический подходы рассматриваются метатеориями для решения проблемы национальной идеи. В целом в понимании и трактовках данного понятия наиболее отчетливо прослеживаются два направления. Одно опирается на определение национальной идеи через понятие «нация». Ученые другого подхода делают акцент на идею, через которую развивают свои взгляды.
Идея или наиболее яркая мысль обладает определенным содержанием и направленностью. Она всегда связана с мыслительным процессом, с интеллектом человека и общества, следовательно, с их сознанием. Идеология как совокупность идей и взглядов той или иной социальной группы является неотъемлемой частью социального сознания. Социальная сфера человеческого общества в качестве своего структурного звена включает нацию. И с какой бы позиции мы ни подходили к ее определению, как бы мы ни относились к данному вопросу, исходя из собственного миропонимания и мироощущения, нации — это исторический факт, который невозможно отрицать и обходить вниманием не только ученым, но и практикам. Подавление национальных чувств, национальной идеи этнонаций в полиэтнической Российской империи и многонациональном Советском Союзе в конечном итоге привели к взрыву национализма, к сепаратизму народов некогда единого государства. Недооценка национального вопроса, содержательным стержнем которого в настоящие дни являются не межнациональные конфликты, а вопрос равноправия этносов, «внимательного учета и согласования национальных и общенациональных интересов», может привести к краху, к распаду и Российской Федерации. Национальная идея — составная часть сознания как этнонации, так и нациегосударства. Неправомерно утверждать об отсутствии ее в СССР. Другое дело, что в период существования страны Советов она слилась с классовой идеологией, исходящей от социалистического государства. Формирование справедливого, основанного на коммунистических идеалах бесклассового общества, создание единой наднациональной общности, советского народа, стало общенациональной идеей, целью СССР или целью данного национального государства. Национальная идея любой этнонации заключает в себе стремление этноса к сохранению и развитию языка, культуры, традиций и обычаев, стереотипов поведения, исторической памяти народа. Без памяти не может быть человека и общества. Общность исторического прошлого объединяет представителей одной нации, становится одним из необходимых компонентов ее самоидентификации и самосознания.
На сознание этнонации большое влияние оказывают наука, открывающая нечто новое, доселе неизвестное; традиции народа; его повседневность и обыденный опыт; фольклор; в целом духовная и материальная культура. Образовательная сфера также играет далеко не последнюю роль в формировании национального сознания. Одной из главных ее функций (трансляционной) является передача уже открытых и накопленных знаний, неотъемлемой частью которых становятся история и культура родного края (ИКРК). Не случайно особая значимость в данном процессе отводится учебной литературе. Будучи носителем и передаточным звеном исторической памяти, посредником между педагогом-предметником и обучающимся, учебник представляет собой важнейший компонент образовательной системы. От его содержания, структурного расположения материала, существа вопросов и обязательных определений во многом зависят направление мыслительного процесса и воспитание подрастающего поколения. Учебник всегда идеологичен, он не может не передавать в той или иной степени атмосферу времени, политические, социально-экономические и культурные приоритеты, воспроизводящие социальное сознание исторической эпохи. Помимо отражающегося в учебной литературе периода в ней своеобразно запечатлевается и личность создавшего учебник автора. Знания и опыт, убеждения и взгляды, аналитические способности и стиль написания, даже нравственные ценности составителя сохраняет и передает учащимся созданное им пособие. Поэтому личностный фактор, казалось бы, в рассмотрении объективных событий прошлого, безусловно, присутствует при составлении учебника. Восстановление исторических фактов не предполагает их копирование, хотя и оно различными людьми будет сделано по-разному. Отображение реальной действительности на основе сохранившихся источников означает их интерпретацию, которая во многом зависит от личностных качеств ученого и педагога. Таким образом, написание учебника — дело, при котором его автор несет ответственность не только перед конкретными учениками определенного класса, но и перед поколениями, как за себя, так и за современную ему эпоху.
