ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Памятники искусства.
И в позднее средневековье сохранение и развитие изобразительного и певческого искусства в России в значительной мере были связаны с православной церковью. Она, выполняя свои духовные функции, эффективно использовала не только мощь слова, но и силу изобразительного и музыкального искусств. В храмах Чебоксар хранились замечательные памятники искусства XV—XVII веков. В XVIII столетии создавались новые произведения. К сожалению, к настоящему времени сохранились лишь немногие из них.
Сведения о росписях на церковных стенах, иконостасах, иконах и предметах богослужения, являющихся памятниками искусства и культуры, содержатся в ряде книг, из которых выделяется книга «Приволжские города и селения Казанской губернии» (1892) и издания последнего времени.
Настенные росписи и фрески имели почти все храмы. На стенах Введенского собора сохранились фрески начала XVIII века (некоторые авторы их относили к XVII веку) на сюжеты Священной истории. А.И. Некрасов в 1930 году писал: «Наиболее замечательны Чебоксары XVIII века своей живописью, среди которых на первом месте стоит серия монументальных стенных росписей». По его мнению, роспись Введенского собора, выполненная в Петровскую эпоху, перебрасывает мост между древним и новым искусством. В данной росписи моменты графики и абстракции указывают на присутствие в какой-то мере нарышкинского стиля. Это свойственно только для росписи сводов, где «линейно данные образы, плоские и почти лишенные плоти, связываются в декоративном плетении линий. Красные и серые краски не создают колоритных комбинаций, и живопись кажется подкрашенным рисунком. Такова же она в колористическом отношении и на стенах, где, к удивлению, развивается из станковых картинок». Далее А.И. Некрасов отмечает, что «своды собора заполнены сценами из Нового Завета («праздниками»). Подобно перекрытиям, одно в другое, и эти изображения не разделены между друг другом, и наползают друг на друга. В них прописаны большим количеством довольно коротких тяжеловесных фигур, почти лишенных действия. Изображённое жёстко без движения и повёрнуты прямо. Объёмы трактованы плоскостно. Идея реализации подачи сути происходящего — в сцене Успения на своде стены обращённой к северу, там где прописаны три столба которые на себе несут арки, в просвете между ними плоскость идентичная первому виду с другой стороны, прорезана слюдяными окнами — прием, типичный для начала XVII века».
Но, продолжает автор, наряду со старинными приемами изображения праздников «и особенно огромных вытянутых фигур отцов церкви и князей на восточной части северной и южной стен мы видим и зачатки новых веяний в клеймах акафиста северной и южной стен». Торговые сношения с западом, проникновение в Россию книг с гравюрами приводили к заимствованию некоторых художественных явлений соседних стран. «Похожими на скопированное относятся отображения логотипа стен по югу и северу к акафисту Божьей Матери и Иисусу. Это совершенно одинаковые по размерам прямоугольники, разделенные между собой белой чертой с двухстрочной подписью внизу. Это как бы большие листы иллюстраций, вырезанных из книги и наклеенных рядами на стену. Композиция их не сложна, обычно вертикально построена и уравновешена. Очень похожи на западнорусские гравюры XVII века. Ноты наступающей эпохи барроко не просматриваются, но идея витает в воздухе, чуть примитивная чувственность массы, перевес этой массивной тяжести контуров и линией, которой больше не любопытны, отсутствуют возвышения, а гористую местность меняют пологими холмами. Кое-где изображены здания, массивные и грузные, лишенные уже условной и абстрактной конструктивности XVII века... В изображениях показана приземлённость и статичность. В цветах преобладает неброские серые и зелёные, занимает полное отсутствие голубых тонов». Росписи Введенского собора исследованы и наиболее характерные моменты воспроизведены А.И. Мордвиновой в изданной в 2009 году книге «Введенский собор города Чебоксары».
Роспись Николаевского собора (Предтеченской церкви) датируется 1781 годом. Она носит своеобразно претворенные черты позднего барокко. Для нее, по определению А. И. Некрасова, характерны отвлеченная живописность, декоративность, неустойчивость, невесомость и асимметричность движения (рококо), буйная радость жизни, вихревое действие, где крутятся, и взаимодействуют все части картины. «Начальная ориентация небесного с золотом и увядших бледных тонов превратились здесь в множество золотых нагромождений, голубизна в обилии неба и воздуха — в захват бесконечного пространства. Даже в медальонах со сценами из Апокалипсиса, также, вероятно, с известных сцен часто обозримых и прописанных в храмах, большее внимание уделено не мелким фигуркам, а общему виду, небесному своду. Иллюзорность геометрии (натуральность облаков), неправильность видов, супротив чёткости строительных форм, делают снос и придают новые горизонты не ограниченные стенами». Исследователь отмечает, что предтеченской росписи очень близка роспись Христо-Рождественской церкви.
Роспись Воскресенской церкви представляла собой любопытнейший образчик живописи конца XVIII века. Исключая поздние рогатые обрамления, А.И. Некрасов считает, что первоначальный фон между медальонами был голубой, и обрамление более умеренное и спокойное. В росписи чувствуются неуравновешенность и асимметрия общего построения, преувеличенная сильная жестикуляция, белесоватая яркость красок. Мучнисто-белые лица изображены почти без теней, дуги бровей и пухлые красные губы сильно подкрашены. «Эклектичность сказывается в набранных отовсюду мотивах, зачастую мало согласованных, какие-то остатки более сильного и пышного времени хранит в себе только ангел Благовещения в арке, отделяющей трапезную от главного храма. В нем нет и следа иконописной строгости и мысли о культовом назначении: одежды развеваются так широко, что вся нога обнажена, поза почти танцующая; это персонаж пышной феерии и театрального действа. Публикой вполне могут служить фигуры росписи западной стены, изображающие дочь фараона со служанками. В данной росписи любопытно претворение портретного искусства этой эпохи, переданы мелочи костюма и прически, вплоть до ленточки на шее и букетика в волосах».