ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ

Основное меню

free accordion joomla menu

Меню о Чувашии

free accordion menu module

Города Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

Хозяйство монастырей и храмов

Хозяйство монастырей и храмов.

В положении церковно-монастырского хозяйства в начале XVIII века произошли существенные изменения. Правительство Петра I, выражая интересы дворянства и в целях увеличения государственных доходов, взяло под свою опеку хозяйства церковных учреждений. По указу 1701 года доходы с вотчин монастырей и церквей должны были поступать в казну. В этом же году был восстановлен Монастырский приказ (1650—1675, 1701—1725 годы), который управлял церковно-монастырскими вотчинами и собирал доходы с них. Правительство взяло на учет все средства монастырей. Духовенству, в том числе монахам, было определено штатное содержание из части средств, собираемых с крестьян.

В 1704 году все доходные статьи монастырей — рыбные ловли, мельницы, перевозы и прочие — были обращены в казенные оброчные статьи, хотя они оставались в собственности монастырей. Указами 1710 и 1727 годов монастырям и другим духовным владельцам было возвращено право управления вотчиной и распоряжения большей частью доходов, но тем не менее, часть их доходов должна была выделяться казне. Кроме того, с 1712 года часть доходов монастырей выделялась открытым при них богадельням для отставных солдат и офицеров, увечных и нищих.

Хозяйство монастырей и храмов-001

Для характеристики хозяйства церковных учреждений очень ценны материалы офицерских описей, составленных в 1763 — 1764 годах. Они позволяют судить об экономике церковно-монастырского хозяйства, по крайней мере, за 30—50-е годы XVIII века. Опираясь на данные этих описей, мы постараемся осветить состояние церковно-монастырского хозяйства Чебоксар.

Чебоксарский Троицкий мужской монастырь считался землевладельцем средней величины. В его вотчине находились: дача в лесу (площадь 150 десятин) близ Чебоксар, небольшая луговая земля (8 десятин) за Волгой, пашни для посевов (около 21 десятины) в Чебоксарском уезде, 5 десятин в городской черте, 129 десятин пашни под посевы в Цивильском уезде и другие владения. Всего в Чебоксарском Троицком монастыре из 801,5 десятин земли предназначенной для пашни и 184 десятины сенокоса на монастырь пахали 84,5 десятин, или 10,5% всей пашни, и косили 70 десятин, или 38% всего сенокоса. По переписным книгам 1703 года (перепись проводилась стольником князем Дмитрием Ураковым) за монастырем, в котором проживало 35 человек, числился 131 крестьянский двор. В документе отмечено, что «доходов с них в тот монастырь ничего не написано, что они пашут на монастырь хлеб и делают всякие изделия». Барщину выполняли все крестьяне (их было в 1746 году 612 душ мужского пола). Годовой сбор урожая с монастырской пашни составлял примерно 130 четвертей ржи и 160 четвертей яровых хлебов. Кроме выполнения барщины, с крестьян собирали ежегодно по 1660 яиц и четыре пуда хмеля, конюшенные и прочие припасы: два стана колес, трое саней-обшевней, три пары оглобель, три дуги, пять рогожных мешков, 20 мочальных обротей, шесть ведер, пять больших пивных бочек, 50 мешков угля и 153 квадратных сажени дров. Для обслуживания монахов крестьяне нанимали от мира девять человек за 45 рублей. При монастыре имелись сторожа, писарь, часовщики, портные, пивовары, кузнецы, конюх, огородники, чеботари. Одной из выгодных статей монастырских доходов являлась рыбная ловля. Чебоксарский Троицкий монастырь имел грамоту на владение рыбной ловлей по луговые стороны реки Волги.

Хозяйство монастырей и храмов-002

Финансы Троицкого монастыря.

Кроме того, в распоряжении монастыря имелось рыбное озеро в Козьмодемьянском уезде. Крестьяне нанимали к монастырской рыбной ловле 10 человек от мира за 40 рублей. Вместо продовольствия и дров для Казанской духовной семинарии с крестьян собирали деньги по 16 рублей 92 копейки в год. С трех своих мельниц монастырь получал около 50 рублей годового дохода. Одна из них находилась на реке Сорме в Козьмодемьянском уезде. От продажи рыбы и отдачи на оброк рыболовных угодий посторонним лицам выручалось около 350 рублей в год. Из этих сумм платили в казну оброк за мельницы 14 рублей 96 копеек и за рыбные ловли 140 рублей. В руках монастыря оставалось около 245 рублей. Еще одной неокладной статьей доходов был святой ключ и часовня при нем. Из доходов монастыря выдавали определенным к монастырю отставным офицерам и солдатам пенсии в сумме 49 рублей 50 копеек и хлебные пособия 42 четверти ржи и около трех четвертей пшеницы и круп. В Казанскую духовную семинарию отправляли каждый год по 20 четвертей хлеба и собранные от крестьян 16 рублей 92 копейки. Все остальные доходы употреблялись на обеспечение монастырского духовенства. В селениях монастыря — деревнях Набережной, Заовражной — имелись монастырские дворы с избами, житными клетями, «магазинами деревянными для сыпания казенного монастырского хлеба».

Хозяйство монастырей и храмов-003