ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Захарова Н.И. Чувашский национальный музей
Чувашская народная рубаха кёпе является неотделимой частью костюма. Ее классический покрой, относимый Н.И. Гаген-Торн ко 2-му типу туникообразных рубах (Гаген-Торн, 1960, 30), сохранился в быте средненизовых чувашей вплоть до XX в. По такому же принципу с небольшими изменениями шилась нательная одежда верховых и низовых чувашей. Несмотря на единообразный покрой и лаконичность применяемых для шитья материалов, номенклатура, связанная с отдельной лексемой кёпе «рубаха», в чувашском народном языке очень богата и разнообразна. В изучении названий материальной культуры они образуют отдельную лексико-семантическую группу. Многие из них давно уже не употребляются ни в живой речи народа, ни в литературном языке. Лишь изредка их можно встретить в отдельных этнографических трудах и архивных материалах. Однако для музейных сотрудников, работающих вплотную с традиционным народным костюмом, знание их названий, как и вещей, необходимо.
При просмотре этнографической и искусствоведческой литературы, посвященных народному костюму, кажется, что названий рубахи не так уж и много. Такая однообразная картина сложилась вследствие строгого разделения рубахи по цвету ее полотнищ (белая и пестрядинная), распространенных в определенный период истории костюма в отдельных этнографических группах народа.
Собранный материал показывает, что даже два двусоставных названия шура кёпе и улача кёпе при родовидовом делении включают в себя множество забытых лексем. Например, к семантическому полю улача кёпе относятся: хёрлё кёпе, кавак кёпе, аркалла кёпе, итеклё кёпе, вид пёрмеллё кёпе, лаптак кутла кёпе, пилёкрен татна кёпе, шакмак кёпе, тахар анла аркалла кёпе и т. д.
Род рубах шура кёпе характеризуется видами: тават ан кёпи, пилёк ан кёпи, дичё ан кёпи, улт дёвёллё кёпе, кёскёллёкёпе, ниркеллё кёпе, кёслелпё кёпе, сыпмама кёпе, дамалах кёпе, тёрёллё кёпе и т. д.
Среди народных терминов рубахи также встречаются названия, занимающие промежуточное положение или же одновременно относящиеся и к шура кёпе, и улача кёпе. К таковым относятся некоторые названия, классифицируемые ниже по декору: кукартна кёпе, купелеклё кёпе, кёслеллё кёпе, пуштёрлё кёпе, сунтахла кёпе, умне тытна кёпе. Их непостоянство связано с перенесением нашивных украшений с белых рубах на пестрядинную.
Многие названия рубахи, связанные с технологией их производства, в сознании нынешнего человека уже не укладываются. В этом плане особенно интересны лексические единицы, произошедшие в зависимости от количества использованных для шитья полотнищ (названия см. ниже). Эти названия являются одними из старинных, потому что покрой был первейшей операцией, выполняемой сразу в момент ткачества. При произнесении названий вид ан кёпи, тават ан кёпи или же при их прочтении в какой-либо литературе, посвященной древней жизни народа, современный читатель, мыслящий соответственно окружающей его действительности, не будет понимать их истинного значения без специальных комментариев.
Изучение народных названий рубахи, как и лексем других материальных вещей, весьма актуально. Сегодня они дают любопытные свидетельства о давно позабытых одеяниях, вышитых украшениях, технологии изготовления, покрое и многом другом. Именно в этих словах-названиях и их значениях отражается и хранится веками ремесленно-художественный опыт народа.
В чувашском языке сохранилось большое количество терминов одежды и украшений, которые до сих пор не собраны и не классифицированы. В этой связи целью данной работы является показ былого многообразия названий чувашских народных рубах, а в задачу исследования входит их систематизация по мотивирующим признакам номинаций.
При исследовании данного вопроса в качестве источников были использованы 17-томный «Словарь чувашского языка»
Н.И. Ашмарина, архивные и полевые материалы видных деятелей культуры Чувашии, этнографические труды, фольклорные тексты, а также информация, собранная автором статьи. Каждый сложный термин анализируется по единой форме в алфавитном порядке: название, место распространения по этнографическим группам и краткое определение. Некоторые термины дополняются текстовыми источниками и этимологическими комментариями.
Итак, народные названия рубахи в чувашском языке можно классифицировать по следующим признакам:
В старину ширина домотканого холста соответствовала длине берда ткацкого стана и колебалась в пределах 30—34 см. Для шитья одной женской рубахи приходилось выткать около 5,50 м полотнища, иногда даже больше. Общая длина зависела от роста человека, типа и назначения рубахи. Женщины перед началом ткачества заранее знали, из скольких полотнищ будут состоять их рубахи, по счету которых впоследствии давались названия.
Тават ан кёпи (ср.-низ., низ., верх.) — белая рубаха, сшитая из четырех полотнищ холста. Одно полотнище, в две длины, перегибалось по линии плеч, и в центре делался вырез для продевания головы. Два других полотнища разрезали вдоль на две части и пришивали по бокам центральной точи в виде клиньев, из последнего готовили рукава. По архивным источникам, из четырех полотнищ холста шились повседневные рубахи: «Килте дуремелли кёпесене 4 анран дёледдё» (НА ЧГИГН, 1—567, 47).
«Тавансем пашне килнё чох – Когда я собралась прийти к родным,
Тават ан кепи те тавар полчё» – И рубаха из четырех полотнищ стала мне узка.
«Атте патёнче пуранна чух, – Когда я жила у отца, и рубаха из четырех
Тават ан кёпи те аслаччё, – полотнищ была мне велика; Вышла я
Бичё юта тухрам та – замуж, И рубаха из семи полотнищ
Бичё ан кёпи те тавйр пулчё» – стала мне узка.
Тават ан дуралла кёпе (Спиридонов, VII, 8) (низ.) — пестрядинная рубаха, сшитая из четырех с половиной полотнищ. Остов состоял из тех же частей, что и предыдущая рубаха, а рукава выкраивали из двух с половиной тканины.
