ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Ново крещенские конторы.
Итак, в XVIII веке заметного роста монастырского землевладения не происходило, так как царское правительство прекратило пожалования земель монастырям. Более того, в начале XVIII века возникли проекты секуляризации монастырских земель, которая была осуществлена позже — в 1764 году. Монастырские крестьяне были переведены в разряд экономических, а управление ими было передано в коллегию экономии.
Неудачи религиозной пропаганды, проводимой монастырями среди поволжских народов, заставили правительство прибегнуть к более решительным методам христианизации. Чтобы расположить людей к крещению, издается ряд указов о льготах новокрешенным. Именным указом от 1 сентября 1720 года провозглашались льготы для крестившихся «во всяких государственных сборах, и в изделиях на три года». Указом от 25 июня 1723 года инородцы, подлежавшие наказанию за утайку душ (указ появился именно в то время, когда проводилась первая ревизия), освобождались от наказания в том случае, если они изъявляли желание креститься. По указу от 6 марта 1730 года право на владение деревнями имели только крещеные. В 1731 году были повторены распоряжения предшествующего времени о предоставлении новокрещенным трехлетней льготы. Стремясь к ускоренному распространению православия среди некрещеных, правительство основало в 1731 году в Свияжске специальную «Комиссию новокрещенских дел», преобразованную спустя десять лет в «Новокрещенскую контору». При ней образуется целая канцелярия, которую составили канцелярист Никитников, копиисты А. Андроников, Л. Судовиков. Денежное содержание комиссии было крайне скудным, на ее нужды определялись остаточные суммы от расходов Казанской епархии. Во всех уездах для помощи членам Новокрещенской конторы были выделены люди из дворянства, духовенства и купечества («дворяне при новокрещенских делах» в 1749 году были переименованы в комиссаров). По указу от 11 сентября 1740 года на содержание Новокрещенской конторы в год полагалось 10000 рублей и 5000 четвертей хлеба. Из этих денег архимандрит получал 300 рублей в год, два протопопа — по 150 рублей и 50 четвертей хлеба каждый, комиссар — 120 рублей и 40 четвертей хлеба, канцелярист — 84 рубля и 28 четвертей хлеба, два копииста — по 60 рублей и 20 четвертей хлеба каждый, 3 солдата — по 16 рублей и 8 четвертей хлеба каждый.
В первый год действия Новокрещенской конторы было окрещено 838 чувашей обоего пола, в следующий год — 8357 чувашей, в 1742 году — 12360 чувашей.
В процессе насаждения христианской религии Свияжская новокрещенская контора не брезговала различными средствами. Так, в экстракте о злоупотреблениях Свияжской новокрещенской конторы от 1743 года сказано: «Разных народов новокрещены от Новокрещенской конторы раздаются разного чина людям, под видом их восприемникам, и, будто на некоторое время, для обучения христианскому закону, а указы на оные дают владелые». Это указание является верным. Новокрещенные появлялись среди русских не для христианского обучения, а для черной работы.
Привлечение населения в православие.
Чтобы привлечь население в лоно православия, новокрещенным были обещаны награды. Инструкция от 11 сентября 1740 года подтвердила указы о трехлетней льготе в уплате различных податей. Снятые с новокрещенов налоги перекладывались на плечи иноверцев. Так же новокрещены освобождались от воинского призыва в армию. Инструкция обязывала желающим окреститься предоставлять медный крест в пять золотников весом, рубашку, портосы, кафтан сермяжный, шапку, рукавички, крещенскую обувь, чулочные изделия. Причем учитывалось и социальное положение новокрещенов, точно в инструкции говорилось: «А кто имеет достаток больший, таким в крещение иметь крестики из серебра весом четыре золотника, крашенниный суконный кафтан, любого цвета на выбор, стоимостью юолее 50 копеек за аршин ткани, а вместо чириков шитые сапоги стоимостью по 45 копеек; женщинам обязана иметь волосники и очельники, по рубашку из холщовой ткани, денег нужно платить, старше 15 лет, по 1 рублю 50 копеек, возрастом от 10 до 15 лет, по 1 рублю, а младше 10 лет, стоимость 50 копеек; женщины старше 12 лет и больше по 1 рублю, а тем кому меньше 12 лет, по 50 копеек; кроме этого принимающие крещение всей семьёй, получают в дом по иконе с изображением Спасителя и Богородицы». Однако очень часто крестившиеся, никакой награды не получали. В 1743 году члены Новокрещенской конторы стали собирать у крещеных чувашей подписки о том, что они не будут требовать наград за крещение.
Большое количество жалоб о невыплате денежного поощрения за принятие христианской веры было представлено в комиссию А.И. Свечина. Многие источники говорят о том, что иноверцы принимали христианство только из-за награды или облегчения налогового бремени. Так, в 1743 году Новокрещенская контора информировала Сенат, «что из новокрещен являются такие, что вдвое и троекратно святое крещение приняли, а кто именно не показано, от чего не малое может быть пред осуждение христианскому благочестию».
Чтобы удержать крестьян от возвращения к язычеству или от влияния мусульманских миссионеров, правительство стало переселять новокрещенных в русские или, по крайней мере, в чисто православные населенные пункты. Переселенческая команда в период с 1742 по 1749 годы переселила 449 чувашей. Однако вскоре правительство осознало недейственность этой затеи, по¬скольку старых русских поселений в Поволжье было мало, а новокрещенных насчитывались тысячи. Поэтому указом 1764 года переселенческая команда была ликвидирована. Но переселения продолжались. Так, в документах Чебоксарской воеводской канцелярии имеется список 1776 года, отметивший новокрещенных чувашей Свияжского уезда (мужского пола), перешедших на жительство в Оренбургский уезд. В списке указана 51 фамилия.