Написание учебника — поистине непростое дело. Его автор должен сам великолепно разбираться в вводимом в оборот материале, кроме того, хорошо знать взгляды исследователей на содержательные вопросы учебной тематики. Спецификой любого, в особенности школьного учебника, является умение передать наиболее распространенную в науке точку зрения, возможно, с названием различных гипотез по спорным среди ученых проблемам. Задача составителя и заключается в необходимости обозначения уже в основном устоявшихся и апробированных данных с вынесением в качестве базовых, обязательных для изучения хронологических этапов, дат и определений. Однако и в этом, казалось бы, ограниченном для влияния со стороны личности сравнительно универсальном учебном материале, неизбежно отражается его автор. Кроме теоретической подготовленности, к составителю учебника обязательно предъявляются требования с позиции его отношения к практической деятельности педагога-предметника, его непосредственного участия в учебном процессе. Не обладая знанием возрастных особенностей и психологии детей, невозможно создать полезный для школы учебник. Чрезмерно затеоретизированное, написанное наукообразным языком пособие будет не просто сложным, но и скучным для восприятия учащимися, следовательно, бесполезным, не имеющим своей практической значимости. Лишь адаптируя материал к воспитательной и учебной среде молодежи за счет возможной с точки зрения усвоения материала его постраничной разбивки на параграфы и главы, путем приближенных к возрасту фактических данных и стиля изложения, автор сумеет достичь желаемого результата. К примеру, в течение ряда лет, протекавший в России в 90-е годы XX века эксперимент по составлению учебной литературы убедительно продемонстрировал ограниченность в существовании, несмотря на их востребованность, сколько-нибудь одновременно познавательных и интересных для прочтения школьных пособий, а также отсутствие необходимых к созданию подобной литературы условий, в частности, оторванность образовательной сферы от науки и незаинтересованность данных форм общественного сознания друг в друге. Выявилось противоречие, до сих пор мешающее появлению совершенных учебников. С одной стороны, представители ученого мира, владеющие теоретическим материалом, зачастую не способны сконструировать приближенное к возрасту школьников пособие. Как правило, такие учебники рассчитаны не столько на учеников, сколько на педагогов и родителей, которые в адаптированной форме должны передать школьникам учебный материал. Подобная практика (сложная, двойная работа) приносит только вред учащимся, отбивая у них интерес к познанию и отучая их от инициативности и самостоятельности. С другой стороны, учителя, владеющие практическими навыками работы со школьниками, и понимая как следует подать им необходимый объем знаний, к сожалению, часто плохо информированы о новых подходах и теориях, имеющихся в науке. Кроме того, не следует забывать о долгое время существовавшей как в исследовательских, так и в школьных кругах, специфике кругозора, превращающей ученого и учителя в узких специалистов конкретной проблемы или конкретного периода. Вспомним и о постоянно накапливающемся, следовательно, увеличивающемся для запоминания учащимися материале. Отсюда, современный школьный учебник по гуманитарным дисциплинам в большинстве своем отличается сложностью содержания, несоответствием количества параграфов сетке часов, отпущенных программой и школьным стандартом на их изучение, сухим изложением, часто перечислением фактов.
Еще труднее, учитывая социально-политические факторы, обстоит дело с составлением учебного пособия по национальной истории и культуре края. Краеведение — наука, имеющая свое прошлое. В качестве предмета изучения чуваши стали еще в XVIII веке. Исследователи XIX столетия продолжили процесс накопления материала, касающегося чувашского народа. Известными в настоящее время учеными (А. Фукс, В. Сбоев, В. Бартольд, М. Худяков, Н. Марр) были выдвинуты гипотезы о хазарском, буртасском, гуннском, шумерском, финно-угорском происхождении чувашей. Концепцию о непосредственной связи чувашского этноса с булгарами заложил еще В. Татищев, но научное ее обоснование впервые дал Н. Ашмарин в своей работе «Болгары и чуваши». Хотя большинство чувашеведов в настоящее время придерживается тюркского происхождения народа, дискуссия по указанной проблеме продолжается и в наши дни. Большую лепту, как в решение данного вопроса, так и в целом в изучение края, внесли А. Смирнов, В. Каховский, И. Кузнецов, В. Димитриев, П. Денисов, А. Трофимов и др.