Пилёк ан кёпи (ср.-низ., низ., верх.) — белая и пестрядинная рубахи, сшитые из пяти полотнищ холста. Стан белых рубах состоял из трех полотнищ: одно, предназначенное для переда и спинки, перегибалось по линии плеча, и к нему пришивались клинья, выкроенные из двух полотнищ. Третью часть по даинной стороне перегибали 4 раза и в У4 точи вырезали в виде треугольников для вставки в промежуток между центральным станом и боковыми деталями с целью расширения подола. Рукава состояли из одного куска холста.
Некоторые пестрядинные рубахи, распространенные в южных районах Чувашской Республики и за ее пределами, также назывались пилёк ан кёпи. Они отличались широкими со сборенными на плечах рукавами, пышность которых достигалась путем их выкраивания из трех полотнищ холста. Для этого три отреза, равных по длине рук, по продольным краям пришивали друг к другу и вырезали по косой. Стан рубахи состоял из двух полотнищ, однако его длина из-за нижних оборок значительно укорачивалась. Из пяти полотнищ шились праздничные рубахи: «Уяв кёписене 5анран дёледдё» (НА ЧГИГН, 1—567, 47). Их больше всего предпочитали девушки, так как они с расширенным подолом придавали молодой фигуре особую стройность:
«йсал та пулин, хёр полтар, – Пусть будет та девушка злая,
Пилёк ан кёпи тахантар» – Пусть на ней будет рубаха из пяти полотнищ.
Бичё ан кёпи (низ.) — пестрядинная рубаха с оборками, сшитая из семи полотнищ холста. Стан состоял из одного длинного среднего полотнища и боковых клиньев, которые выкраивались из трех кусков, пришитых одна к другой. Для рукавов выделялись три прямоугольных отреза, вырезаемых так же, как и рукава пилёк ан кёпи.
Фичё анла аркалла кёпе (низ.) — пестрядинная рубаха из семи полотнищ холста с двумя ситцевыми оборками шириною 15—20 см. Их верхние края сильно присборивались по бокам и на спинной части, а впереди складки были менее заметными, так как они прикрывались передником. Цвет оборки должен был соответствовать основному цвету пестряди. Материалом для оборок служили различные сорта хлопчатобумажных тканей: сарпинка, ситец, сатин и др. Вначале XX в. в местах проживания южных чувашей такие рубахи считались самыми нарядными.
«Арка дичё ан пёрсессён, – Если пришить к подолу оборку из
Пуне йывар килмёши?» – семи полотнищ, Не станет ли тяжко стану.
Тахар анла аркалла кёпе (низ.) — пестрядинная рубаха, сшитая из девяти полотнищ с двумя сильно присборенными по всей ширине оборками. Ее покрой был таким же, как у бичё анла аркалла кёпе. Из-за многометражного использования холста рубаха оказывалась зачастую тяжеловесной, и в фольклорных песнях молодые пели иногда следующим образом:
«Арка тахар ан пёрсессён, –Если к подолу пришить (оборки)
Пувне йывар килмё-ши?» –из девяти полотнищ,
(Никольский, 1928, 175). Не станет ли тяжко стану?
Традиционные чувашские народные рубахи со строгим туникообразным покроем были составными, детали которых соединялись только прямыми швами, параллельными нитям основы полотнищ. В народной терминологии чувашского костюма сохранилось одно составное название, указывающее на количество соединительных швов. При этом линии загибов подола и концов рукавов не учитывались.
Улт дёвёллё кёпе (ср.-низ., низ.)(см. рис. 1) — букв, «шестишовная рубаха»; белая и пестрядинная рубахи из шести продольных соединительных швов, т.е. центральный остов пришивался спереди к боковым клиньям двумя швами, со спины он присоединялся к узким треугольным вставкам, затем — к общим для обеих сторон клиньям. Соединительные линии рукавов при этом не учитывались. Шестишовными считались рубахи из пяти полотнищ (см. пилёк ан кёпи).
«Улта рёвёллё шура кёпе, –Шестишовную белую рубаху,
Таханаймарам уявра» – Не успела надеть на празднике.
«Улт рёвёллё шур кёпе – Шестишовной белой рубахе
(уУрлас вахат дитрё пуль».– Пришло время разорваться.
«Улача пёр кёпе улт дёвёллё. – Одна из пестрядинных рубах шестишовная,
Лapca дёлесси час пулмастъ» – Если начать сшить, то быстро не получится.
Бердо — это часть ткацкого стана, представляющая собой деревянную раму с длинными пластинчатыми зубьями. Его основное назначение — регулировка ширины полотнища и прибивание уточных нитей к пришивке. Чуваши пользовались ими от шестого до двенадцатого номеров. Расстояние между зубьями 6-ого, 7-ого, 8-ого берда было шире и, поэтому холст получался более редким, чем полотнища, вытканные с помощью 9-ого, 10-ого, 11-ого и 12-ого номеров.
Тридцать зубьев берда составляли одну десятку. Для шестого номера требовалось шесть десяток, то есть 180 зубьев, а для седьмого номера делали 210 зубьев (7 х 30) и т. д. В зависимости от использованного для тканья берда придумывались названия рубахи, например:
Фич[ч]ё кёпи (ср.-низ., низ., верх.) – рубаха, сшитая из холста, вытканного с помощью берда семи десяток в 420 нитей.
Фичё хуньакаш килтёмёр – Приехали мы семеро своячениц,
Фичё кёпи таханма» – Чтобы надеть рубаху, вытканную (с помощью берда) в семь (десяток).
Челнок (аса), как и бердо, является деталью ткацкого стана. Он помогает соединять нити основы и утка в полотно. По количеству челноков различаются всего лишь пестрядинные рубахи низовых чувашей, потому что пестрядь получалась путем переплетения разноцветных поперечных и продольных нитей. Для основы нити сновались в строгой последовательности заранее и заправлялись в таком же виде, а уточные — перекидывались в процессе тканья. Поэтому женщины предварительно готовили нужное количество челноков с разноцветными нитями. Приведем один пример: если же квадратные эффекты создавались из трехцветных нитей, то требовалось три челнока, и рубаха, сшитая из этого холста, называлась вид аса кёпи и т. д.
