ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ

Основное меню

free accordion joomla menu

Меню о Чувашии

free accordion menu module

Города Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МАРИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ

Рыбалка В. И. Марийский государственный университет

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МАРИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ В 60-80-е ГОДЫ XX ВЕКА

Социальный прогресс в деревне сопровождался в рассматриваемый период расширением и улучшением культурного обслуживания тружеников сельскохозяйственного производства. В обогащении их духовного мира, в росте общей культуры всех жителей села важную роль играли Дома культуры и клубы, которые проводили большую культурно-просветительную работу в марийской деревне.

В начале рассматриваемого периода в Марийской республике имелось 26 Домов культуры, 557 клубов, в том числе — 156 колхозных, 93 — профсоюзных, 20 — ведомственных. Материальная база учреждений культуры все еще оставалась слабой. Многие сельские учреждения культуры были размещены в ветхих помещениях, 60% клубов не имели комнат для кружковых работ, зрительные залы 99 клубов вмещали лишь до 100 зрителей. Отсутствие музыкальных инструментов, настольных игр и технических средств пропаганды было характерным явлением для сельских клубов. Так, Зверевский сельский клуб Мари-Турекского района, размещенный в бригадном доме колхоза «Большевик», не соответствовал элементарным требованиям культурного учреждения. Здесь, кроме двух конторских столов, двух ветхих шкафов и нескольких скамеек, ничего не было.

В 1965 г. Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли важные постановления «О передаче дополнительно на решение Совета Министров союзных республик вопросов хозяйственного и культурного строительства», а также «О некоторых вопросах улучшения деятельности учреждений культуры», которые значительно упростили решение строительства культпросвет-учреждений, определение размеров дотаций, решили вопросы повышения квалификации работников культуры. Заработная плата работникам культурно-просветительных учреждений была повышена на 35—40 процентов.

Вопросы культуры и быта стали чаще обсуждаться на сессиях и заседаниях исполкомов районных, поселковых и сельских Советов. Так, Советский районный Совет в апреле 1966 г. детально разобрался с состоянием культурного обслуживания населения и утвердил план мероприятий по строительству и ремонту культурно- бытовых объектов, благоустройству населенных пунктов. В соответствии с намеченным планом в районе приступили к строительству клубов колхозы им. Калинина, «Рассвет», «Коммунизм верч», «Вперед», а колхозы «Красный Октябрь» и «Октябрь» к середине 1966 г. завершили строительство больших типовых клубов с центральным отоплением.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МАРИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ_001

Постепенно культурно-просветительная работа в марийской деревне поднималась на качественно новую ступень. Клубы начали строить на средства колхозов, а также районных и сельских бюджетов. Верховный Совет Марийской АССР, обсудив на сессии в июне 1966 г. вопрос «О состоянии и мерах улучшения работы учреждений культуры республики», поручил Совету Министров повысить роль и ответственность Министерства культуры, исполкомов районных, городских, сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся в руководстве деятельностью учреждений культуры, в совершенствовании форм и методов их работы. Это решение оказало положительное влияние на повышение уровня руководства клубными учреждениями, способствовало значительному улучшению деятельности сельских Домов культуры и клубов. К примеру, в Горномарийском районе в 1966 г. на строительство и ремонт учреждений культуры колхозы выделили 452 тыс. рублей, начали строить 10 клубов, намечено было капитально отремонтировать 11 учреждений культуры. Для клубов купили 3 аттракциона, 2 комплекта духовых инструментов, струнный оркестр, 18 телевизоров, 12 баянов, 9 радиол. Правление колхоза «Сила» для Дома культуры приобрело духовой оркестр, а для всех бригадных клубов — телевизоры5. Дома культуры и клубы района значительно активизировали свою работу. Здесь вошло в традицию проводить смотры массово-политической работы по наиболее важным политическим и хозяйственным кампаниям. В районе широко развернулось самодеятельное искусство: из клуба в клуб проходила эстафета под названием «Нам песня строить и жить помогает».

Подлинным центром культурно-массовой и методической работы в Горномарийском районе стал Еласовский сельский Дом культуры. Коллектив художественной самодеятельности этого учреждения культуры являлся одним из лучших по итогам Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности получил звание лауреата смотра и награжден самой высокой премией — пианино. Участники художественной самодеятельности, выступали не только в стенах Дома культуры, но и систематически обслуживали тружеников села. В 1966 г. ими было дано 24 концерта в колхозах «Сила», «Коммунизм», «Россия», «Правда». В период весеннего сева агитбригада с интересной программой выступала в бригадах, в поле. Кружок кинолюбителей при Доме культуры сделал свой первый выпуск помощников киномехаников.

Дом культуры провел много содержательных вечеров, лекций, оказывал большую методическую помощь сельским и колхозным клубам, находящимся в зоне его действия, что положительно сказывалось на их деятельности.

Клубные учреждения республики начали активнее участвовать в разработке и внедрении новых обрядов, посвященных торжественной регистрации бракосочетаний и новорожденных, вручению паспортов, проводам в ряды Вооруженных сил, юбилеям трудовых коллективов и т.д.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МАРИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ_002

В середине 70-х гг. на территории сельских Советов республики было создано в среднем по одному Дому культуры. Сельские клубы в центральных усадьбах колхозов и совхозов были преобразованы в Дома культуры — качественно более высокий тип клубного учреждения. Новое строительство учреждений культуры велось по типовым проектам. За 1965—1974 гг. в республике было построено 57 типовых клубов. Располагая рядом специальных помещений для культурно-просветительной работы, они позволили значительно обогатить культурную жизнь села. Занятия университетов культуры, кружков по интересам, филиалов детских музыкальных школ, комнаты трудовой славы активно формировали духовный мир сельчан. Улучшилось снабжение сельских учреждений культуры.