После октябрьских событий 1917 года Российское государство вступило в новую стадию своего развития. Реализуя право наций на самоопределение, большевики создали принципиально новый тип федерации — на основе принципа национально-территориальной государственности, что неизбежно вело к пробуждению интереса к этнической истории народов. 1920-е г. действительно ознаменовались большим вниманием партийной и государственной структур власти ко всему национальному, кроме только того, что касалось русской нации. «Россия — тюрьма народов», «великорусский шовинизм», «нет русской истории» — таковы привычные в те годы лозунги, на основе которых развивалась культура, якобы, угнетенных русскими этносов. Благодаря усилиям историка М. Покровского, в 1922—1923 гг. в государственной общеобразовательной школе русская история была закрыта для изучения. А в 1929 г. конференция историков-марксистов установила неприемлемость термина «русская история» как понятия, скрывающего великодержавный шовинизм. Совершенно определенные идеологические установки не способствовали укреплению дружественных связей народов Республики Советов, воспламеняли в их национальной психологии националистические эмоции и чувства. Противопоставление русских другим этносам и, наоборот, до сих пор сказывается в национальных отношениях Российской Федерации. С другой стороны, именно в 1920-е гг. этнонации получили реальную возможность изучать и развивать свой народ. Не случайно в это время создаются научные лаборатории, ставшие основой для последующих научно-исследовательских институтов, организовываются экспедиции по обследованию специфической культуры этносов и их диаспорных групп. Идет процесс ликвидации безграмотности основной массы большинства нерусских этносов, формирования национальных кадров, в целом проводится политика коренизации народов. В последующие 1930-е гг. идеология государства принципиально меняется, что грозило деятелям науки, по-прежнему увлеченным вопросами краеведения, по меньшей мере, обвинением их в национализме. Изменение партийно-государственных установок вплоть до 60-х годов приостановило чувашеведение. Но и после завершения периода «сталинизма» свобода слова, в том числе исследовательского, была явно ограничена. Таким образом, даже сугубо творческая деятельность ученого долгое время находилась под пристальным вниманием и контролем со стороны партийно-государственного аппарата. В настоящее время накоплена обширная краеведческая литература. Опубликован не один учебник по национальной истории чувашского народа. Но мы обязаны отдать должную дань первым учебным пособиям: 2-х томной «Истории ЧАССР» под редакцией И. Кузнецова, адресованной студенческой молодежи, и школьному учебнику В. Каховского «Родной край», которые, кстати, и в настоящие дни широко используются учащимися.
«Родной край» — это учебное пособие по истории Чувашской АССР для средней школы. Введение к пособию состоит из трех страниц и разбито на три части. В первой представлена краткая геодемографическая характеристика ЧАССР, современной второй половине 1960-х годов (к моменту выпуска 1-го и 2-го изданий пособия). Ученики сразу же окунаются, казалось бы, в знакомый им материал, но приковывающий к себе внимание некоторыми неизвестными им данными. К примеру, месторасположение и общая площадь Чувашии, плотность ее населения в сравнении с другими территориально-административными единицами РСФСР, название рек, процентное отношение лесов... — все это можно отнести к разряду «незнакомого в знакомом». Вчитываясь в простые строки учебника, школьник совершенно конкретно начинает представлять, о чем идет речь, что разжигает в нем желание дальнейшего познания содержания пособия. Неизбежным в соответствии с марксистско-ленинской идеологией стало второе структурное звено вводной части, в котором вся история Чувашии
фактически подразделяется на два основных этапа: до и после социалистической революции. Соответственно, успехи ЧАССР всецело обосновываются пролетарской революцией и руководящей ролью КПСС. Наконец, в заключение введения в краткой форме передается сразу несколько глубоких по своему содержанию пояснений, имеющих прямое отношение к структуре и источникам учебника. Методические рекомендации обнаруживают в авторе не только теоретика, но и педагога-практика, который умеет организовать при помощи пособия работу школьника с картами, тетрадью, дополнительным материалом. Так, В.Ф. Каховский советует учащимся не только «глубоко изучить содержание учебника», но и выписывать в тетрадь по истории «основные даты и важнейшие факты». В конце книги приложены хронологическая таблица и список исторических памятников, имеющихся на территории республики. А по отдельным темам в пособии указаны рекомендуемые к запоминанию художественные произведения на русском и чувашском языках. Выражая заботу не только о широте кругозора и воспитании учащихся, автор стремится заинтересовать подрастающее поколение историей своего народа, повышая тем самым его национальное самосознание. «Изучайте и любите свой родной край — частицу нашей великой Родины» — призывает автор в последних строках своего введения.