В деревнях Нижнее и Верхнее Тимерчеево Комсомольского района Чувашской Республики, где нами выявлены подобные названия, существовали рубахи, вытканные с помощью от двух до шести челноков.
Икё аса кёпи — доел. «рубаха двух челноков»; «хёрлёпе шура дипсене вётё-вётё таваткалласа тёртнё пиртен дёленё кёпе» — «рубаха, сшитая из холста, вытканного из красных и белых нитей в форме мелких квадратов».
Видё аса кёпи — доел, «рубаха трех челноков» (см. рис. 4), «хёрлё, шура, хура дипсене таваткалласа тёртнё пиртен дёленё кёпе» «рубаха, сшитая из холста, вытканного из сочетания красных, белых и черных нитей».
Тавата аса кёпи — доел, «рубаха четырех челноков».
Пилёк аса кёпи — доел, «рубаха пяти челноков».
Улта аса кёпи — доел, «рубаха шести челноков» (Материалы Т.)
Традиционные чувашские рубахи XVIП—XIX вв. по цвету были весьма сдержанными. По развитию их истории и названий, относящихся к этой группе, старейшим является шура кёпе (шур дип кёпи) («белая рубаха»), затем идут кавак кёпе («синяя рубаха») и хёрлё кёпе («красная рубаха»). Бесчисленное множество вариативных названий произошло в связи с переходом на рубахи, сшитые из фабричных цветочных тканей, но мы решили их сюда не включать.
Кавак кёпе (низ.) — пестрядинная рубаха с оборками; для мужских рубах предпочитали полотно в синюю полосу, а для женских — в клетку.
Хёрлё кёпе (низ.) — пестрядинная рубаха с одной или двумя оборками. По сохранившимся музейным экспонатам и архивным документам чуваши чисто-красную рубаху в старину не носили. Это составное название произошло вследствие преобладания красных нитей в пестрядинном остове рубахи. Различные вариации геометрических узоров красных рубах описаны Г.Т. Тимофеевым (Тимофеев, 1972, 148—149; его же, 2002, 99), и все они называются хёрлё кёпе. Как и любая другая пестрядинная рубаха, она не имела традиционной вышивки и в первые годы появления вызывала осуждение со стороны старшего поколения и мужской половины населения, которое нашло отражение в частушках:
«Хёрлё кёпе тёрёсёр
Каччасене камалсар;
Шура кёпе тёрёллё,
Каччасене камалла»
«Хёрсем хёрлё кёпе таханассё.
Арки сене дёр хут тытаддё,
Чёрси сине йёкёт лартассё»
Шура кёпе (ср.-низ., низ., верх.) — белая холщовая рубаха мужчин и женщин с характерными для отдельных этнографических групп чувашей вышитыми узорами. Название рубахи произошло по цвету льняного или же конопляного домотканого холстов. Чуваши не признавали в старину рубаху другого цвета: «Ёлёк пирён ялта та шура кёпе-йём таханна тет, хале шура таханакананне тёсне те курайман. Хёп-хёрлё те дап-дута таханаддё,
Красная рубаха без вышивки.
Не по нраву парням;
Белая рубаха с вышивкой.
По нраву парням.
Девушки надевают красную рубаху, А к подолу пришивают сто (оборок) А на коленки усаживают парней.
чисти улпутла тумланаддё. Пуянни те, чухании те лайах тумланаддё» («Говорят, что в старину в нашей деревне тоже одежду носили белого цвета, сейчас уже невозможно встретить (человека) одетого в белую одежду. Наряжаются как богачи: в красное и чисто-белое. Хорошо одеваются как богачи, так и бедные»),
«Хёрсем динчи шур кёпе, – На девушках белая рубаха.
Арки вар-вар тавать-дке» – А подол колышется.
«Ман шур кёпе пиллёк-ултта, – Белых рубах у меня пять-шесть,
Шатаклапа арками передел» – Но с ажурным подолом — лишь одна.
Из известных нам сырьевых материалов для шитья нательных рубах древнейшими считаются конопля и лен. В конце XIX в. на рынках чувашских деревень начали появляться хлопчатобумажные ткани, выпускаемые в ивановских фабриках. Это — кашемир, коленкор, парча, плис, сатин, ситец, «французская» ткань и др. Богатый ассортимент товаров на базарах постепенно начинает вытеснять домотканые льняной и конопляный холсты. Набивные ткани и ситцы появляются на рубахах вначале в виде нашивок, оборок, а затем заменяют ее полностью.
Атлас кёпе (Материалы Т.) (низ.) — рубаха, одинаковая по покрою с пестрядинной и сшитая из шелковой или шерстяной ткани с блестящей лицевой поверхностью. Вначале XX в. ее начали надевать и мужчины, и женщины. Прежде всего, она была распространена среди зажиточных крестьян.
Йётён кёпе (ср.-низ., низ., верх.) — рубаха из растительных льняных волокон, отличающаяся мягкостью на ощупь и белизной. Они были распространены среди всех этнографических групп чувашей вплоть до середины XX в. Так назывались как мужские, так и женские рубахи:
«Ах, аппадам, аппадам, – Ах, сестричка ты моя,
Виде пёрчё йётёнрен – Из трех льняных нитей
Кёру кёпи каларчё. – Выткала рубаху жениховую.
Вал та пулин шатакла» – А получилась она ажурною.
«Йётён кёпи дил илет, – Льняная рубаха ветром продувается,
Кёпер дине шыв илет» – Мост водою заливается.