К концу 70-х гг. в республике расширилась сеть, укрепилась материальная база культурно-просветительных учреждений, театров, повысилась их роль в идейном, трудовом и нравственном воспитании, в организации содержательного досуга трудящихся. За 5 лет было открыто 12 библиотек, 20 клубных учреждений, 2 детские музыкальные школы, создано 7 народных коллективов художественной самодеятельности. Особенно возросло число сельских Домов культуры. Если в 1975 г. их было 189, то в 1980 г. — 222 Дома культуры. Построено 9 типовых клубов, широкоформатные кинотеатры на 300—500 мест в Сернуре, Юрине, Новом Торъяле, Куженере, Параньге, Мари-Туреке. Дома культуры, клубы, библиотеки оснащались и оборудовались новой мебелью и аппаратурой8. В 1980 году на селе функционировало 554 Домов культуры и клубов, 321 библиотека, 540 киноустановок. В Советском, Параньгинском, Звениговском, Мари-Турекском районах материальная база учреждений культуры улучшилась в основном за счет фондов колхозов и совхозов.

Для того, чтобы полнее удовлетворять духовные запросы тружеников сельского хозяйства, клубы и Дома культуры использовали самые разнообразные формы работы, в том числе агитационно-художественные бригады, которые оперативно и широко пропагандировали достижения передовиков труда, рассказывали обо всем хорошем, что повседневно рождалось в жизни марийской деревни.

Большую политико-массовую, воспитательную работу проводили агитационно-художественные бригады Новоторъяльского района. Только в 1967 г. здесь работало 10 агитбригад, которые дали 82 концерта. С содержательной программой выступали агитбригады Токтай-Солинского, Ядык-Белякского клубов, Масканырского и Новоторъяльского Домов культуры.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МАРИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ_003

В 1970 г. в Горномарийском районе в период весенне-полевых работ и уборочной кампании работали 12 агитбригад: ими дано за год 136 выступлений. В честь 50-летия Марийской АССР по решению райисполкома был объявлен смотр-конкурс агитбригад, который проходил в районном Доме культуры. Первое место заняла агитбригада Шиндыръяльского СДК, второе — Юнго- Кушергинекого сельского клуба, третье — Картуковского СДК.

Агитбригады постоянно заботились о высоком качестве выступлений, исполнительском мастерстве, репертуаре. Помощь им оказывали районные отделы культуры, Дом народного творчества, театры, учебные заведения, союзы писателей и композиторов.

Во время полевых работ колхозники, рабочие совхозов находились большей частью в поле и не всегда имели возможность хорошо организовать свой досуг, своевременно узнать о новостях. И вот здесь были незаменимы культурно-просветительные работники, их агитационно-художественные бригады — боевые, подвижные коллективы. Ее участники, в основном молодые энтузиасты, обладающие политическими знаниями, художественными дарованиями, выступали не только в клубах и Домах культуры, но и на открытых площадках, в поле, на токах — везде, где трудились сельчане.

Вначале 70-х гг. в республике появились новые формы массово-политической работы. Так, в совхозе «Семеновский» Медведевского района во время посевной специальная автомашина обеспечивала механизаторов не только горячим питанием, но и газетами. В обеденный перерыв механизаторы могли послушать последние новости, посмотреть «Вести с полей» — сводку хода весенних полевых работ, бюллетень социалистического соревнования, познакомиться с «молнией», «тревогой», «боевым листком». Вся эта наглядность развешивалась на бортах автомашины. Такая организация гласности позволяла своевременно информировать людей о передовиках и отстающих, ежедневно наращивать темпы работы при высоком ее качестве.

Наряду с агитационно-художественными бригадами, большую работу среди тружеников сельского хозяйства проводили автоклубы. Привлекая к своей работе лекторов, участников художественной самодеятельности, автоклубы знакомили сельчан с политическими событиями в нашей стране и за рубежом, вели пропаганду передового опыта сельскохозяйственного производства. Сеть их постоянно расширялась. Если в 1970 г. в республике действовало 32 автоклуба, то в 1980 г. их было уже 61.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МАРИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ_004

Автоклубы использовали в своей работе самые разнообразные формы и средства работы передвижных клубов. К примеру, за 1980 г. автоклубами республики было проведено 6739 мероприятий, обслужено 508794 человека. Рост массовых мероприятий за год составил 1047, а посетителей на них — 107 тыс. человек. Заметен был рост концертной деятельности художественной самодеятельности, количество концертов возросло на 309, а зрителей на них — на 47 тыс. человек.

В целях выявления лучшей работы автоклубов и их технического оснащения впервые был проведен марш-парад автоклубов «О готовности к жатве — 80», а также конкурс-рапорт агитационно-художественных бригад при автоклубах «Мы молодой весны гонцы», которые активизировали работу автоклубов.

В практику автоклубов вошло комплексное планирование культурно-просветительной работы, такие, как клубная неделя «Навстречу выборам в Советы», «Хроника земли Марийской», пропагандистский цикл «Животноводству — ударный труд», кинообозрение «Сыны отечества на страже мира».

Необходимо отметить, что автоклубы проводили большую работу с детьми и подростками. Так, автоклуб Килемарского отдела культуры в 1980 году провел для детей следующие мероприятия: конкурс детских рисунков, экскурсии на комплексе, где ребята встретились с передовиками производства, демонстрации кинофильмов для детей, а после их просмотра проводилось обсуждение. Автоклуб №4 Звениговского района организовал детские утренники, «Из какой мы сказки?», «Час загадок» и др. Автоклуб №1 Новоторъяльского отдела культуры для детей и подростков устроил «Праздник Нептуна». В Советском районе автоклубы проводили, кроме утренников, занятие «Клуб выходного дня». При автоклубе №1 Оршанского отдела культуры был создан и работал кружок «художественного слова».

