ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ

Основное меню

Меню о Чувашии

Города Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Церковно-приходские школы

Церковно-приходские школы.

Остновным источником формирования бюджета новокрещенских школ в Чувашии были бюджетные ассигнования выделенные правительством на продвижение христианства в местностях недавно присоединённых на Руси. Указом от 23 апреля 1743 года надлежало отпускать на четыре образовательных учреждения для обучения детей 2427 рублей. Однако в реальности школы недополучали денежные средства. Почти за четверть века с (1741 — 1764) Новокрещенской конторе полагалось для реализации своих целей 356064 рубля 66,5 копеек. Однако полностью финансовые средства до Новокрещенской контору не поступили и сумма 195140 рублей 83,5 копейки остались не использованы, поэтому расходы на деятельность и материальную утварь было потрачено 80497 рублей 43 копейки. Из источников Синодального архива, новокрещенские школы рассчитывались на ежегодные ассигнования в размере 1650 рублей в год. Маленьким детям, попавшим сюда в обучение, необходимо было учить русский язык, поскольку обучение велось именно на русском языке и церковнославянском языке. Многие дети, не вынеся сложных условий, заболевали и подолгу вместо учебы лечились. Поэтому нет ничего удивительного что местное население относилось к миссионерским учебным заведениям враждебно. Очень мало окончивших новокрещенские школы получали дальнейшее служение в нерусские приходы, по статистике только 19 человек из окончивших в 1748—1750 годах свияжское учебное заведение были отправлены в духовные должности. С 1765 до 1772 года поступивших в причетники чувашей было 32 человека.

Церковно-приходские школы-001

Таким образом, в течение достаточно длительного времени уездные чуваши считали христианизацию особо тяжелой повинностью. Духовенство, придерживаясь политики насильственной русификации, вело пропаганду христианских догм на русском языке. Оно боролось против языческой идеологии и обрядов чувашей применением телесных наказаний, штрафами и тюрьмой. Вместе с тем, нельзя не отметить и положительное значение принятия христианства чувашами. В.Д. Димитриев еще в 1959 году в монографии «История Чувашии XVIII века» писал, что «христианство было связано с более высокой культурой, чем язычество. В связи с христианизацией были организованы школы для детей нерусских народностей, готовившие первоначально кадры духовенства. В области семейного быта чувашей церковь выступала против полигамии, браков лиц неравных возрастов, снохачества и т.п. Формальная принадлежность чувашей к православию (русские имена, признак крешения и т.п.) в известной степени облегчала сближение их с русским народом, так как в те времена вероисповедная рознь несколько затрудняла общение между людьми».

Церковно-приходские школы-002

Отношение населения к церкви.

В самом уездном городе Чебоксары, населенном почти исключительно русскими людьми, отношение к церкви было иным. В течение XVIII века было построено немало церквей на добровольные пожертвования прихожан.

В XVIII веке в Чебоксарах действовали каменные соборы: Введенский кафедральный (построен в 1660-х годах) и Николаевский (церковь Иоанна Предтечи — 1690); приходские церкви: Крестовоздвиженская (1702), Архангела Михаила (1702 [?], 1708), Рождества Христова (1696, 1708), Владимирская церковь Сретенского монастыря (1716), Покровская (1672, приделы — в 1720), Благовещенская (1684—1689), Вознесения Господня (1703—1707), ее второй храм — Казанской Божией Матери (1763), Воскресенская (1758), Успенская (1763); кладбищенская церковь Спаса Нерукотворного Образа (1792); церкви Троицкого монастыря: Толгской Божией Матери (1713), Троицкая (1748), Федора Стратилата (1759).

Церковно-приходские школы-003

В Чебоксарах основным типом церквей являлись приходские церкви. Все они жили за счет населения, приписанного к означенной церкви. Штат церквей обычно был невелик (см. таблицу 3).

Церковно-приходские школы-004

Количество дворов, относящихся к той или иной приходской церкви, не являлось постоянной величиной и менялось с течением времени. Так, Воскресенской церкви по разбору принадлежал 121 двор, а в 1791 — 1797 годах их уже насчитывалось . Благовещенская церковь увеличила по сравнению с разбором свой приход на 22 двора, Покровская — на 16, Вознесенская — на 5, Николаевский собор — на 6, Архангельская — на 20. Только две церкви города потеряли в приходе дворы: Рождественская — 20 дворов, Успенская — ЗЗ. Причем, часто церкви жаловались на недостаток дворов. Документы зафиксировали неоднократные жалобы от Введенского собора, которые заключались в том, что на большой штат собора приходится малое количество дворов, в то время как штат Благовещенской церкви меньше, а дворов в приходе она имеет больше. Справедливости ради необходимо заметить, что дело действительно обстояло имен¬но так: Введенский собор имел в приходе 24 двора, а Благовещенская церковь — 182. Однако Введенский собор был кафедральным, его служители получали зарплату. Тем не менее, к концу XVIII века делегация от Введенского собора добилась разрешения духовного правления на передачу собору дворов Благовещенской церкви. Штаты церковнослужителей практически не менялись. Исключение составлял штат Воскресенской церкви, где стало больше попов. Возможно, это было связано с тем, что увеличилось количество дворов в приходе.

Проблемы духовенства XVIII века.

В исследовании жизни духовенства XVIII века нельзя обойти вниманием проблему внутренней церковной организации. К началу XVIII века территория Казанской епархии делилась на 17 заказов, они в основном по территори совпадали с уездным делением. В 1706 году в Чебоксарском заказе имелось 18 церковных приходов. Духовным заказчиком являлся архимандрит Чебоксарского Троицкого монастыря Илларион. Вскоре во главе десятин вместо настоятелей монастырей стали назначаться представители белого духовенства, как правило, протопопы. В конце первой половины столетия произошло усложнение местной церковной администрации. В 1744 году при каждом возглавлявшем епархию архиерее (в том числе и в Казани) была создана коллегия из белого и монашествующего (черного) духовенства — духовные консистории. Духовным консисториям на местах подчинялись духовные правления, складывание которых в общих чертах завершилось к середине века. Первые документы, сохранившиеся от Чебоксарского духовного правления, относятся к 1756 году. Деление по духовным правлениям не совпадало с административно-территориальным. К началу 80-х годов XVIII века Чебоксарское духовное правление контролировало 81 приход в разных уездах. В 1781 году количество приходов правления было сокращено до 44 на территории уездов и 11 в Чебоксарах (всего 55), в 1784 году к ведомству Чебоксарского духовного правления относилось 53 прихода, в 1790 году — 50 приходов. В конце XVIII века в состав Чебоксарского духовного правления входило 60 приходов (34 церкви в Чебоксарском уезде и 26 — в Цивильском уезде). Штаты духовных правлений были утверждены 18 декабря 1797 года. По указу в правление входили протоиерей, игумены ближайших монастырей, назначаемые консисторией, в помощь им определялись 2—3 приказных служителя.

Церковно-приходские школы-005