Йётён пир кёпе — то же, что и йётён кёпе. Натуральные волокна льняной рубахи удерживают в себе влагу и пропускают воздух, тем самым создают комфортные ощущения для тела. Это название сохранилось в следующей песне:
«Атте лаши шура лаша, – У отца лошадь сивая,
Вылятмашкан тухрамар, – Вышли мы выгуливать,
Йётён пирён кёпине – Рубаху из белого полотнища,
г вёртмешкён тухрамар» – Вышли мы проветривать.
Кантар кет (НА ЧГИГН, 1—622, 59) (ср.-низ., низ., верх.) — домотканая конопляная рубаха.
Катан кёпе / катам кёпе — полотняная или же холщовая рубаха. По записям Н.И. Ашмарина, катан /катам называется холст, вытканный «из 10, 11, 12 пасм» и «ткется (он. — Н.З.) из самых тонких домашних льняных или фабричных ниток. Катам пир также называется вообще белая тонкая фабричная ткань: бязь, мадеполам, коленкор и т.п.» (Ашмарин, IX, 219).
«Хуран думне ан таян, – Не прислоняйся к котлу,
Катан кёпе саралё» – Холщовая рубаха пожелтеет.
Кёлеме кёпе (чув. кёлеме < рус. клеймо) (низ.) – рубаха, сшитая из хлопчатобумажных материй с набивными рисунками.
«Кёлеме те кёпе, ылтан туме, – Рубаха с клеймом, золотая пуговка,
Адта таталайса укрёши?...» – Где же оторвалася?...
«Кёлеме те кёпе симёс арка, – Рубаха с клеймом и зеленый подол,
Хёвелсёр те хёвел пек куранать ...» – Даже в несолнечный день. Как солнышко смотрится....
Кшемир кёпе (Ашмарин, VII, 335) (низ.) — кашемировая рубаха; рубаха из мягкой шерстяной ткани с саржевым переплетением. Кашемировые ткани начали изготавливать «в Индии, в провинции Кашмир, из тонкой козьей шерсти, отсюда пошло название ткани» (Орленко, 1996, 99; Казанский, 1958, 179).
Пир кёпе (Материалы Т.) (ср.-низ., низ., верх.) — доел, «холщовая рубаха»; чуваши в старину словом пир называли любой вид домотканого холста, как лен, так и коноплю. Рубахи, сшитые из этих полотен, получили название пир кёпе. Они отличались друг от друга по количеству пасм, используемых для основы. Холст различали из 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12 пасм. В одной пасме считалось 30 пар ниток. Чем больше ниток отсчитывали для основы, тем шире получалась рубаха.
Пурдан кёпе / пордан кёпе (ср.-низ., низ., верх.) — рубаха, сшитая из шелковой ткани, выработанной из натуральных или искусственных нитей (см. рис. 5). В конце XX в. ее начали носить как мужчины, так и женщины. Термином пордан кёпе также называлась «рубашка из шерстяной материи» (Ашмарин, IX, 309— 310), которую в период их появления на рынках могли носить только состоятельные люди:
«Чакчурла та чалка, пурдан кёпе – Носки с кожаными башмаками
Пулсан пуле пуянсем дийёнче» – и шелковая рубаха, если даже носятся, то только богачами.
Пусмакёпе (ср.-низ., низ., верх.) — хлопчатобумажная (ситцевая) рубаха, сшитая из полукустарных мануфактурных тканей. Они наибольшее распространение получили среди сельского чувашского населения после Великой Отечественной войны.
«Пусма кёпе пусать-дке, – Ситцевая рубаха «давит»,
Улача кёпе усать-дке...» – Пестрядинная рубаха «угнетает»...
Пус кёпе (чув. пус < тат. буз др.-тюрк. boz «хлопчатобумаж¬ная ткань, холст, бязь»; тат. буз / бес < араб, \6azz] «хлопчато¬бумажная ткань, полотняная ткань, бязь» (Федотов, 1984, 65); (ср.-низ., низ., верх.) — прочная хлопчатобумажная бязевая рубаха. В начале XX в. чуваши всех этнографических групп шили эти рубахи по местной моде: у низовых она была по форме, аналогичной пестрядинным, то есть с одной и двумя оборками на подоле и присборенными на плечах рукавами; у средненизовых и низовых пус кёпе была отрезной по талии. Составным словом пус кёпе также называли рубахи, сшитые из коленкора и миткаля (Ашмарин, X, 93). Этой рубахе посвящено большое количество частушек, характеризующих ее технологию, процесс изготовления и т.п.:
«Шура пусрен кёпе дёлеме – Чтобы сшить рубаху из белой бязи
Хёлёхрен динде дип кирлё...» – Нужны нити, тоньше конских волос...
Шура пусрен кёпе дёлес пулсан, – Рубаху из белой бязи
Ик кун мар, видё кун дёлёттём. – Не два, а три дня я готова шить.
Сарпинкке кёпе (чув. сарпинкке < рус. сарпинка) (ср.-низ., низ., верх.) – рубаха, сшитая из редкой, неплотной льняной ткани в клетку или в полосу.
«Сарпинккерен кёпе кастартам, – Из сарпинки я попросил(а) рубаху
Кёднерни кунсеыче дёлетрём, – скроить, по четвергам просил(а) сшить,
Мён кун тйхйнасса пёлмерём – И не знал(а), в какие дни буду носить.
Саттин кёпе (ср.-низ., низ., верх.) — рубаха, сшитая из легкой ткани с гладкой шелковистой поверхностью. Слово саттин в чувашский язык проникло через посредство русского языка из французского (satin «шелковая нить»).
«Хураях та саттин кепе, кёмёл туме, – Черная сатиновая рубаха, серебряная
Мунча кёме кайсан духалчё.– пуговица, потерялась, когда н баню
Хура саттин кёпесем те пулёд, – пошли мыться. Черные сатиновые рубахи
Пирён кёмёл тумесем пулас дук. – будут и еще, не будет у нас серебряных
Иртнё кунсем выранне кунсем пулёд, – пуговиц. Вместо вчерашних дней наступят
Пирён дамрак ёмёрсем пулас дук» – другие дни, не вернутся наши молодые годы.