В среднем каждый автоклуб в 1980 г. выполнял не менее 120 выездов. Хорошо проводилась работа автоклубами по обслуживанию населения, где не было стационарных учреждений культуры. Так, автоклуб №2 Советского района осуществил за год 133 выезда, из них 100 выездов в населенные пункты, где не было культпросвет учреждений. Все мероприятия автопередвижные учреждения культуры проводили совместно с обществом «Знание», библиотеками, музыкальными школами, органами кинофикации.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МАРИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ_005

В 70-е г. прошлого столетия шире, разнообразнее стали духовные интересы и культурные запросы сельских тружеников. Это вызывало необходимость коренного совершенствования всей системы культурного обслуживания села, повышения уровня и качества деятельности культурно-просветительных учреждений. Началось создание клубных и библиотечных систем, культурных и культурно-спортивных комплексов. Этот процесс был вызван потребностью в равномерном развитии сети учреждений культуры, а также недостаточно высоким уровнем их материально- технической базы и кадров. Инициатором создания сельских культурных комплексов выступили работники Мари-Турекского района. Эксперимент по созданию первого в республике комплекса был проведен в 1975 г. на базе совхоза «За мир» (поселок Мариец). Для руководства комплексом был создан совет из 21 человека, который координировал и направлял его деятельность. Опыт работы этого комплекса представлял значимость и практическую ценность. Он был изучен, обобщен, распространен во всех хозяйствах района. В 1978 г. на базе учреждений культуры района была открыта республиканская школа передового опыта.

Клубы и Дома культуры Мари-Турекского района вносили свой вклад в подготовку к 60-летию СССР, проводили циклы агитационно-пропагандистских мероприятий. Ярко и красочно подводились в этом районе итоги социалистического соревнования, проводились вечера ударников и коллективов коммунистического труда, слеты, вечера, встречи соревнующихся коллективов. Традиционными стали вечера-рапорты, вечера-портреты новаторов и передовиков производства, вечера чествования трудовых династий. В клубах и Домах культуры широкое распространение получили тематические вечера «Пятилетке — ударный труд», «Ни одного отстающего рядом», вечера присвоения звания «Мастер — золотые руки».

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МАРИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ_006

За годы работы в условиях централизации неузнаваемо изменился весь облик клубов и Домов культуры этого района, значительно обогатилась их материально-техническая база, улучшился качественный состав кадров, вырос идейно-художественный уровень проводимых мероприятий, появились десятки новых коллективов художественной самодеятельности.

Министерством культуры было разработано «Положение о культурном комплексе Марийской АССР», утвержденное затем Советом Министров республики и Президиумом областного Совета профсоюзов. В нем, с одной стороны, подведены итоги подготовки и проведения централизации культурно-просветительной работы в республике, с другой стороны, четко сформулированы цели и задачи, определен порядок организации и руководства культурным комплексом.

Во второй половине 70-х гг. успешно проводился эксперимент и по централизации клубной работы. Причем центральным здесь выступал не районный Дом культуры, а сельский — главной усадьбы колхоза, совхоза, центра сельского (поселкового) совета. В его задачу входило культурное обслуживание жителей всех населенных пунктов колхоза или совхоза. Речь шла об улучшении качества клубной работы на селе и, прежде всего в малых населенных пунктах, за счет значительного повышения роли центров колхозов и совхозов, находящихся в них сельских Домов культуры. Такая организация работы хорошо себя зарекомендовала, поскольку она целесообразна и перспективна.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МАРИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ_007

Опыт деятельности этих клубных учреждений представлял большую значимость и практическую ценность, заслуживал всяческой поддержки и внимания. Он был изучен, обобщен и одобрен коллегией Министерства культуры республики. Методическим кабинетом был издан плакат о клубной работе.

Заслуживает внимания опыт работы централизованных клубных систем и сельских культурных комплексов Советского района. Самым крупным культурным комплексом здесь являлся Ронгинский. Он объединял два сельских Дома культуры, семь клубов и 14 красных уголков. Комплекс обслуживал жителей 18 населенных пунктов. За время работы в новых условиях в клубах и Домах культуры был наведен образцовый порядок.

Хозяйства, предприятия и учреждения, расположенные на территории Ронгинского сельского Совета, активно участвовали в финансировании мероприятий комплекса, в дальнейшем укреплении его материально-технической базы. В комплексе и его филиалах велась многогранная работа с населением: проводилось большое число массовых мероприятий, в клубах и Домах культуры работали десятки кружков художественной самодеятельности.

Централизация клубной работы внедрялась во всех районах республики. Это значительно оживило деятельность культурно- просветительных учреждений, позволило коренным образом улучшить культурное обслуживание сельского населения, его досуг. Только централизованным клубным системам и сельским культурным комплексам стали по силам подготовка и проведение крупных мероприятий, объединенных в общественно-политические, агитационно-пропагандистские циклы. Например, в 1980—1981 гг. во всех районах прошли циклы клубных мероприятий по темам: «От съезда к съезду», «Трудовая хроника земли марийской», «Великая Отечественная», «В рабочий строй, товарищ выпускник», «Все во имя человека, все для блага человека».

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МАРИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ_008

Централизация активизировала общественные силы деревни, дала возможность энергичнее привлекать к работе сельскую интеллигенцию. Это наглядно проявилось в таком прекрасном начинании, как создание народных музеев, комнат боевой и трудовой славы при централизованных клубных системах и сельских культурных комплексах. К примеру, в Немдинском культурном комплексе Новоторъяльского района создали музей, посвященный своему земляку, Герою Советского Союза М.В. Лебедеву, в Казанском Сернурского района — музей истории своего хозяйства, в Елеевском Параньгинского района организовали музей народного творчества, экспозиция музея Наргасского культурного комплекса Мари-Турекского района наглядно повествовала о первом академике-мари, докторе сельскохозяйственных наук В.П. Мосолове. Во всех комплексах создавались народные университеты или школы культуры, дискотеки, самодеятельные художественные коллективы.