Содержание пособия делится на 9 разделов в соответствии с учебниками по отечественной истории для 7—10 классов. Школьники 7-го класса должны были пройти три раздела истории чувашского народа (с первых стоянок на территории современной Чувашии и до участия чувашей в Крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева). Будучи профессиональным археологом, В.Ф. Каховский не только живо описывает археологические культуры древнейших предков чувашского этноса, объясняет их этническое происхождение, но и включает в книгу яркие зарисовки, так необходимые для наглядности и понимания происходивших в глубочайшей древности процессов. Изумительны задания в конце параграфов. Одно из них, к примеру, гласит буквально следующее: «Под руководством учителя провести археологическую разведку местности, составить план расположения древних памятников, собрать подъемный материал для пополнения краеведческого уголка или школьного музея. В своих тетрадях по истории зарисуйте древние орудия труда...». Безусловно, выполнение подобных рекомендаций способствовало заинтересованности подрастающей молодежи в изучении своего края, подъему патриотического духа учеников. Педагогическое мастерство автора заключается в понимании возрастных особенностей учащихся. 13—15-летняя молодежь в силу своего переходного возраста во всем проявляет желание самостоятельности, ответственности за порученное ей в какой-то степени взрослое дело. Использование игрового эффекта, к которому еще тяготеет молодое поколение, с применением только к ней относящейся символики может давать замечательные результаты. Пионерия, комсомол, «тимуровские» команды, игры в «орленок», в «зарницу» — далеко не случайное явление советского прошлого, к сожалению, не применяющееся в настоящей российской действительности. Их создатели были великими психологами, использующими возможности и способности молодежного потенциала. В данном конкретном случае психолог В.Ф. Каховский проявил стремление направить школьную молодежь в русло ее приобщения к истории и культуре чувашского народа. Познавательный и глубоко воспитательный патриотический порыв сделал возможным в это время создание школьных и не школьных краеведческих, археологических и этнографических музеев, кружков по выявлению старины, по разысканию могил неизвестного солдата. Вот так, казалось бы, всего одно задание учебника по краеведению способно формировать условия к повышению самосознания народа.
Другого характера содержательная деталь пособия «Родной край» также привлекает к себе внимание. Придерживаясь тюркоязычного (болгарского и суварского) происхождения предков чувашей, В.Ф. Каховский желает избежать примитивизма в понимании учащимися преемственности культуры тюркских племен чувашским этносом. Не может быть абсолютно «чистого» перенятая культур. Объясняя синкретизм формирующегося народа, историк совершенно справедливо обращается за аргументацией к языковым особенностям этносов. В частности, автор замечает, что «в чувашском языке до сих пор сохранились сотни древнемонгольских слов», поскольку болгары и сувары проживали в Азии по соседству с монгольскими племенами. И далее приводит целый ряд созвучных слов на чувашском, монгольском и русском языках. Широкое использование чувашских слов должно было бы приобщать школьников к языковой культуре народа, однако, общегосударственная политика русификации в эти годы не способствовала, мешала развитию национальной культуры, особенно природного языка. Словарь обязательных терминов в конце каждого раздела, иллюстрации с изображением национального костюма, портретов выдающихся патриотов — выходцев из этнической чувашской среды, карты с маршрутами участников крестьянских войн и революционных событий на территории Чувашии усиливают методическую сторону пособия.
На 8—10-й классы отводилось по два раздела на каждый класс с постепенным усложнением, как самого содержательного материала, так и стиля его изложения. IV—V разделы учебника, рассчитанные на школьников 8-го класса, включают темы по участию чувашей в Отечественной войне 1812 г., кризису крепостничества, культуре и просвещению народа в до- и пореформенный период, экономическому положению края во второй половине XIX века. Большое внимание в рамках указанных проблем автор закономерно уделяет вопросу просвещения чувашей. В частности, внимание учащихся акцентируется на деятельности И. Ульянова, И. Яковлева, Н. Золотницкого, В. Магницкого и Н. Ашмарина. В этом краеведческом материале В.Ф. Каховский стремится привить формирующейся молодежи столь необходимые ей не только специфические знания родной истории, но и воспитывающие чувства уважения, дружбы между народами навыки. В целом позитивной является идея рассмотрения развития Чувашии в соответствии с прошлым всей Российской империи, затем советского государства, что естественным образом вкладывало в психологию молодежи не просто ощущение солидарности и сопричастности ко всему происходившему в отечественной истории, но и общности, единства судьбы с ней. С другой стороны, отсутствие в качестве самостоятельной дисциплины истории и культуры родного края, ее привязка как структурного компонента к предметам общероссийского прошлого подтверждало недостаточное внимание со стороны государства к национальной проблематике, поскольку то количество часов, которое на нее отводилось, было явно недостаточным. Да и на практике, наблюдая чисто формальный общегосударственный интерес к национальным проблемам (фактически его отсутствие), и до сих пор находясь в несоответствии между количеством часов, запланированных на изучение гуманитарных дисциплин и содержанием учебников по ним, педагоги вынужденно отводили часы ИКРК на отечественную историю.