Саптйркка кёпе (низ.) — пестрядинная рубаха с оборками из хлопчатобумажных тканей с набивными узорами. По архивным источникам, «даптаркка кёпе» начали носить во время моды на синюю пестрядинную рубаху. Шили ее так же, как и пестрядинную. Набивную ткань пришивали лишь к подолу и больше ее нигде не использовали»: «Кавакулача кёпе вахатёнчех даптаркка кёпе пулна. Сёлессе ана улача кёпе пекех дёленё. Пусмине аркине дех тытна. Урах дёре нидта та тытман» (РА ММКС, I— 21, 2; НА ЧГИГН, 1-567, 41).
Фитса кёпе (чув. дитса рус. ситец) (ср.-низ., низ., верх.) — рубаха из хлопчатобумажных тканей полотняного переплетения с разноцветным набивным орнаментом. Их начали носить в середине XX в. Покрой рубахи повторял формы предшествующих этнографических рубах: у низовых — пестрядинную с оборками, у средненизовых и верховых — прямую, отрезную по талии. Перенесение декоративных элементов со старинных рубах на ситцевые нашло отражение и в устном народном творчестве:
Фитса кёпе дёлетрём, – Попросил(а) я сшить рубаху ситцевую,
Умне ука пустартам, – Попросил(а) перед обшить позументом,
Xёвёллё кун тахантам, – Надел(а) я в солнечную погоду,
Хёвелпеле тёс кайрё» – На солнышке (она) выгорела.
Улача кёпе (низ.) — пестрядинная рубаха, сшитая из холста с узорами в виде разноцветных полос или клеток, получаемых переплетением утка и основы в процессе тканья. В конце XIX— начале XX веков в гардеробе чувашей были распространены красные и синие пестрядинные рубахи (см. кавак кёпе, хёрлё кёпе), которые в большинстве случаев назывались общим термином — улача кёпе.
В первые годы появления они полностью повторяли схему кроя белых рубах, вплоть до перенесения нагрудных и наспинных кумачовых нашивок. Нововведением в традиционный покрой нательной одежды были стоячий воротник, укороченный до колен стан и пришитые к нему оборки из фабричных тканей, а также присборенные на плечах рукава. Развитие пестрядинных рубах только среди низовых чувашей произошло под влиянием соседей «мишарей, сергачских татар и кряшен» (Гаген-Торн, 1960, 49). В быту верховых чувашей они не получили применения. Известно, что синие пестрядинные рубахи появились раньше красных, примерно в 1880 годах: «Кавак улана кёпе хыддан, пёр 50—55 дул каялла хёрлё улача кёпе тйханма пудлана. Хёрлё улача динче купелек пулман, умне даварса пёр 3 ёрет пусма тытна. Аркине пёр ёретдех пусма тытна (харансуски пусма). Ун хыддан пасар улачи таханма пудлана» (РА ММК.С, 1—21, 2). (После синей пестрядинной рубахи, лет 50—55 тому назад, начали носить красную пестрядинную рубаху. На ней не было нашивки купелек, перед обшивали тремя рядами ситца. К подолу пришивали одну оборку из французского ситца. Затем начали носить рыночную пестрядь (т.е. рубаху из шотландки. — Н.З.). (О покроях см.: Денисов, 1955, 219—220; Гаген-Торн, 1960, 40—45; Иванов, 1966, рис. 5, 161). В песенных жанрах чаще всего акцентируется ширина этой рубахи:
«Мунча кётём, тасалтам, – Помылась в бане и очистилась,
Улача кёпе тахантам; – Надела я рубаху пестрядинную,
Улача кёпе пётерме – Чтобы сшить рубаху пестрядинную
Виде ан пусма дитмерё...» – Недостаточно холста в три ширины...
«Улача кёпен анё анла, – У рубахи пестрядинной остов широкий,
Касса пукес тесен час пулмё» – Как надумаешь выкроить и сшить, быстро не получится.
Хрансус кёпе (чув. хрансус рус. француз, французский) (низ., самар.) — доел, «французская рубаха»; белая рубаха, украшенная «французскими» ситцами в виде оборок, ластовиц («Хранчуски пусма, киттай пусма, Кёпелёхмардке, кёштеклёх» (НА ЧГИГН, 1—7, 527—528)(Французский ситец, китайский ситец. Не на рубаху, а на ластовицу) и нашивок, выпущенными в свое время российскими текстильными промыслами. «Французскими» их стали называть потому, что для окраски тканей применяли французский крап. В дальнейшем окраску в пунцовый цвет любым красителем стали называть «французским способом» (Соловьев, Болдырева, 1987, 65—66). В конце XIX в. слово «хрансус» с множеством диалектных фонетических вариантов, использовавшееся в народе как название одного из видов хлопчатобумажных тканей, долгое время употреблялось как синоним материи «красного цвета», например: «хрансус кёпе — пунцовая рубаха» (Ашмарин, XVII, 75).
Чуваши различали три сорта волокна, лучшим из которых считались вар, «получаемые после трехкратного расчесывания кудели» (КЧЭ, 2001, 97). Рубахи, сшитые из этих тонких нитей, получили название вар пир кёпи (доел, «рубаха из холста вар»). Из высшего качества волокна готовились приданые невесты и подарки, предназначенные родственникам жениха, о чем пелось даже в свадебных песнях:
«Вар-вар урла килтёмёр – Мы приехали через овраги,
Вар пир кёпи тахнасшан. – Чтобы надеть рубаху из лучшего волокна.
Хир-хир урла килтёмёр, – Мы приехали через поля,
ршде сурпан сырнасшан» – Чтоб(ы) повязать (обмотать) тонкий сурбан.
В оформлении нательных рубах XVIII—XIX вв. декор выполнял половозрастную и этническую функции человека. Именно с этими признаками связано строго определенное расположение многих орнаментальных узоров и аппликационных элементов в чувашском народном костюме. Интересно то, что некоторые сложные названия, собранные в эту группу, в лексиконе народа семантически означались такими понятиями, как «замужняя женщина» или же наоборот — «незамужняя девушка».