В организации досуга тружеников марийской деревни, развитии самодеятельного художественного творчества, их духовной жизни большую роль в рассматриваемый период играли культурно-спортивные комплексы (КСК). Они позволяли концентрировать материально-технические и творческие возможности, открывали перспективу для деятельности содержательной и интересной.

Первые культурно-спортивные комплексы (КСК) в республике были созданы в 1983 г.: в Красноярском сельсовете Звениговского района, Новоторъяльском районе, г. Волжске и Волжском районе.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МАРИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ_009

Несмотря на то, что КСК создавались на базе централизованных клубных систем и культурных комплексов, в организации их работы было много трудностей и проблем. В связи с этим в 1985 г. начала действовать республиканская школа граждан по коммунистическому воспитанию трудящихся в условиях КСК, в специфике работы, которой использовался богатый опыт республики по переподготовке и повышению квалификации кадров культурно-просветительных учреждений: семинары, практикумы, творческие конференции, стажировки, лаборатории по внедрению лучших образцов клубных мероприятий.

Таким образом, централизация клубного дела к концу 70-х гг. внедрялась во всех районах республики и из стадии эксперимента вышла на широкую дорогу повседневной практической деятельности. К концу 1980 г. около половины клубных учреждений республики было централизовано, создано 68 культурных комплексов, объединивших 220 клубных учреждений. В середине 80-х гг. в республике функционировало 105 централизованных клубных систем, 75 сельских культурных комплексов и 15 централизованных библиотечных систем. Их деятельность позволила обогатить содержание и формы работы среди сельского населения республики, значительно улучшить систему культурного обслуживания тружеников марийской деревни.

В эти же годы зародилась традиция проведения конкурсов на лучший ансамбль народных инструментов на приз Я. Эшпая, одного из основоположников марийской музыки. Конкурсы на приз выдающихся деятелей национального искусства и литературы до настоящего времени пользуются большой популярностью и являются одним из эффективных средств развития многих массовых жанров самодеятельного искусства на селе.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МАРИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ_010

В культпросвет работе больше стали использоваться краеведческие материалы. В республике появились агрономические Мосоловские и литературные Чавайновские чтения «Пою мою Республику». Родоначальниками Мосоловских чтений под девизом «Думы о Земле и хлебе» стали культработники деревни Нартасы Мари-Турекского района, решившие увековечить память о своем земляке-академике. Во время агрономических чтений пропагандировались достижения современных сельскохозяйственных наук, прогрессивные формы земледелия, передовой опыт местных хлеборобов.

На развитие сельской художественной самодеятельности определяющее влияние стал оказывать народный фольклор. Важную роль в его развитии сыграло создание в 1975 г. марийского песенно-танцевального ансамбля «Марий памаш» («Марийский родник») — одного из самых популярных и любимых народом самодеятельных коллективов республики. В репертуаре ансамбля — песни и частушки, танцы и фрагменты свадьбы, музыкальные номера, исполняемые на национальных инструментах.

В 70-е гг. марийское национальное искусство выходит на международную арену. Так, самодеятельный ансамбль Дома народного творчества «Эрвий» в 1978 г. познакомил жителей области Ваш Венгрии с русскими и марийскими народными песнями, исполненными в сопровождении народных инструментов: гуслей, волынки и свирели. С интересом знакомились жители области Ваш в 1983 г. с выступлениями Симфонического оркестра Государственного театра Марийской АССР, а также Марийского государственного ансамбля песни и танца «Марий Эл», который трижды выезжал в Венгрию.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МАРИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ_011

Одним из новых явлений на селе в начале рассматриваемого периода стали культурно-просветительные учреждения, работающие на общественных началах. Создавались общественные библиотеки, клубы, народные университеты, самодеятельные народные театры, музыкальные и танцевальные ансамбли, открывались музеи на общественных началах. Уже в 1962 г. в республике работали на общественных началах 51 народная библиотека, 13 клубов, 71 народный университет и школы культуры, 186 кинолекториев, 732 книгоноши, 268 киноорганизаторов, 28 общественных распространителей книг, 7 школ передового опыта. При учреждениях культуры было создано более 500 общественных советов клубов. Наиболее широкое развитие общественные начала получили в работе учреждений культуры в Юринском, Горномарийском, Куженерском, Мари-Турекском районах.

Народные университеты — наиболее доступная, организо¬ванная форма массово-политической и культурно-просветительной работы среди трудящихся, форма массовой учебы рабочих, колхозников и интеллигенции. Представляя собой самодеятельные общественные организации, они были в рассматриваемый период неотъемлемым звеном в системе народного образования.

Впервые народные университеты были созданы в Марийской АССР в 1958 г. С каждым годом сеть их быстро росла. Так, если в 1964/65 учебном году их было 47, в 1966/67 году — 81, то в 1967/68 учебном году сеть народных университетов выросла до 111.

Вместе с тем в работе народных университетов было немало недостатков, как организационного характера, так и в методике проведения занятий. В организации учебного процесса не заняли достойного внимания активные формы проведения занятий — закрепление полученных знаний, метод практических занятий. Слабо прививались навыки самообразования, самостоятельной работы с книгой. Практически не применялись наглядные пособия, технические средства обучения. Недостаточно использовались такие формы занятий, как проведение тематических вечеров, вечеров вопросов и ответов. К примеру, при Медведевском районном Доме культуры работали два университета, но они не отвечали требованиям, их можно было отнести к обычным лекториям. Не было постоянного состава слушателей, последовательности в занятиях. Итоговое занятие здесь не было проведено.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МАРИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ_012

Однако необходимо отметить, что были и такие народные университеты, которые работали постоянно, и колхозники получали в них необходимые знания. К примеру, большую работу в рассматриваемый период проводил созданный в 1965 г. университет сельскохозяйственных знаний, ректором которого длительное время являлся директор совхоза «Семеновский» Герой Социалистического Труда С.С. Жилин.

