ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ

Основное меню

free accordion joomla menu

Меню о Чувашии

free accordion menu module

Города Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ ЧУВАШСКОГО КРАЯ

Евдокимова А.Н. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ ЧУВАШСКОГО КРАЯ В КОНЦЕ XVIII—ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКОВ: КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Одним из важных последствий вмешательства церкви и государства в процесс христианизации нерусских народов Среднего Поволжья являлось строительство храмов и основание новых приходов. На протяжении всего XVII в. на территории Чувашского края, а именно в Чебоксарском, Цивильском, Ядринском уездах, в чувашских приходах Козьмодемьянского уезда, шло активное церковное строительство. В первой половине XIX в. На территории Чувашии новые приходы не были основаны, наоборот, их количество несколько сократилось. Многие деревянные храмы XVIII столетия, находившиеся в ветхом состоянии или сгоревшие, были разобраны, и на их месте в течение XIX в. были построены каменные церкви. Если вначале XIX в. каменных храмов на территории чувашских уездов было менее одной четверти, то к середине XIX в. их число выросло до 56%.

Название храму дает главный центральный престол, который чаще всего освящался в память Иисуса Христа или Богородицы. В XIX в. в России почти треть храмов посвящатась Богородице (особенно Успению, Покрову, Благовещению), — затем Троице и земной жизни Спасителя, популярным было имя Святителя Николая. Чувашские храмы не были исключением. Значительная часть храмов, 35 церквей, или почти 36%, действительно была связана с именем Богородицы. 29 приходских церквей были освящены в честь Иисуса Христа; популярным, особенно в Ядринском уезде, было имя Троицы.

Храмы в нерусских приходах Российской империи строили в основном небольшого размера, рассчитанные на 200—300 лиц мужского пола, тогда как в большинстве селений, составляющих церковную единицу, проживало до 2000 человек. Не случайно архиепископ Казанский Афанасий (1856—1866) в качестве причин неудачной политики христианизации называл «недостаток храмов божьих» в иноверческих селениях и предлагал центральной церковной власти ускорить церковное строительство.

Основным направлением вмешательства государства в дела церкви являлась регламентация размера прихода. Петровские законы и указы последующего времени устанавливали примерные штаты приходов и священно- и церковнослужителей: на 100 — 150 приходских дворов полагались 1 священник и 2 причетника. 150—200 приходских дворов формировали штат духовенства из 1 священника, дьякона, дьячка и пономаря. Указ 1722 г. по случаю разбора — т.е. перевода лишних представителей приходского духовенства в податное сословие или на военную службу — защищал сыновей священников, указывая «им быть при тех церквах во дьяках и пономарях, из них же учить в школе и производить на убылые места в попы и дьяконы».

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ ЧУВАШСКОГО КРАЯ_001

При Екатерине 11, в 1778 г., были составлены новые штаты, «значительно сжатее петровских». За единицу был принят двор прихожан, в котором числилось четверо мужчин. Эти 4 «штатных» лица назывались «ревизскими душами», т.к. числились по штату от одной ревизии до другой, независимо от фактического положения, т.е. живы ли они, или нет, и их заменили или не заменили новые поколения. На 150 дворов был положен 1 священник, на 250—300 дворов — 2 священника, максимум — 3, если невозможно было обойтись без трех.

В конце XVIII в. в уездных городах Чувашского края церкви были в основном одноприходные. В г. Чебоксарах в 1797 г. три храма — Введенский и Николаевский соборы и Благовещенская церковь, в г. Цивильске Троицкий собор являлись двухштатными, причем к причтам Введенского и Троицкого соборов был положен по штату и протопоп. На протяжении первой половины XIX в. происходило сокращение численности штатного приходского духовенства в городах ввиду малочисленности приходского населения. Во Введенском и Николаевском соборах в 1832 г. (первый) и в 1790 г. (второй) был упразднен штат священников. В пяти приходах — Крестовоздвиженском, Успенском, Архангельском, Воскресенском и Николаевском — была ликвидирована должность дьякона. В штатном составе приходов Цивильска и Ядрина изменений не наблюдалось.

