ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Роль церкви в Чебоксарском уезде в XVIII века.
Духовное правление заведовало церковным имуществом, которое, кстати, часто пропадало из церквей. Так, в 1778 году дьякон Рождественской церкви Прокофий Евстафьев объявил «о покраже из той церкви напрестольного евангелия, которое значится в старых описях». Источники свидетельствуют, что церковное имущество часто подвергалось грабежу.
Монастыри города Чебоксары также находились в ведении Казанской духовной консистории. Документы архива сохранили сведения о внутренней организации монастырей. Но необходимо отметить, что все источники освещают деятельность Троицкого мужского монастыря и почти не имеют данных о других монастырях рассматриваемого периода. Поэтому анализ внутренней структуры целесообразнее проводить на примере Троицкого монастыря. Монахами или братией управлял настоятель (высшее духовное лицо монастыря). Исторические источники выделяют имена настоятелей Антония (1763—1764) и Палладия (конец XVIII века). Настоятель отчитывался за свои дела и дела монастыря в Казанской духовной консистории. Без разрешения последней настоятель не мог отлучиться по своим делам. Бывали случаи, когда некоторые монастырские настоятели самовольно отлучались от монастырей своих на долгое время «и в ту их отлучку монастыри и монашествующие остаются без надлежащего по силе духовного регламента наблюдательства, чрез что всякое неустройство происходит». Обычно настоятельское место являлось пожизненным, но иногда в случае перевода настоятеля на более высокое место выбирался новый настоятель. Так, например, настоятель Палладий, уезжая в Казань на новое место, должен был сдать в присутствии братии новому настоятелю церковную ризницу, казну, монастырское имущество по описям.
Духовная консистория регламентировала жизнь и деятельность монастыря. По силе регламента монашествующие должны были иметь общую трапезу. Никакие изменения в монастыре не могли быть произведены без ведома консистории. Так, в указе Казанской консистории 1798 года, адресованном Троицкому монастырю, сказано: «воспрещается чинить поправки или стройки как внутри церкви, так и вне оных без ведома и разрешения епархиального начальства».
Для полного рассмотрения всех аспектов церковной жизни необходимо выделить источники пополнения духовного сословия. Духовное сословие формировалось двумя путями. В первом случае церковниками становились дети священнослужителей, обученные в Казанской духовной семинарии или получившие грамоту от отцов своих. Во втором случае штат комплектовался из грамотных посадских людей или даже крестьян: «во оное от вашего преподобия на место умершаго бывшаго при том Троицком монастыре в штате служителей Афанасия Быстрова определить в оной монастырь если у штатных служителей возрастных детей нет, то из крестьян».
Итоги и выводы.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. В Чебоксарах XVIII века действовало два собора, девять приходских и кладбищенская церкви, четыре монастыря: два мужских, два женских. В середине XVIII века произошло усложнение местной церковной администрации. Действовала следующая схема: духовные консистории губерний, духовные правления. Казанская духовная консистория и Чебоксарское духовное правление ведали личным составом духовенства, судили духовных лиц и мещан, осуществляли надзор за «чистотой веры», боролись с ересью и расколом, регламентировали жизнь монастырей. Сословие духовенства пополнялось собственно за счет самого духовного сословия и принятия в него лиц мещанского или крестьянского происхождения.
В XVIII столетии политическая роль церковных органов управления в Чебоксарах заключалась в приведении чувашей в христианство. К середине 50-х годов XVIII века почти все чуваши Чебоксарского уезда формально приняли крещение. Тем не менее, еще в течение многих десятилетий после крещения чуваши, внешне приняв обрядность православной церкви, в действительности не воспринимали христианской идеологии. В своей политической деятельности духовные правления зачастую выступали как светские органы власти. Вместе с христианскими миссионерами ездили воинские команды, определенные от воеводских канцелярий. На всем протяжении исследуемого этапа духовенство и государственная администрация активно сотрудничали. В целом не будет преувеличением сказать, что духовенство провинций находилось на страже интересов царского правительства. С другой стороны, формальная принадлежность чувашей к православию (русские имена) способствовала сближению с русским народом.