Университет был создан на базе экономической школы. Здесь руководящие кадры и специалисты, рабочие совхоза изучали все то новое, передовое, что возникло за последнее время в сельскохозяйственной науке и практике, как у нас, так и за рубежом.

В Семеновском народном университете работники совхоза каждый по своей специальности могли повышать квалификацию на четырех факультетах: растениеводства, животноводства, механизации и экономики.

Формы проводимых занятий были разнообразны: лекции и доклады, собеседования и семинары, беседы и теоретические конференции, творческие дискуссии и практические занятия с выездом в передовые хозяйства республики и др.

На занятиях широко использовались наглядные пособия и технические средства пропаганды: схемы, диаграммы, плакаты по полеводству, животноводству, механизации, демонстрировались диафильмы и кинофильмы по сельскому хозяйству.

Эффективно были организованы занятия в народном университете сельскохозяйственных знаний колхоза «40 лет Октября» Новоторъяльского района, ректором которого был А.И. Иванов. Университет был укомплектован постоянным составом слушателей. Для чтения лекций привлекались специалисты сельхозартели экономист Н.И. Царегородцев, главный агроном производственного управления сельского хозяйства Г.А. Пчелов, зоотехник К. Н. Токарева. На двух факультетах — агрономическом и зоотехническом — обеспечивалась связь теории с практикой, изучались принципы хозяйственного расчета.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МАРИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ_013

Хорошо зарекомендовали себя народные университеты в 70—80-е гг. Сеть их постоянно увеличивалась. Если в 1975/76 учебном году в сельской местности республики работало 74 народных университета, в которых обучалось 19850 слушателей, то в 1985/86 учебном году их количество составило 115. В них обучалось 26,3 тыс. слушателей по таким направлениям, как культура, искусство, наука, сельское хозяйство, экономика, право, управление и другие.

Вначале 70-х гг. проводился Всесоюзный смотр народных университетов, что способствовало их популяризации. В 1980 г. в сельской местности страны функционировало почти 13 тыс. народных университетов, в которых повышали свое образование и культуру 2,3 млн. человек. На первом месте были университеты педагогических знаний, затем университеты культуры, сельскохозяйственных, общественно-политических и медицинских знаний.

Значительно активизировали в рассматриваемый период свою работу и сельские организации общества «Знание», повысилось качество читаемых лекций, возрос интерес слушателей к сельскохозяйственной тематике. Так, в 1975 г., по сравнению с 1974 г., количество таких лекций увеличилось почти в два раза. Активное участие в лекционной пропаганде принимали научные работники, которые организовали цикл лекций «Ученые — селу». Марийская организация общества «Знание» издала в помощь лекторам серию брошюр по проблемам повышения эффективности сельскохозяйственного производства.

В 1985 г. в селах и деревнях Марийской республики действовало более 80 организаций общества «Знание», в том числе 8 районных, 4 поселковых и 69 сельских.

Народные университеты стали в рассматриваемый период не только своеобразной школой знаний, но и центром воспитательной работы его слушателей. Занятия в университетах способствовали росту политической активности и квалификации тружеников марийской деревни.

В культурном развитии марийской деревни в рассматриваемый период важную роль играли массовые сельские библиотеки. На помощь труженикам села часто приходили книги, обширная научно-техническая информация. Чтобы ни одна новинка не оставалась без внимания, очень важно было информацию оперативно доносить до читателей. С этой целью на животноводческих комплексах Марийской республики в 1977 г. были созданы 132 библиотеки-спутника массовых библиотек — новая форма организации обслуживания читателей. Библиотеки-спутники многим отличались от традиционных «передвижек». Здесь ставилась задача не только снабжать людей книгами, но и вести воспитательную работу. Деятельность спутников строилась на основе единого плана пропаганды сельскохозяйственных знаний, составляемого на том или ином комплексе. Совместно с культпросвет работниками библиотекари спутников проводили дни культуры, дни животноводов, тематические обзоры литературы, выставки, обсуждения книг, составляли библиографические списки для читателей. Кроме этого, в их функции входило оказание активной помощи коллективам комплексов в оформлении наглядной агитации и многое другое.

Так, например, на птицефабрике «Марийская» Медведевского района эффективно работала библиотека-спутник, которой заведовал ветсанитар Г.Ф. Русских. Библиотеке была выделена отдельная комната с необходимым оборудованием. Каждый работник два раза в неделю мог обменять здесь книги. Литературой пользовались около трехсот человек. В библиотеке были тематические книжные полки, подборки литературы с указателями «Для вас, зоотехники», «В помощь птицеводу» и т.д. Все это сочеталось с другими формами пропаганды книг — днями специалиста, днями информации, тематическими выставками-просмотрами, на которых выступали с обзорами литературы специалисты. Эффективность этой работы была заметна — она повышала профессиональную и библиографическую культуру производственников. Это помогало читателям оперативно узнавать о новшествах. Характерный пример: главный инженер птицефабрики «Марийская» В.Н. Барановводин из дней информации выбрал литературу о производстве мяса бройлеров. Знакомство с ней помогло решить некоторые производственные вопросы.

Большое внимание уделяли здесь комплектованию книжного фонда с учетом профиля хозяйства. Предлагали читателям разнообразную литературу по экономике, проблемам труда, подборки периодических изданий, материалы о передовом опыте, произведения советских и зарубежных писателей, поэтов.