За рассматриваемое время произошли следующие изменения в штатном составе сельских приходов. В Чебоксарском уезде увеличилось количество одноштатных приходов за счет сокращения штатов «за малоприходством прихожан» в селениях Беловолжское (в 1830 г.) и Тюрлема (в 1832 г.). В Цивильском уезде применительно к середине XIX в. сведения по селам Гришино и Кошелей отсутствуют, поэтому нами зафиксировано всего 8 одноштатных и 10 двухштатных селений. Сокращение штатов произошло в приходах сел Ковали и Багильдино (в 1816 и 1830 гг. из трехштатной в двухштатную), в Батеево (в 1801 г. из двухштатной в одноштатную). Были усилены приходы третьим штатом в селах Хормалы и Воскресенское-Шигали в 1815 и 1816 гг., вторым штатом — приход с. Шакулово. Существенно больше изменений зафиксировано в Ядринском уезде. Из одноштатных в двухштатные были превращены приходы в селах Валдаево (в 1811 г.), Чувашская Сорма (в 1813 г.), Шемердяново (в 1815 г.), Кошлоуши (в 1816 г.), Ядрино (в 1825 г.), из двухштатных в трехштатные приходы — в селах Норусово (в 1813 г.), Хочашево, Шумшеваши и Убеево (в 1814 г.), Торбиково и Абызово (в 1815 г.). Сокращен был штат трехприходной церкви в с. Малая Шатьма (в 1828 году).

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ ЧУВАШСКОГО КРАЯ_002

В целом по трем уездам Чувашского края на протяжении рассматриваемого периода более половины всех приходских храмов обслуживалось двумя причтами; несколько упала доля одноштатных храмов, на 7,5% увеличилась численность трехштатных приходов, особенно за счет роста населения в Ядринском уезде.

Несмотря на рост численности приходского населения в конце XVIII — первой половине XIX в., как уже было отмечено, новых приходов основано не было. Количество дворов к середине XIX в. далеко не соответствовало штатным нормам, установленным еще в конце XVIII в., особенно в уездных городах.

За рассматриваемый период общее количество приходских дворов выросло более чем в два раза, особенно за счет приходов Козьмодемьянского уезда, которые продолжали оставаться самыми крупными: если в конце XIX в. здесь на один приходской центр приходилось более 342 дворов, то к середине XIX в. козьмодемьянские приходы значительно обогнали другие уезды Чувашского края в количественных показателях. В среднем по состоянию на 1860 г. на 6 чувашских приходских центров данного уезда приходилось по 732 крестьянских двора. Самыми мало приходными оставались церкви г. Ядрина. Городские храмы значительно уступали сельским по количеству дворов: согласно клировым ведомостям, в г. Чебоксарах в конце XVIII в. самыми малоприходными были храмы: Введенский (61 двор). Николаевский (24 двора) и Успенский (42 двора), причем первые два прихода являлись двухштатными; в г. Ядрине таковыми признавались Спасо-Преображенский собор (30 дворов) и Казанская церковь (44 двора).

В отдельных приходах численность приходского населения превышала 5 тыс. человек. В Цивильском уезде в 1850 г. приходы первоклассных сел Шихазаново и Татмышево состояли каждый из 9 тыс. прихожан обоего пола, второклассных сел Хормалы, Шигалеи и Чуратчиково Цивильского, Оточево, Абызово и Норусово Ядринского, а также Яндашево Чебоксарского уездов имели приходское население в общей сложности более 5 тыс. человек.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ ЧУВАШСКОГО КРАЯ_003

Незначительно росло приходское население городов. По состоянию на 1850 г., менее одной тысячи прихожан обоего пола зафиксировано в приходах Введенском, Николаевском, Архангельском, Вознесенском, Успенском, Покровском и Воздвиженском г. Чебоксары, Казанском г. Цивильска, Спасо-Преображенском и Архангельском г. Ядрина. В целом по трем чувашским уездам из 85 приходов 61, или почти 73%, имел население более двух тысяч прихожан, особенно в Цивильском и Ядринском уездах.

Из сельских приходов малонаселенными являлись следующие приходы: марийское село Красный Яр Чебоксарского уезда, с. Луцкое Цивильского уезда, с. Елкино Ядринского уезда. Самыми крупными (более 300 дворов) считались приходы сел Акулево, Яндашево и Сотниково Чебоксарского уезда, села Татмышево, Шихазаново и Ковали Цивильского, а также села Торбиково, Богатырево, Оточево, Большая Шатьма, Малая Шатьма и Асакасы Ядринского уезда. На протяжении первой половины XIX в. эти приходы оставались самыми внушительными.

В 1845 г., после изменения штатов сельских церквей, количество трехштатных приходов сократилось. Несмотря на реформу, связанную с улучшением материального положения приходского духовенства, некоторые двухштатные причты обслуживали к 1860 г. более 500 дворов: масштабными являлись приходы в селах Бичурино, Кошки, Карамышево, Карачево, Яндашево Чебоксарского уезда. Самым крупным было с. Акулево Чебоксарского уезда, в котором числилось 972 двора. По статистическим данным, почерпнутым из духовных росписей, наиболее распространенными являлись приходы, где количество дворов колебалось от 400 до 500.

