ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Церковные и религиозные праздники.
Для общественного быта горожан XVIII века были характерны предрассудки, суеверия, нелепые поверья. По русским суевериям, человеку, вышедшему из дома, неуспех дела предвещали: «встреча на улице с попом, рыжим монахом, косым нищим, старой девушкой, с похоронной процессией, с пустой телегой или с человеком, несущим пустую корзину». «Вредность» такого происшествия можно было уничтожить, если быстро вернуться домой, переодеться в другую одежду и вновь пойти по тому же делу; а если это случилось далеко от дома, то незаметно для встречного нужно было бросить железную булавку или гвоздь. Путнику на телеге или санях перебежит заяц — будет беда. Надо остановить экипаж, быстро обойти три раза лошадь с упряжью. Если ворон сидит на крыше жилого дома и, каркнув, полетит к церкви, то в доме кто-нибудь умрет. «Если собака на дворе воет, подняв голову вверх, — жди пожара; если начнет выть, смотря в землю, случится дома беда; если при вытье царапает когтями землю — предсказывает зло на свою собачью голову». Если воробей, галка, ласточка влетит в комнату, предстоит большое несчастье. «По пятницам не следует начинать какое-нибудь новое дело, иначе все дела предстоящей недели будут пятиться назад... В ущерб луны нельзя стричь волосы и ногти — здоровья убавится... Нехорошо встать с постели левой ногой — удачи целый день не будет... Через порог не здоровайся и не прощайся — поссоришься... Не желай удачи рыболову, охотнику, грибнику — получится наоборот... За стол тринадцатый не садись — дурное к себе присадишь... Во время грозы и особенно градовой тучи некоторые... выбрасывали из окон на улицу или на двор сковородку, ухват, кочергу, косу, надеясь этим «утешить» грозу...» «Наговор», «порча», «сглаз» становились предметом судебного разбирательства.
На торговой площади находился кружечный двор, занимавшийся заготовкой по подрядам и продажей через кабаки хлебного вина, крепкого меда и пива. Кабаки (питейные дома) являлись местами повального пьянства, часто и блуда. Некоторые посетители кабака пропивали все деньги, состояние или вещи. С торгом были связаны торговые (платные) бани. Ими пользовались не только приезжие, но и местные жители. Такие бани были общими для мужчин и женщин. Только в середине XVIII века специальный указ Сената запретил мужчинам и женщинам париться вместе, после чего городские власти стали назначать разные дни для пользования банями мужчин и женщин. Устав благочиния 1781 года «запретил в такие дни даже вход в баню лицам другого пола».
Регулирование жизненных процессов.
В регулировании жизни горожан, защите власти, поддержании нравственных устоев, сохранении душевного спокойствия, утешении бедных и нищих, лечении больных добрым словом, духовном и нравственном воспитании граждан, утверждении десяти заповедей библейских важную роль играла православная церковь. Введенский собор являлся центром не только религиозной жизни, но и политических мероприятий. В нем проводили обряд смены воевод, принятие горожанами присяги в верности воцарившемуся монарху, оглашение правительственных указов. Последнее также оглашалось во всех городских церквах, а также на торговой площади. Церкви совершали обряды православного таинства: крещения ребенка, причащения (верующие принимали в церкви хлеб и вино — «тело и кровь Христа»), священства (возведение того или иного лица в сан священнослужителя), покаяния (исповедь — признание верующим грехов перед священником, который «отпускал» грехи от имени Христа); с начала XVIII века введена обязательная для всех прихожан регулярная (не менее одного раза в год) исповедь, миропомазания (наделение верующего божественной благодатью путем смазывания его лба, глаз, ушей и других частей лица и тела ароматическим маслом — миррой), брака (венчание) и елеосвящения (очищение больного от грехов путем смазывания его лба, щек, губ, рук и груди освященным оливковым деревянным маслом — елеем и чтения молитвы). В церквах отпевали покойников. С 1722 года в обязанности церквей возложена регистрация в метрических книгах рождения, венчания и смерти православного населения страны. В церквах проходили праздничные, воскресные и повседневные службы — благовесты, которые посещали горожане и приписанные к городским церквам жители окрестных селений. В XVIII веке благовестами начали отмечать, наряду с церковными праздниками, все замечательные события — получение известия о победе русских войск, приезд в город почитаемого лица и т.п. В начале XVIII века посещение прихожанами ежедневной церковной службы стало не обязательным. На церковные службы прихожане собирались под колокольный звон. К обычной церковной службе звонили в один колокол, к праздничной — во все колокола. Перезвон множества колоколов давал очень красивые ритмы и сочетания звуков. Церковная служба оказывала на верующих сильное эмоциональное воздействие. В церкви мужчины стояли отдельно от женщин. Для многих церковь была обычным местом встреч для обмена мнениями и новостями.