Сельчане стали больше читать общественно-политическую, сельскохозяйственную, техническую литературу, а также интересовались книгами таких серий, как «Пламенные революционеры», «Подвиг», «Жизнь замечательных людей».

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МАРИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ_014

В 1977 г., вскоре после рождения нового библиотечного начинания, был объявлен республиканский конкурс на лучшую библиотеку-спутник. За это звание боролись все библиотеки-спутники. В ходе конкурса ими было обслужено около 3500 читателей, общая книговыдача составила почти 30600 экземпляров. На животноводческих комплексах прошло свыше 1800 массовых мероприятий, читательских конференций, библиографических обзоров, дней специалиста, дней информации, устных журналов и т.д.

Книжный фонд библиотек-спутников включал более 15800 экземпляров, в том числе свыше 6200 книг — по профилю комплексов.

Центральное внимание уделялось вопросам идейно-политического, трудового и нравственного воспитания.

Конкурс способствовал улучшению пропаганды сельскохозяйственной литературы и увеличению числа читателей-животноводов. Так, за 1978 г. в государственных массовых библиотеках по сравнению с 1977 г. их количество увеличилось на 1000 человек, книговыдача возросла на 21300 экземпляров.

На высоком организационном уровне конкурс прошел в Советском, Медведевском, Мари-Турекском, Сернурском, Волжском, Новоторьяльском районах.

Лучшими были признаны библиотеки-спутники птицефабрики «Марийская» Медведевского, афнассолинского комплекса колхоза «Рассвет» Советского, аркамбальской свинофермы совхоза имени Мичурина Звениговского, чуксолинского комплекса колхоза «Первое мая» Новоторъяльского, молочного комплекса совхоза «Казанский» Сернурского районов. Республиканский оргкомитет решил продлить конкурс до января 1980 г.

Большую роль в библиотечном обслуживании продолжали играть библиотеки-спутники и в 80-е гг. К примеру, в Новоторъяльском районе было несколько животноводческих комплексов, которые обслуживали библиотечной книгой механизаторов, животноводов. С большим желанием брали они литературу, которая помогала их профессиональному и духовному росту, распространению передового опыта, достижений науки. Для животноводов организовывались политинформации, обзоры изданий, обсуждения книг, устные журналы, дни культуры.

Широко использовался в районе также библиобус. В 1982 г. у него было шесть стоянок, в том числе три из них — на животноводческих комплексах и одна — на молочной ферме. Здесь имелось 140 читателей-животноводов. В их формулярах была не только художественная литература, но и книги в помощь производству. Библиобус приезжал в определенное время, согласованное с руководством колхоза, совхоза.

На пунктах выдачи литературы, в красных уголках комплексов и ферм были оформлены уголки животноводов, где можно было увидеть плакаты, рекомендательные списки литературы: «Что читать доярке?», «Опыт передовиков — каждому» и другие. По единому плану обслуживания животноводов центральная библиотека совместно с автоклубом районного Дома культуры, общественными организациями проводила на комплексах выездные мероприятия. Например, устные журналы «Зимовка скота — экзамен животновода», «Закон и ты» прошли на ряде животноводческих комплексов. Неплохо обслуживали животноводов Староторъяльская, Больше-Танаковская сельские библиотеки. Старшие библиотекари Г.И. Кошкина, С.С. Богачева организовывали беседы, обзоры, дни культуры, вечера чествования передовиков, своевременно оформляли наглядную агитацию. На комплексах выпускались «молнии», «боевые листки». Во всей работе библиотекари получали помощь от руководителей хозяйств.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МАРИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ_015

Планово проводились мероприятия на чуксолинском комплексе рогатого скота. С 1979 г. там функционировала библиотека-спутник. Обслуживала ее Ю.Б. Хлопина из Новоторъяльской районной центральной библиотеки. В красном уголке был сосредоточен весь материал, связанный с организацией соревнования животноводов.

На комплексе была оформлена постоянно действующая книжная выставка «Для вас, животноводы» и подборка литературы «Новинки — производству». Проводились здесь также дни культуры. Вначале 80-х гг. они были организованы на темы: «Мы — молодые хозяева земли», «Человек славен трудом», «Человек и закон». Все это помогало повышению культуры тружеников сельского хозяйства, просвещению людей, расширению их кругозора.

Запросы животноводов республики на книгу постоянно росли, и библиотекари старались их полнее удовлетворять. Однако были и недостатки: не хватало литературы о наставничестве, о передовых животноводах республики, о прогрессивных методах труда. Не на всех животноводческих комплексах действовали библиотеки-спутники, так как они своевременно не были обеспечены необходимым оборудованием.

Большое влияние на улучшение работы сельских библиотек оказало создание районных централизованных библиотечных систем, объединивших все библиотеки. При централизации устанавливался общий штат, единый книжный фонд. Финансирование, комплектование библиотек и обработка поступившей в любой район различной литературы осуществлялась централизованным порядком. Работа по централизации сельских библиотек была начата в 1975 г., и уже через два года в Марийской республике было 8 централизованных систем. Как показал опыт работы, в новых условиях повышалась эффективность работы библиотек, улучшилось библиографическое обслуживание населения. К 1980 г. централизация всех библиотек Марийской республики в основном была завершена.

По мере роста общеобразовательного культурно-технического уровня сельского населения повышался его интерес и к такому печатному слову, каким являлись периодические издания. Это, прежде всего, проявлялось в быстром увеличении подписки на газеты и журналы. В 1967 г. в Марийской республике издавалось 12 районных газет, их разовый тираж превышал 50 тысяч экземпляров — это было значительно больше, чем в 1966 г.