Более половины всех приходов Цивильского и Ядринского уездов имели свыше 500 приходских дворов. Некоторые из них выделялись из общей массы: Ковали (799 дворов), Татмышево (1754), Хормалы (810), Шихазаново (1778), Воскресенское-Шигали (966) Цивильского уезда, Асакасы (792), Аликово (749), Норусово (791), Хочашево (728) Ядринского уезда. Из чувашских приходов Козьмодемьянского уезда отличались: Акрамово (730), Оринино (795), Ишаки (773). Малонаселенными (до 200 дворов) оставались приходы с. Гришино Цивильского и с. Русская Сорма Ядринского уездов. Таким образом, к середине XIX в. в трех чувашских уездах наиболее распространенными являлись приходы с общей численностью дворов более 400 — 61 % от их общего числа.

4 апреля 1842 г. были установлены новые штаты приходов, в 1845 г. новое штатное расписание было введено в Казанской епархии. В их основе было предусмотрено соответствие количества прихожан мужского пола определенному размеру причта. Приходы стати делиться на семь классов. Первый класс составляли приходы из 2000-3000 человек мужского пола прихожан и двухштатный причт. Второй класс — приходы из 1500—2000 человек и 6 лиц духовного звания (2 священника, дьякон, дьячки, 1 пономарь и просвирня). Третий — 1000—1500 человек прихожан и 2 священника, дьякон, дьячок и просвирня. Четвертый класс — 700— 1000 душ прихожан и один полный штат причта. Пятый класс — 400—700 человек прихожан при одном штате. Последние два класса на территории Чувашии представлены не были.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ ЧУВАШСКОГО КРАЯ_004

В 1858—1859 гг. Казанская духовная консистория собирала сведения от местных благочинных священников о целесообразности основания новых приходов или усиления штатов существующих церквей. Заключения священников были следующие. Класс Казанского прихода Мариинского Посада следовало увеличить ввиду причисления жителей д. Сутчево из прихода с. Сотниково с 5 на 4-й класс. В Ядринском уезде, по отзывам благочинных, можно было усилить штаты во всех приходах и в некоторых деревнях, в частности, приходских к с. Оточево деревень Васькино и Хоракасы, построить церкви, т.к. чуваши все чаще стали «ходить в церковь и говеть».

На протяжении первой половины XIX в. существенно не менялись компактность приходских деревень и их расположение до приходского села. Как правило, расстояние от приходского села до самой отдаленной деревни не превышало 10 верст. Вначале XIX в. не имел селений только приход с. Беловолжское Чебоксарского уезда. В Чебоксарском уезде наибольшее число селений в середине XIX в. было в приходе с. Сотниково — 20, наименьшее в приходе с. Карамышево — 1. В Цивильском уезде наибольшее количество деревень приходилось на с. Татмышево — 22, наименьшее в с. Новоишево — 1. Менее разбросаны, соответственно, более компактно расположенными были приходские селения Ядринского уезда: по одному селению имели приходы с. Русская Сорма и Устье, наибольшее их число имел приход с. Кошлоуши. Также близко расположенными к церкви были деревни и околотки Козьмодемьянского уезда.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ ЧУВАШСКОГО КРАЯ_005

Что касается городских храмов, некоторые из них не имели никаких приходских селений, и в составе их прихожан присутствовали только жители уездных городов. Все чебоксарские храмы являлись смешанными по составу приходского населения, т.е. к ним относились и жители ближайших подгородных селений. Из храмов г. Цивильска не имел селений приход Казанской церкви, из храмов г. Ядрина — приходы Спасо-Преображенской и Архангельской церквей.

Численность духовных лиц, как по всей России, так и на территории чувашских уездов значительно превосходила общественную потребность в них, т.к. в среде духовенства существовал предельно высокий естественный прирост, что объяснялось обязательным и ранним, особенно для священнослужителей, вступлением в брак и строгим запрещением любых способов ограничения рождаемости. Поэтому духовные лица принимали все возможные меры, чтобы закрепиться на одном месте. В частности, еще при прохождении учебы они заключали договора о будущем браке с дочерью предполагаемого наследодателя места, обязываясь в будущем содержать всю родню жены. Нередко священнослужители покупали у служащего причта дома, благодаря чему церковное место закреплялось за определенной семьей и становилось как бы ее собственностью.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ ЧУВАШСКОГО КРАЯ_006

Поданным, выявленным Б.Н. Мироновым, отличительной особенностью городского духовенства в первой половине XIX в. в масштабах страны являлось полное соответствие прироста этой сословной группы увеличению общего количества жителей городов. При росте абсолютной численности духовенства за полвека в 1,4 раза удельный его вес в составе городского населения к середине XIX в. оставался таким же — 2,3%.