Кёскёллёкёпе (ср.-низ., низ.) — белая женская рубаха с вы-шитыми розетками по обеим сторонам груди. У саратовских чувашей «рубахи замужних женщин ... украшались не двумя, а четырьмя розетками» (Акимова, 1936, 39; Гаген-Торн, 1960, 35; ЧК, 2002, 219).
Кёслеллё кёпе (чув. кёсле < рус. гусли) (ср.-низ., низ.) — белая рубаха со сплошной треугольной нашивкой на груди. Женщины носили с двумя кёсле, а девушки — только с одной фигурой, расположенной на левой стороне от выреза рубахи. На правой стороне кумачовая лента пришивалась диагонально (НА ЧГИГН, 1—567, 4). «Кёслеллёкёпе надевали только девушки» (РА ММКС, И—67, 25).
Кукартна кёпе (приурал.) — доел, «искривленная рубаха»; женская и девичья пестрядинная рубаха с оборками, украшенная «нашивками-аппликациями (кукар йёрсем)» (Матвеев, 1989, 61).
Купелеклё кёпе (низ.) — синяя женская пестрядинная рубаха, украшенная на груди кумачовыми нашивками в виде четырехугольника и полосами, закрывающими швы на верхней части спереди и сзади (Ашмарин, VII, 1999, 78).
Ниркеллё кёпе (нирке йёрке «ряд») (низ.) — «белая рубаха с вышитыми вдоль рукавов узорами» (РА ММКС, II—69, 2), нирке — дана динчи тёрё (Ашмарин, IX, 29). Продольные черные узорные ряды, выполнявшиеся шерстяными нитями и чередующимися тремя узкими кумачовыми нашивками. Рубахи с богато вышитыми рукавами без нагрудных орнаментов носили только девушки (Гаген-Торн, 1960, 35).
Пуштёр кёпе (Ашмарин, X, 96) (низ., Саратов.) — белая и пестрядинная (красная и синяя) рубахи с кумачовыми нашивками по швам (на белых рубахах), на груди и на спине (на пестрядинных рубахах) (см.: РА ММКС, 1—12, 2; Гаген-Торн, 1960, 49; Матвеев, 1989, 61; ЧК, 2002, 226).
Сунтахла кёпе (чув. сунтах, сунтак рус. сундук) (низ., ср.-низ.) — женские белые и пестрядинные рубахи с ромбовидными кумачовыми нашивками с чистым полем внутри по обеим сторонам груди. На рубахах замужних женщин «на груди нашивались два ромбовидные украшения из красного кумача, называемого «сунтак» (РА ММКС, 1—65, 7).
Таварна кёпе (чув. (аварий гл. давар-отделывать, обшивать, оторачивать» + на аф. 3 л. наст, вр.) (саратов.) — белая рубаха, богато украшенная широкими кумачовыми нашивками поверху продольных швов и на груди см.: Акимова, 1936, 52; Орков, 1996, 101; Иванов, 2004, 174—177). «Верхняя часть (рубахи. — Н.3.) покрывалась сплошным кумачом, а геометрические узоры имитировались тонкими золотистыми шнурами. При этом вышитые узоры становились как бы второстепенным элементом общей звучной гаммы» (ЧК, 2002, 220, 226, ил. 221—223).
Самалйх кёпе (саратов.) — белые рубахи с «вышитыми на спине, на уровне лопаток, округлой розеткой, диаметром около 6 см «дамалах тёрри» (Орков, 1996, 103).
Тёрёллё кёпе (ср.-низ., низ., верх., закам., самар., Саратов., приурал.) — белая рубаха с геометрическими узорами по краю горловины, концам рукавов и подола. Наиболее значительные вышитые детали отличались по этнографическим группам: для средненизовых, низовых и самарских чувашей характерным орнаментом были нагрудная розетка кёскё и продолговатый на-плечный узор хултармач; рубахи верховых отличались наплечными съемными лентами хулди; на саратовских женских рубахах выделялись наспинные розетки дамалах.
Улмалла кепе (улма «яблоко») (самар.) — белая рубаха, богато украшенная кумачовыми нашивками и мелкими ромбовидными вышивками вдоль продольных полос (см.: Ягафова, 1998, 156, рис. 2; 159, рис. 1. 154). «На рубахах бузулукских чувашей вышивка располагалась вдоль рукава сплошной полосой. В поздних вариантах она с двух сторон окаймлялась двумя узкими кумачовыми полосами. Узор на вышивке рукавов повторял мотивы вышивки на подоле» (Ягафова, 163, рис. 3, 157).
Умне тытна кёпе (РА ММКС, 1—38, 1) (низ.) — доел, «рубаха, окаймленная спереди»; то же, что пуштёр кёпе и купелеклё кёпе.
Хймач кёпе (чув. хамач рус. кумач,) (ср.-низ., низ., при-урал.) — доел, «кумачовая рубаха»; пестрядинная рубаха с преобладанием красного цвета, украшенная кумачовыми нашивками. В селе Сабанчино Батыревского уезда «рубаха, вытканная из кумачовых нитей, считалась благородной» (РА ММКС, 1—20, 3).
В чувашском языке имеется ряд вариативных и синонимичных названий хамач кёпе:
Хамад дёвёллё кёпе (Ашмарин, XVI, 327) — доел, «рубаха с кумачовыми швами».
Хамад дивтёмлё кёпе (РА ММКС, II—68) — доел, «рубаха с кумачовой обшивкой».
Шура хамача кёпе (Ашмарин, XVI, 327) — доел, «белая кумачовая рубаха».
Хамад диплё кёпе — «рубаха с примесью красной пряжи» (Ашмарин, XVI, 327; Матвеев, 1989, 62).