В 1967 г. проводился республиканский конкурс и первый тур Всероссийского конкурса на лучшее оформление, и полиграфическое исполнение районных газет. Журналисты и полиграфисты республики в связи с этим провели большую работу по улучшению деятельности редакций и типографий и добились заметных результатов в повышении качества газет, в совершенствовании производства, внедрении более современной техники.

Для более активного привлечения рабочих и сельских корреспондентов в редакциях были проведены внутрирайонные фотоконкурсы и конкурсы на лучшие рассказы.

Широко практиковался обмен опытом работы. Осуществлялись взаимные проверки, готовились рецензии на качество оформления и полиграфического исполнения газет. Обмен делегациями, семинары и практикумы, организованные Управлением по печати при Совете Министров МАССР, также активизировали деятельность редакций и типографий.

Жюри конкурса единогласно решило признать победителем газету «Волжская правда». Газете-победительнице были присуждены первая денежная премия и диплом первой степени.

Результат совместной целенаправленной работы журналистов и работников полиграфических предприятий показал, что в республике есть все возможности улучшить качество районных газет.

В 1974 г. разовый тираж местных газет по сравнению с 1965 г. увеличился почти в 2 раза, журналов — более чем в 3 раза, а тираж издававшихся в республике книг составил 1325200 экземпляров.

Без активистов печати не мог существовать по-настоящему ни один печатный орган. Из самых глубин жизни добровольные корреспонденты несли на страницы газет ее дыхание, смысл и новые ее штрихи.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МАРИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ_016

Знание жизни и умение довести до читателя суть производственных, духовных, социально-психологических особенностей и связей в коллективах позволяли сельским корреспондентам личным трудовым примером и печатным словом оперативно влиять на ход выполнения планов и социалистических обязательств, на результаты социалистического соревнования. Этими качествами обладали многие активисты печати. В коллективе совхоза «Путь Ленина» Моркинского района большую работу проводил политинформатор А.С. Сергеев. Он заведовал Кожлаерской сельской библиотекой, в которой устраивались беседы, встречи, диспуты, помогал другим политинформаторам подобрать нужную литературу, чтобы глубже изучить тему выступления, делился своим опытом полит массовой работы в коллективе. Его часто видели на полях и фермах, он всегда был среди людей. Это помогало ему при выпуске совхозной стенгазеты, «тревог» или «молний», при подготовке корреспонденций для выступлений в районной или республиканской печати. Он был активным селькором газеты «Марий коммуна».

Более ста двадцати активистов было у звениговской районной газеты «Передовик». Нередко на ее страницах появлялись заметки, острые сигналы, репортажи П.Н. Николаева, который возглавлял селькоровский пост в колхозе имени Ульянова.

Еще больший внештатный корреспондентский корпус был у горномарийской районной газеты «Ленинский путь». С помощью селькоров этот печатный орган успешно проводил многие организационно-творческие мероприятия — взаимопроверки соревнующихся коллективов, рейды, переклички селькоровских постов. Практиковался здесь выпуск страниц активистов печати с обязательной индивидуальной авторской перепиской. Селькоры приносили живые, свежие мысли на заседания клуба деловых встреч, материалы которого печатались в газете.

В 1986 г. жители марийской деревни получили 369,7 тыс. экземпляров периодической печати, в том числе 174,5 тыс. газет и 195,2 тыс. экземпляров журналов — в среднем по четыре издания на каждую семью.

Таким образом, районная периодическая печать, пропагандируя подлинные ценности культуры, развивала духовные запросы масс, несла высокую культуру в марийскую деревню.

В рассматриваемый период основной контингент специалистов высшей квалификации готовили в Марийском государственном педагогическом институте им. Н.К. Крупской и Марийском государственном университете. Марийское культпросветучилище было в республике единственным учебным заведением с углубленной подготовкой специалистов для учреждений досуга, общеобразовательных школ искусств по трем основным специальностям: «Социально-культурная деятельность», «Народное художественное творчество», «Библиотечное дело». Обучались на дневном и заочном отделении примерно 250 студентов.

Тем не менее, при наличии вузов, средних учебных заведений не хватало специалистов высшей и средней квалификации. Особенно неблагополучно было в сельской местности, где свыше половины клубных работников не имели специального образования. Дефицит квалифицированных кадров во многом определялся их низкой закрепляемостью на селе и высокой текучестью. Это, в свою очередь, было обусловлено сложным характером и трудными условиями профессиональной деятельности, невысокой зарплатой и низким престижем профессии культпросвет работника.

Молодых специалистов отпугивала слабая материальная база клубов. В неотапливаемом и неуютном помещении без оборудования и музыкальных инструментов очень трудно было организовать работу, какими бы хорошими способностями клубный работник не обладал. В такие клубы и люди заходили редко. Плохими были жилищно-бытовые условия сельских работников культуры. Многим из них приходилось жить на частных квартирах, не имея перспектив на улучшение жилищных условий. Все это вело к тому, что молодые специалисты уходили на другую работу или же уезжали за пределы республики.

В середине 60-х гг. более половины работников культпросвет учреждений в сельской местности не имели не только специальной подготовки, но даже среднего образования, что совершенно противоречило директивным указаниям о том, что в клубах, избах-читальнях, Домах культуры и библиотеках должны работать специалисты, имеющие среднее общее образование. Так, в 1966 г. из 374 клубных работников специальное образование имели лишь 70 человек, в отдельных районах доля специалистов этой категории была и того меньше. Например, в Сернурском районе из 30 работников клубов только двое имели специальное образование, в Горномарийском районе из 62 работников клубов было только 8 специалистов. В клубных учреждениях республики работали 133 человека с начальным и незаконченным средним образованием. Наблюдалась большая текучесть кадров, менялось ежегодно 50% клубных работников. Среди работников кино не было ни одного специалиста с высшим образованием, а среди клубных работников таких было всего 2 человека.