Основные Православные праздники.
При участии почти всех горожан отмечались основные православные праздники, в их числе двунадесятые, пасхальные и великие:
В честь этих праздников во всех церквах совершались торжественные богослужения. На Крещение (Богоявление) и Пасху совершались крестные ходы. Древнеславянский народный праздник Масленицу, посвященную проводам зимы и встрече весны, православная церковь включала в свой праздничный календарь как «мясопустную неделю» перед Великим постом. Особенно торжественно праздновали чебоксарцы Рождество Христово, Крещение, Масленицу, Пасху, Троицу. В эти праздники проводились веселые и продолжительные гулянья, взаимные посещения, игры, катания на лошадях. П.С. Попов сообщает об особых молениях и праздниках в Чебоксарах: «...Ходят отсюда (то есть из Чебоксар) на так называемый Фомин ключ, верстах в шести от города, где делают поклонение святым иконам, поставленным в часовне при роднике и ставят много свеч, которые с огарками собираются в пользу церкви Вознесенской в городе пудов до двух... Они (посетители) привозят хлеб и калач, вино и квас. После моленья часть бросают и льют в родник, а прочее употребляют сами. Взамен же берут с собою родниковую воду, находя ее лечебною в болезнях. С таким же расположением посещается горожанами часовня с иконою Николая Чудотворца в четырех верстах от города при деревне Новое Ларионово или Новое село, где по преданию была будто бы церковь, на месте которой ныне часовня, куда приглашаются и священники для молебнов и водосвятия. В религиозном отношении здесь в городе замечательно и то обыкновение, что накануне храмового праздника каждой церкви бывает после вечерни молебен Богородице, для которого начинается благовест с двух или трех часов пополудни и продолжается нарочито до времени обыкновенной вечерни. К молебну сходится духовенство и из других приходов и стекается очень много народа. В ознаменование праздника у той же самой церкви, где бывает с вечера молебен, к самой утренней начинается благовест ранее и прежде прочих приходов, за час или два. Другое обыкновение состоит в том, что по воскресеньям до отдания Пасхи после обедни бывают по три продолжительных звона. А после заговенья в Петровом посте в первые два воскресения после водоосвящения крестные ходы — в одно первой половины, а в другое — последней половины города». Все одевались в праздничную одежду. К этим праздникам горожане готовили угощения, им разрешалось властями варить и распивать пиво. Праздники обычно длились неделю или больше. Торжественные богослужения и праздники проводились также в дни царских именин, коронации царей, рождении в их семьях детей. С 1700 года по указу Петра I в России отменили летосчисление «от сотворения мира Богом», состоявшегося якобы за 5508 лет до «рождества Христова» и перешли на летосчисление (от рождества Христова», год стали начинать с 1 января вместо сентябрьского начала года. 1 января каждого года был объявлен всенародным государственным праздником Нового года, отмечаемым торжественно с установлением в домах елок.
Кроме праздников, в христианском культе большое место занимали посты. Ими было занято около 200 дней. От Масленицы до Пасхи проводился Великий пост, от первого понедельника после Духова дня до праздника святых Петра и Павла (29 июня) — Петров пост, с 1 по 15 августа — Успенский пост, с 15 ноября по 25 декабря — Рождественский (или Филиппов) пост. Постились в отдельные дни некоторых других праздников. Были установлены запреты на некоторые виды пищи по средам и пятницам каждой недели. Посты проводились для обновления и очищения человеческой души, вызывали у верующих эмоциональный настрой к покаянию.