Сложносоставным названием хёрлё хамач дип кёпи назывались «мужские рубашки ... с тканьевыми элементами разноцветной вышивки, с медальонами, украшающими все пестрое или полосатое полотно рубашки и штанов. Такие рубашки шили с высоким стоячим воротом с косым грудным вырезом влево или вправо. Ворот также украшался медальонами и мелкой вышивкой. Рукава заканчивались широкими обшлагами, застегивающимися одной пуговицей» (Иванов, 1966, 176). Еще один синонимичный термин (чан хамач кёпе — доел, «рубаха из настоящего кумача») сохранился в старинной народной песне:
«Чйн хамачран кёпе деле трём, — Просила я рубаху сшить из Аркиданни пётмес,— мён тавас?» настоящего кумача, что ж (мне) (Ашмарин, VI, 40) делать подол и рукава не исстираются?
Хамачла кёпе (самар.) — доел, «рубаха с кумачом»; белая женская рубаха с широкими продольными кумачовыми нашивками, вшитыми между остовами и клиньями. С расширением рубахи за счет количества боковых вставок увеличивалось число кумачовых лент. По их количеству рубахам давались названия. К роду хамачла кёпе относятся следующие виды:
Хаюлла кёпе (самар.) — доел, «рубаха с лентами»; белая рубаха с «комбинированными украшениями, сочетающими вышивку и яркие нашивки из разных материалов — покупных тканей, тесьмы, ленточек, позумента и пуговиц» с особым акцентированием восьми продольных нашивок из красного ситца (Орков, 1997, 178—179; Иванов-Орков, 2003, 46).
Названия рубах, классифицируемые по принадлежности, являются обрядовыми и половозрастными.
Их наименования закрепились вследствие присутствия особых женских и девичьих знаков.
Ардынкёпи (ср.-низ., низ., верх.) — мужская рубаха, сшитая из 4,5 полотнищ холста с длинными прямыми рукавами, ластовицей другого цвета, со стоячим воротником или без воротника. По традиции, на рубахах XVIII—XIX вв. грудной вырез располагался на правой стороне, а на рубахах XX в. под влиянием русской культуры переместился в середину. Со временем начали делать стоячий воротник, который, как и концы рукавов, грудной вырез и пола, украшали вышивкой. Для шитья будничных рубах использовали конопляный холст, а для праздничных — льняное полотнище. В XIX в. мужчины низовых чувашей начали носить пестрядинные рубахи в синюю полосу и красную клетку, а также атласные с тамбурной вышивкой.
Кёру кёпи (ср.-низ., низ., верх.) — доел, «рубаха жениха»; белая льняная рубаха со скошенными боковыми клиньями и длинными прямыми рукавами, с кумачовыми ластовицами и правосторонним грудным вырезом; стоячий ворот, концы рукавов и пола украшались цветной перевитью (шатакла)\ в XVIII — XIX вв. рубахи были длинными, к концу XIX столетия начали укорачиваться. Невеста дарила ее жениху в день сговора о свадьбе (НА ЧГИГН, 1-177, 52).
Кума кёпи (чув. кума < рус. кум) (низ.) — доел, «рубаха кумы»; рубаха крестной матери, даримая крестнику в Покров день (см.: Тимофеев, 1972, 182).
Хёрарам кёпи (Ашмарин, IX, 29) (ср.-низ., низ.) — доел, «женская рубаха»; белая и пестрядинная рубахи с особыми вышитыми розетками кёскё и ромбовидно-четырехугольными нашивками кунчёк, пуштёр, сунтах на обеих сторонах грудного выреза. См. кёскёллёкёпе, пуштёрлёкёпе, сунтахла кёпе.
Хёр кёпи (ср.-низ., низ.) — доел, «девичья рубаха»; девичьими считались ниркеллё кепе, харах пуштёрлё кёпе и рубахи с двумя сплошными треугольными нашивками, плотно пришитыми длинными краями к грудному вырезу (Ашмарин, XVII, 38). В свадебном обряде словосочетанием хёр кёпи называлась выши¬тая мужская рубаха, приготовленная невестою для жениха (Матвеев, 1989, 66) (см. кёру кёпи, ниркеллё кёпе, пуштёрлё кёпе, сунтахла кёпе).
Оборки на пестрядинных рубахах — это результат компактного проживания чувашей с татарами и башкирами. По их наличию различаются пестрядинные рубахи, относящиеся к предпоследнему периоду истории развития чувашских народных рубах.
Аркалла кёпе (низ.) — пестрядинная, ситцевая и атласная рубахи с оборками в один или два яруса.
Итеклёкёпе (чув. итек башк. итэк «оборка» (РБСл., 1948, 447) (приурал. чув.) — пестрядинная рубаха с одной (пёр итеклё) или двумя (икё итеклё) оборками из фабричных тканей (см.: Матвеев, 1989, 60; Орков, 1997, 157).
Рубаха, как и всякая другая вещь, шилась для конкретного человека с определенной целью. Например, невеста заранее готовила подарки для родственников жениха, и в то же время она вышивала для себя будничные и праздничные рубахи, у которых имелись особые названия.
Парне кёпи (ср.-низ., низ., верх.) — доел, «подарочная рубаха»; «рубашка, сшитая со вставкой куска с узорами сыпмалш, полученного от молодушки в качестве подарка» (Ашмарин, XI, 114). «Парне (кёпи) таханаканнисем дёнёдыннине выльахсем парад-дё» (Ашмарин, IX, 112)(«Надевающие дареную рубаху дают мо¬лодухе скотину»),
Тахнан кёпе (ср.-низ., низ., верх.) — доел, «носимая, надеваемая (в данное время) рубаха»; повседневная рубаха из грубого холста (пир лапрашки), со скромной вышивкой шерстяными нитями и вязаными льняными кружевами (Никольский, 1928, 174).
Пилёкрен пёрнёкёпе (низ.) — пестрядинная рубаха, с отрезным по талии полотнищем и пришитой к ней присборенной частью. По экспедиционным записям М.С. Спиридонова, «рубахи, присборенные по талии, начали носить 25 лет назад (примерно в 1900 годах. — Н.З.). Рукава на плечах начали присборивать еще раньше, также складки делали и под мышками. К подолу рубахи начали пришивать однотонную материю» (РА ММКС I— 20, 3).