В июне 1966 г. Верховный Совет Марийской АССР обсудил вопрос «О состоянии и мерах улучшения работы учреждений культуры республики». Были вскрыты серьезные недостатки в подготовке кадров, в работе исполкомов районных и сельских Советов, руководителей колхозов и совхозов. На сессии было отмечено, что в отдельных районах клубы и библиотеки не обеспечивались топливом, а работники — не обеспечивались ни топливом, ни жильем, что вело к частой сменяемости кадров.

Реальной возможностью выхода из создавшегося положения была подготовка кадров культурно-просветительной работы, руководителей кружков, баянистов через курсы и семинары, организуемые Министерством культуры. Домом народного творчества, хоровым обществом. Такие курсы в 1966 г. уже действовали. Кроме того, в Йошкар-Оле были открыты трехмесячные курсы для подготовки клубных работников из выпускников средних школ. В Марийском государственном педагогическом институте им. Н.К. Крупской был создан факультет общественных профессий, готовящий руководителей кружков художественной самодеятельности.

Министерство культуры Марийской АССР уделяло большое внимание подготовке кадров работников культуры. Подготовка квалифицированных клубных и библиотечных кадров велась главным образом в культурно-просветительном училище.

В 1971 г. при Министерстве культуры были организованы постоянно действующие курсы повышения квалификации работников культуры, на которых за один год прошли переподготовку 275 человек: заведующие сельскими библиотеками, директора, художественные руководители и методисты районных и сельских Домов культуры, инспектора районных отделов культуры, заведующие передвижными автоклубами и преподаватели детских музыкальных школ.

Но проблема кадров, особенно клубных специалистов, оставалась. В связи с этим вопрос о работе с кадрами учреждений культуры был рассмотрен в августе 1971 года на бюро Марийского обкома КПСС, которое, вскрыв недостатки и упущения в этом важном деле, наметило пути их устранения. Выполняя решение бюро обкома, районы и города республики направили на учебу в культпросветучилище 180 юношей и девушек, 120 — в музыкальное. В консерваториях, институтах культуры и искусств Москвы, Ленинграда, Казани, Горького и других городов в то время училось около 170 посланцев марийского народа, более 50 человек училось в хореографических и художественных средних учебных заведениях. Около 430 работников культуры повышали свою квалификацию через систему заочного обучения.

В 70-е гг. положение с кадрами сельских культпросвет учреждений несколько улучшилось. За 1971—1975 гг. во Дворцы и Дома культуры, клубы и библиотеки было направлено 330 выпускников республиканского культпросветучилища, 120 выпускников музыкального и художественного училищ, 80 специалистов, окончивших институты культуры и искусств страны. В 1975 г. в училищах республики насчитывалось 750 учеников. 85 посланцев республики — будущие культпросвет работники — обучались в высших и средних специальных учебных заведениях Москвы, Ленинграда, Казани, Горького и других городов.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ МАРИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ_017

К концу 70-х гг. удалось улучшить качественный состав кадров учреждений культуры, особенно библиотечных работников. Несколько хуже проводилась комплектация клубных заведений. В 1980 году в клубных учреждениях лишь 40% работников имели высшее и среднее образование, на селе имелось 144 вакантных места. Высокой оставалась текучесть кадров. По республике среди клубных работников она составляла 39%, а в Оршанском районе — 75, Куженерском — 74, Медведевском — 66, Новоторьяльском — 64 процента.

В конце 70-х гг. были внедрены новые формы обучения. Организовывались выездные курсы в те районы, где был низок уровень качественного состава культпросвет работников. Для выпускников 10-х классов, пришедших работать в сельские клубы и библиотеки, проводились 3—4-хмесячные курсы. Были открыты филиалы курсов на базе передовых учреждений культуры. Широко внедрялась очно-заочная форма обучения. Ежегодно через курсы повышения квалификации проходило в среднем 300 человек.

В повышении профессионального мастерства кадров культуры широко использовался положительный опыт. В 1980 г. по самым различным направлениям функционировало 14 республиканских школ передового опыта. Они работали на базе учреждений культуры тех районов, где сложился творческий коллектив.

С целью распространения этого опыта в районе была открыта Республиканская школа. Программа занятий школы не ограничивалась лишь проблемами патриотического воспитания. Так, в мае 1983 г. занятие было посвящено рассмотрению роли учреждений культуры в развитии и формировании творческих и технических способностей детей и подростков, в приобщении их к общественно полезному труду.

Эффективной формой пропаганды новых форм работы с людьми стали творческие конференции работников культуры. Проблематика их охватывала самые различные стороны. На таких конференциях широко обсуждались новые формы и методы работы учреждений культуры, достижения практиков. Материалы конференций обобщались, использовались как методические пособия.

Проводимая работа способствовала закреплению и улучшению качественного состава культпросвет работников республики по профессиональной подготовке, образованию, по закрепляемости и стажу работы. По состоянию на 1 января 1983 г. в составе клубных работников 446 человек, или 52%, имели высшее и средне специальное образование, а среди библиотекарей 523 человека, или 72,3%, имели специальное образование. Намного снизилась и сменяемость кадров. Она составила в 1983 г. 20,3%, вт.ч. среди клубных работников 28,6%, библиотекарей 11%. В Мари-Турекском, Параньгинском, Моркинском, Звениговском районах она составила от 9 до 4 процентов.

Таким образом, в 60—80-е гг. прошлого столетия была проведена значительная работа по укреплению материально- технической базы культурно-просветительных учреждений республики. Рост духовных запросов сельчан, подъем их общеобразовательного и культурного уровня требовали дальнейшего совершенствования работы всех звеньев культурно- просветительных учреждений. Их деятельность имела прямое отношение к воспитанию тружеников марийской деревни.