Однако в городах Чебоксары и Цивильск, при общем сокращении чебоксарских жителей в 1,1 раза и увеличения цивильского населения в 1,5 раза доля духовного сословия этих городов повысилась до практически одинаковых величин в 3,8 и 4,1%, превосходя среднероссийский показатель. Несмотря на сокращение штатов городского духовенства и ликвидацию двух чебоксарских приходов, сельские заштатные священно- и церковнослужители и сироты духовного звания стремились укрепиться в городах, где было значительно больше возможностей для пропитания. В течение 30—50-х гг. XIX в. не менялось относительное и абсолютное число лиц духовного сословия в г. Ядрине. Связано это было со слабым экономическим развитием города и механической убылью населения. В 1859 г. удельный вес духовенства здесь составил 2%. Общая численность городского духовенства Чебоксар, Цивильска и Ядрина на протяжении конца XVIII — первой половины XIX вв. оставалась примерно на одном и том же уровне вследствие оттока части потомков священно- и церковнослужителей, проживающих в городах края, в другие населенные пункты и перехода их в другие сословия. Важную роль в этом процессе играли ограниченные возможности служебной карьеры, излишек представителей духовных лиц, вынуждавший устраивать свою жизнь на другом поприще, нежелание жить среди чуждого им сельского иноязычного населения.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ ЧУВАШСКОГО КРАЯ_007

Численность служащего сельского духовенства росла незначительно. После некоторого роста в первой трети XIX в. наблюдается значительное его сокращение, особенно в Цивильском и Ядринском уездах. Причина этого явления кроется в резком сокращении штатов сельского духовенства после 1845 г. и повышение внимания на образование молодого поколения духовенства с 20—30-х гг. XIX в.

Удельный вес духовенства среди приходского населения по уездам, включая и города, выглядит следующим образом. В 1800 г. в Чебоксарском уезде проживало 55791 человек, из них духовных — 634, что составляет 1,1 % от общего числа населения. В Цивильском уезде проживало, по данным исповедных ведомостей, 45908 прихожан, духовных — 562, или около 1,2%. К середине века (1860 г.) данное соотношение существенно не изменилось. В Чебоксарском уезде из общего количества проживавших в нем 74135 прихожан духовные лица составляли 719, или 0,9%. В Цивильском уезде проживало 106286 прихожан, духовные с семьями составляли 683 человек, или 0,6%; в Ядринском уезде все население представлено 110582 душами, из них духовные представители — 213, или 0,7%.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ ЧУВАШСКОГО КРАЯ_008

По V ревизии в конце XVIII в. в селениях Чебоксарского уезда проживало 41664 чуваша, или 81,3%, 8580 русских, или 16,7%, татар 986 человек, или 2%. В Цивильском уезде чувашей представляли 54347 человек, или 90%, русских — 4454, или 7,5%, татар — 840 человек, или 2,5%. В Ядринском уезде представлены два народа: чуваши — 59838 человек, или 95,5%, русские — 2431 человек, или 4,5%.

Клировые ведомости длительное время указывали только мужское приходское население. Поэтому, учитывая только крещеных мужчин, национальный состав на 1819 г. будет выглядеть следующим образом. В Чебоксарском уезде чувашей зафиксировано 19049 человек мужского пола, или 92,8%; русских 1367 человек, или 6,6%, татар 109 человек, или 0,6 %. В Цивильском уезде к чувашским прихожанам относилось 30694 человека, или 94%, к русским — 1799, или 5,5%, к крещеным татарам — 155 человек, или 0,5%. В Ядринском уезде чувашей было 34620 человек, или 96,5%, русских 1267 человек, или 3,5%.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ ЧУВАШСКОГО КРАЯ_009

В середине XIX в., в 1850 г., по данным приходских священников, в Чебоксарском уезде прихожанами из чувашей значилось 27420 человек мужского пола, или 89,8%, из русских — 3103 человека, или почти 10%, из татар — 123 человека, или 0,2%. В Цивильском уезде чувашей проживало 34949 человек, или 96,4%, татар — 126 человек, или 0,6%, русских — 1091 человек, или 3 %. В Ядринском уезде по-прежнему представлены два народа: прихожан из чувашей было 44734 человек, или 96,3%, русских —- 1707 человек, или 3,7%.

В целом условия расселения чувашей по своей территории в конце XVIII — первой половине XIX вв. можно считать благоприятными для христианизации. Однако, несмотря на то, что в конце XVIII — начале XIX вв. на один штат священно- и церковнослужителей приходилось соответствующее законодательным нормам число приходских дворов, сами священнослужители абсолютно не были готовы к христианско-просветительской деятельности среди нерусского населения. И, наоборот, к середине XIX в. моральный облик и образовательный уровень приходского духовенства изменится в лучшую сторону, но предметом его забот станет значительно большее число приходского населения. Поэтому к 60-м гг. XIX в. назреет необходимость в открытии новых приходов.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРИХОДЫ ЧУВАШСКОГО КРАЯ_010