ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Праздники народные гуляния.
Торжественно проводились престольные праздники Введенского и Никольского соборов, приходских церквей. К ним заранее готовились. Ежегодно 23 июня после церковной службы протопопа во Введенском соборе совершался крестный ход от собора до Сретенского монастыря (то есть до Владимирской церкви) вдоль Чебоксарки и обратно. В этом крестном ходе участвовали все духовенство города и многие горожане. Во второй половине дня проводилась коллективная трапеза — братчина на средства и деньги, собранные от горожан. Приходские церкви проводили свои престольные праздники также со службой, крестными ходами и братчинами прихожан. Иногда престольные праздники отмечались два-три дня.
Горожанами отмечались сохранившиеся от славянского язычества и нередко сросшиеся с православными праздниками «так называемые русальские обряды, некогда имевшие своей задачей обеспечение плодородия». Праздник Рождества Христова совпадал по времени с проводившимся в зимний солнцеворот славянским праздником Колядой, связанной с культом природы, заклинаниями об урожае, приплоде скота, гаданием и т.п. И в XVIII веке русские люди в праздник Рождества Христова проводили обряды, не связанные с христианством: гадания и колядование (сочельник) в ночь перед Рождеством, хождение ряженых, всякие увеселения. В крещенскую ночь девушки, собираясь вместе, гадали свое будущее, в день Крещения молодежь в складчину проводила пирушки. В Масленицу в течение недели устраивались угощения, катания на санях, молодежные игры. Пасха у русских слилась с весенним праздником древних славян, связанным с умилостивлением языческих богов за будущий обильный урожай, приплод скота, помощь в хозяйстве и быту. Традиция красить яйца связана с представлением древних славян о таинственности появления из скорлупы живого птенца. Троица совпадала с другим древним славянским праздником — Семиком, связанным с культом лесных и полевых духов и культом предков. На Троицу украшали дома зеленью, ветками, водили хороводы вокруг березок, поминали умерших родственников в «родительскую субботу». В Рождество Иоанна Крестителя (24 июня) совершали обряды древнего славянского праздника Купалы, приходившегося в летний солнцеворот: прыгали через костры, бросали в воду венки и другое. В документах 1766 и 1793 годов, выявленных В.А. Нестеровым, склон в Чебоксарах под нынешним кардиологическим диспансером назван Ерилой и «горой, называемой Ериле». И в XVIII веке на этом склоне в начале июня ночью проводился праздник Ярилы — славянского мифологического персонажа, связанного с идеей земледельческого и человеческого плодородия, — праздник молодежных развлечений.
В XVII веке начали, в XVIII столетии систематически проводили праздники, не связанные по своему содержанию с верованиями — христианскими или дохристианскими: царские дни — именины царя и царицы, других членов царской семьи, рождение наследника и т.п., преследовавшие цель повышения авторитета царствующей династии.
Борьба с болезнями и эпидемиями.
Во время эпидемий, эпизоотий, засухи, сплошных дождей, голода, различных стихийных бедствий и пожаров горожане предпринимали против них оперативные меры противодействия: карантин, преграждение доступа в зараженные зоны и запрет выходить из них, нередко путем выставления военных застав, запрещение топить летом домашние печи и бани и т.п. Вместе с тем горожане верили, что такие бедствия можно преодолевать молитвами, постами, крестными ходами, опахиванием города сохой, заговорами, колдовством. «При засухах и больших дождях просят местное духовенство совершать моления о благодарствении воздуха, так как и в летнюю пору при посевах учреждают ходы с иконами по полям, где к молебствию выносятся разное жито, над которым священник совершает водосвятие и часть которого потом ввергает в землю... В скотских падежах и при людской смертности, обращаясь с молением к Богу, в то же время необразованные преклоняют колена к Вааламу» — по библейскому преданию, месопотамскому языческому волхву и порицателю. В 1737—1739 годах и в 1771 году в поволжских городах и селениях, в их числе и в Чебоксарах, свирепствовала чума. Даже «просвещенный» монарх Екатерина II не могла предложить действенные меры борьбы против чумы. Она в 1771 году своим указом подтвердила прежний указ 1730 года, предписывавший в таких случаях трехдневный пост. После поста следовало «иметь крестный ход» по воскресеньям вокруг всего города, «а если где обширный город, то — на другой и на третий день». Во время этого «хождения, хотя по трудам и можно от вина и от пищи подкрепиться, но надлежит наблюдать, чтобы излишества наипаче к пьянству не оказалося».
Развлечения на праздниках в посаде.
Нижегородские скоморохи — музыканты, плясуны, певцы, паяцы (клоуны), часто гастролировавшие в Чебоксарах в XVII веке, в XVIII столетии постепенно сходили со сцены. Их место заняли известные еще с середины XVII века и достигшие своего расцвета в XVIII столетии мастера медвежьих представлений. Эти скоморохи из города Сергач и окрестных селений Ключево, Ачки и Кладбищи Нижегородской губернии обслуживали всю центральную Россию и Поволжье с августа по июнь следующего года. Вначале медведя приучали ходить на двух лапах: на его задние конечности надевали деревянные башмаки и ставили его на подогреваемую снизу железную плиту. «Затем его учили плясать, помещая на той же горячей плите, но без обуви, ударяя при этом в барабан. Мишка, обжигая подошвы, переступал с ноги на ногу и рефлекторно повторял это впоследствии при звуках барабана. Подобные методы применяли и при обучении медведя разным другим «шуткам». Обучение длилось около полугода, а по окончании «науки» в губу зверя продевали «больницу» (железное кольцо), чтобы укрощать его, когда он заартачится и перестанет повиноваться хозяину». Хозяин-медвежатник (вожатый) перед походом по городам и селениям России подыскивал себе помощника — «козаря» 14—18 лет, получавшего четверть дохода от представлений. В городах и селениях поглядеть на «медвежью комедию» собирались многие жители. По описанию 1771 года, медведи могли выполнять 22 «номера»:
Медвежатники с подручным в XVIII веке часто посещали Чебоксары, другие города и селения Чувашии. Их гастроли продолжались и в XIX веке, и в XX веке до Великой Отечественной войны. Один из авторов настоящей книги до войны в деревне Новое Сюрбеево Цивильского района не раз смотрел копеек за 20 «медвежьи представления», возможно, тех же сергачских медвежатников.
Массовые гулянья с песнями, плясками, играми проводились в городе во время православных, дохристианских (народных), царских, победных праздников. Не только в дни праздников, но и в обычные дни весной и летом, иногда и зимою, девушки и парни, часто и молодые семейные горожане, выходили на хороводы, круги и танки (танцы), где пение сочеталось с медленным танцем в кругу. Исполнялись пляски холостых мужчин, восходящие к глубокой древности; пляски девушек и молодых женщин, взмахивавших платками или другими ритуальными предметами; парные пляски: мужчина плясал вприсядку, женщина на носках, вскидывая поочередно ноги. В XVIII веке «постепенно распространялись и танцы западноевропейского образца («кадриль» и пр.)». Летом хороводы водили всю ночь, весной и зимой — также долго. На хороводах плясали под музыку или песни. Музыкальное сопровождение песен и плясок выполнялось духовыми инструментами — дудками, зурнами, сопелями, посвистелями, волынками; струнными — гуслями, гудками (ящиками с натянутыми струнами), домрами, ударными — бубнами, накрами, барабанами. Источники первой половины XIX века в числе городских музыкальных инструментов называют гармонику, скрипку, гитару, флейту, рожок, балалайку. Возможно, распространение гармоники и некоторых других перечисленных инструментов началось в конце XVIII века.