Материал 9-го класса учебного пособия «Родной край» также разбит на два раздела, но в отличие от 8-го класса VI—VII разделы учебника значительно расширяются и усложняются. Уже одно количество страниц, отведенное на них, говорит само за себя: 17 — на 8-й и 70 — на 9-й классы. С точки зрения господствовавшей в то время партийно-государственной марксистско-ленинской методологии, подобное несоответствие вполне объяснимо. Основное внимание в истории уделялось революционным событиям, подготовке и проведению пролетарской революции, советской действительности. Соответственно, в разделы 9-го класса пособия по краеведению вошли вопросы, связанные стремя революциями, Гражданской войной, индустриализацией и коллективизацией в Чувашии. Опуская классовый подход составителя пособия, отметим, что собранный материал импонирует активным введением в оборот личностного фактора. К. Грасису, И. Кадыкову, П. Крепкову, И. Космовскому, С. Павлову, В. Чапаеву и некоторым другим национальным героям республики посвящена не одна биографическая страница учебника. В соответствии с тематикой автором выбраны воспоминания, художественная литература, вопросы и задания. К примеру, одно из заданий указанных разделов предлагает при прохождении запланированной темы «организовать встречи со старыми коммунистами, участниками борьбы за установление Советской власти на местах. В школьном краеведческом музее или уголке подготовить выставку документов, фотоальбомов, записи воспоминаний, рассказывающие об установлении Советской власти в крае». Рекомендация проведения серьезного воспитательного мероприятия налицо.
Привлекает к себе внимание неоднократное употребление в учебнике фрагментов и выдержек из писем красноармейцев, телеграмм В.И. Ленина, обращений чувашских крестьян и рабочих к партии и правительству, рассказов о В.И. Чапаеве, первых декретов советской власти и т.д., что значительно обогатило изучаемое пособие и придало ему более живой язык. Фотографии, портреты и карты усилили наглядность теоретических разделов пособия. К используемым в книге источникам следует отнести надписи на могилах и памятниках-обелисках. Учащиеся, представители разных школ Чувашской АССР, узнавая известные им по своим селам и городам памятники, надписи, названия имен и улиц, лучше усваивали историю и культуру родного края.
VIII—IX разделы учебника посвящены развитию ЧАССР в 1938— 1960-х гг. Участие уроженцев Чувашии в Великой Отечественной войне, в восстановлении промышленности и сельского хозяйства республики, достижения в науке и технике чувашского народа отражают последние параграфы и главы пособия. К сожалению, именно они стали наиболее идеологизированными и сухими в своем изложении. Перечисление пятилетних планов, пленумов и съездов КПСС, традиционные в эти годы оптимизм и шаблонные формулировки, акцент на успехах, перевыполнениях, стабильном опережении СССР и ЧАССР практически по всем показателям капиталистических стран характерны для данного материала. Но и в этих, очень не простых для изучения, сводных данных автор вновь обращается к конкретным фактическим примерам, к именам, фотографиям, зарисовкам районов и панорамам будущего городов республики, в частности, ее столицы — города Чебоксары. Если же говорить в целом об общем подборе тем учебного пособия В.Ф. Каховского «Родной край», то основной упор сделан на героические страницы истории и культуры чувашского народа, на установление советской власти в крае, на создание и развитие ЧАССР. Далеко не полное прочтение родной истории, избирательный подход к озвучиванию ее событий закономерны. Объяснение подобной логике следует искать не только в практическом подходе (малом количестве часов), но и в познавательно-воспитательных соображениях автора. В истории любого народа есть такие события, без изучения которых невозможно сформировать настоящего патриота и истинного ценителя прошлого. Именно указанный подбор тем дает возможность наилучшим образом продемонстрировать единство русского и чувашского народов. Наконец, никак нельзя обойти вниманием тот факт, что классовые интересы однозначно просматриваются в большинстве вопросов, поднимаемых в пособии, хотя данная тенденция являлась общей для всей научно-исследовательской и учебной литературы того периода отечественной истории.
Таким образом, своим содержанием учебное пособие «Родной край» демонстрирует в его авторе довольно редкое в жизни сочетание теоретика-исследователя и педагога-практика. Сам учебник В.Ф. Каховского следует рассматривать, с одной стороны, в качестве содержательной, ценной книги по краеведению, значительно повышавшей сознание чувашского народа, поскольку несколько поколений учащейся молодежи ЧАССР проходило через нее, воспитывалось на ней. С другой стороны, данное пособие, являвшееся неотъемлемой частью школьной и студенческой учебной литературы той эпохи, акцентируя внимание на определенной тематике, формировало сознание единой социальной общности — советского народа, что неизбежно соответствовало идеологии СССР.