ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Обучение ново крещеных христиан.
По временам новокрещеные могли наблюдать и совсем нехристианскую жизнь духовных отцов. В 1750 году поп села Малое Андосово Дмитрий Климентов был лишен священного звания за пьянство, взяточничество. Архивные документы свидетельствуют, что не только приходские церковники, но и монахи не отличались безупречным поведением. Так, в 1770 году игумен Чебоксарского Троицкого монастыря доносил в Казанскую духовную консисторию, что «по наущению тамошнего иеромонаха Герасима и иеродиакона Амвросия, да монаха Тихона, кои де всю братию приводят в непорядки, от коих и он, игумен, претерпевает всякое озлобление и ругательные слова, в выхождении ими из монастыря без ведома его, игуменского, своевольно, потом де в монастырь приходят пьяные». И это не единственный случай. В 1795 году Чебоксарское духовное правление послало бумагу в Казанскую духовную консисторию, в которой было сказано: «Иеромонах Епифаний с самого вступления отлучается, нередко самовольно, и ходя по питейным и подозрительным домам, закладывает свое и похищаемое у братии имущество и деньги, и имеет содружество с подозрительными и бесчестными людьми... и в монастырь без чувств приводим бывал».
Таким образом, духовные лица, своим положением обязанные научить христианскому благочестию иноверцев, оказались бессильны. В этот период многие новокрещенные крестьяне не почитали церковь и священников. Более того, воспринимали церковь как чуждую и ненавистную. С начала Крестьянской войны под предводительством Пугачева в церквах читали наставления «об изменнике и воре Пугачеве». Несмотря на эти проповеди, чувашские крестьяне считали его освободителем, в том числе и от церковников. Особенно наглядно это продемонстрировал следующий случай, произошедший 2 января 1774 года в селе Покровском Ходары тож Чебоксарского уезда. Поп Петр Кондратов с дьяконом и двумя дьячками во время крестного хода зашли к крестьянину-чувашу Петру Иванову (Рахмулу). Они застали только его жену. На вопрос попа: «Есть ли у них пред образа свеча?» — она ему по-чувашски дерзко ответила: «Есть де говно, а не свеча». За что он, ударя ее три раза плетью, наказал, чтобы она впредь так не говорила. И потом, взяв с нее за славление четыре копейки денег, да два хлеба пошел дальше по деревне. Когда поп со служителями зашли к десятнику Кужику, туда пришел Рахмул. Он «зачал сперва ругать ево, попа, для чего он бил жену ево», и говорил по-чувашски: «Кто де вам велел ходить с крестом, уж де полно вам, тепереча, наш де свой царь едет и вас более уже не будет, а всех под Оренбургом перевешают, и церкви та ваши пожгут». Поп ударил его в щеку, «а напротив того оной, Рахмул, схватя ево, попа, за волосы, таскал по полу». Позднее, в июле 1774 года, поп Петр Кондратов был убит восставшим народом.
Языковые проблемы миссионеров.
Дело распространения христианства среди нерусских наций Поволжья наталкивалось на существенное препятствие: незнание проповедниками-миссионерами языка будущей паствы. Дело доходило до смешного: в 1760 году в Чебоксарское духовное правление был прислан указ из Казанской духовной консистории об использовании мимики для проведения служб теми священнослужителями, которые не знали чувашского языка. Исходя из потребности в миссионерах, знающих язык, начали открываться школы для новокрещенских детей. До 1738 года подготовкой кадров миссионеров из нерусского населения Поволжья занимались монастырские и архиерейские школы, позже для этой цели открываются специальные новокрещенские школы в Казани (1747), Свияжске (1745), Царевококшайске (1749), Елабуге (1749). Строили их посадские люди и уездные жители. Кроме указанных школ, открылись подготовительные школы в Курмыше, Алатыре, Порецком, которые тоже должны были готовить священников из детей нерусского населения Поволжья. Обучение в школах началось в 1750 году. К 1753 году царевококшайская и елабужская школа закрылись (последняя — в связи с пожаром) и были переведены в Казань. Чуть позже, в 1764 году, подобная участь постигла и Свияжскую школу. Таким образом, в Казани одновременно работали четыре новокрещенские школы.
Интересные сведения о наборе учащихся в миссионерские школы приведены в рапорте А.И. Свечина, главы Сенатской комиссии, направленной в Казанскую губернию. На основании многочисленных жалоб крестьян подполковник А.И. Свечин в докладе Екатерине Второй описывает процесс набора: «В силу оного ж, 740-го году сентября 11-го дня, указу, велено из новокрещенных чуваш и черемис брать малолетних детей для обучения словесной грамоте, дабы из оных, по выучке, быв священниками и прочими церковниками, на их языке могли о законе с лучшим понятием обучатся; чего для особливым в Казане, в Цивильске, в Царевококшайску и в селе Ялабуге школам быть повелено, и для оного содержания немалая сумма определена. Но, вместо того, мимо бедных и сирот зачинали требовать от достаточных; а как отцы и матери, не хотя оных отдавать и для сего с ними расставаться, зная, что якобы от худого присмотра, повсягодно многое число помирает, то по возможности и по силе их, оных проповедников дарили; а притом, делая разные вымышленные прицепки, и сами что понадобится им, обирали. А как неподлежащие поборы со всех оберут, то уже последних, кому нечего дать, по необходимости возьмут». Интересны сведения о чебоксарских уездных жителях, обучавшихся в казанских новокрещенских школах. В ведомости отмечены хорошо успевавшие чувашские дети. Среди них: Данилов Яков из деревни Ишаки (при поступлении немного говорил по-русски), Дмитриев Симеон из деревни Елдры села Николаевского Норусово тож (говорил и по-русски, и по-татарски, позже он был определен церковнослужителем у себя на родине), Иванов Кирилл из деревни Юманкасы. Чуваши в среднем составляли более трети всех учащихся. Так, в 1790 году из 98 учащихся всех новокрещенских школ 40 человек были чувашами.
На содержание миссионерских школ давались незначительные средства. Да и те казенные деньги зачастую оседали в карманах смотрителей. Так, в докладных материалах того же А.И. Свечина отмечено: «Новокрещенской конторы секретари и определенные ко оной школе смотрители, якобы между собой согласись и, не имея никакого опасения, под именами разных людей, для пиши оным школьникам ставили от себя гнилую муку, протухлое мясо и вонючую рыбу, за что брали из казенных денег настоящую цену, отчего они якобы немалое имение нажить успели, а оные ученики от такой нездоровой и худой пищи, быв без призрения, по немалому числу в год умирали». Так, Иванов Иван из деревни Киняры, поступивший в школу в 1762 году, умер в 1773 году.