В эту же подгруппу входит пилёкрен дур ан пёрнё кёпе (доел, «рубаха, присборенная по талии на полполотнища». «Их шили из пяти полотнищ холста. На них были узоры серпянок» (РА ММКС 1-20, 3).
Эти термины, произошедшие вследствие усложненных покроев рубах, встречаются исключительно среди низовых чувашей южных районов Чувашии.
Чуваши любили широкие и просторные рубахи, в которых можно было свободно передвигаться и работать. Если старшее поколение предпочитало более просторную одежду, то молодежь выбирала узкую. В этой группе собраны антонимичные названия, которые в языке народа бытуют по сегодняшний день.
Аша кёпе (ср.-низ., низ., верх.) — доел, «широкая рубаха».
Ансар кёпе (ср.-низ., низ., верх.) — доел, «узкая рубаха»; рубаха, сшитая без дополнительных клиньев по бокам.
Сарлака кёпе (ср.-низ., низ., верх.) — доел, «широкая рубаха».
Тавар кёпе (ср.-низ., низ., верх.) — доел, «узкая рубаха».
Шалпар кёпе (ср.-низ., низ., верх.) — доел, «широкая рубаха»; «и раньше, и теперь любят рубашки, которые посвободнее («шалпартарах кёпене юратарах параддё»). Если на ком-либо видели узенькую рубашку, то говорили: «Жена этого человека не смогла, несчастная, наткать достаточно холста, даже на одну рубашку. Поэтому и бедный, и богатый заботятся о том, чтобы рубашка выглядела приличной» (Никольский, 1928, 172).
Вплоть до начала XX в. чуваши носили прямые туникообразные рубахи, и лишь к середине столетия их покрой постепенно начинает видоизменяться, что также отразилось в языке.
Лаптак кутла кёпе (самар.) — доел, «рубаха с плоским задом»; пестрядинная «рубаха с цельным полотнищем сзади» (Ягафова, 1998, 164, рис. 6, 7, 160, 161).
Пилёкрентатна кёпе (РА ММКС, 1—20) (низ., самар.) — доел, «рубаха, отрезная по талии»; пестрядинная рубаха, с отрезным по талии сзади основным полотнищем (см. рис. 3). Их начали носить вначале XX в.
В конце XIX—нач. XX веков чуваши перешли на рубахи, сшитые дома из покупных фабричных тканей. В этот период начинается строгое разделение нательной одежды на рубаху, выполненную ручным способом и частично сшитую на руках. По этим параметрам производилась их номинация.
Алтуни кёпе (РА ММКС, I—64, 65) (низ.) — доел, «домотканая рубаха»; белая и пестрядинная рубахи, сшитые на руках. Низовые чуваши южных районов Чувашии так называли красную пестрядинную рубаху, украшенную на груди и на спине кумачовыми нашивками. См. хёрлё улача кёпе, умне тытна кёпе.
Майра тёртнё кёпе (низ.) — доел, «рубаха, вытканная городской женщиной»; рубаха, сшитая «из ткани, изготовляемой в некоторых местностях русскими крестьянками из фабричных ниток» (Ашмарин, VIII, 165).
Из домотканых холстов узорной была пестрядь, которая состояла из простых прямых геометрических и пересекающихся разноцветных линий, зигзагов, образующих цельные квадраты и прямоугольники.
Йарамла кёпе (низ.) — доел, «полосатая рубаха»; рубаха, сшитая из пестряди в полоску. Чередования вертикальных линий добивались сочетанием двух белых и стольких же синих нитей в основе и их пересечением синего утка. Ее также называли кавак кёпе и кавак улача кёпе (см. кавак кёпе и кавак улача кёпе).
Шакмак кёпе (низ.) — пестрядинная рубаха с узорами в клетку (шотландка). Источниками названия послужили народные частушки. Один из вариантов песни звучит следующим образом:
«Танташ, кёпе кумар-u, — А не начать ли нам, подруга, сновать холсты,
Шакмак кёпе тавар-и» — А не начать ли делать пестрядь в клетку?
Шултара кёпе — название рубашки, сшитой из ткани в крупную клетку (см.: Ашмарин, XVII, 219).
Покупные рубахи чуваши начали носить в конце XIX—начале XX вв. Шитьем занимались народные мастера, освоившие швейную машину. Они изготавливали рубахи, не нарушая местные традиции, по образцам той этно-группы, к которой принадлежали, и продавали их на базарах. Покупатели старались придерживаться того же принципа.
Насар кёпи (низ.) — фабричная ситцевая рубашка, купленная на рынке.
Готовые платья чуваши начали носить только вначале XX в.
В зависимости от цвета, текстуры и фактуры ткани различали:
Рубаха в старину шилась из цельных отрезов холста с предварительным нанесением на них нужных узоров. Вышивание на больших полотнищах было трудоемким занятием. С целью облегчения работы мастерицы вырезали кусок холста с того места, где должны были помещаться основные орнаментальные знаки, и заполняли стежковыми узорами. После завершения кропотливой работы они пришивали этот отрез обратно, и рубаха получала соответствующее название. В терминологии чувашской народной рубахи удалось найти два вариативных названия:
Сыпакла кёпе/Сыпмалла кёпе (ср.-низ., низ.) — доел, «рубаха с отрезом»; рубаха, сшитая из отдельно вышитого нагрудного отреза-вставки с розетками кёскё. В.К. Магницкий, первый обративший внимание на эту деталь, назвал его «шитым оплечьем», а саму рубаху — «наставной» (Магницкий, 1888, 8—9). Эту «рубаху вышивали и шили, будучи девушками. Вышивали их летом, когда отдыхали. Одну пришивную рубаху заканчивали за одну неделю. В девичестве ее не носили, начинали надевать только после замужества» (НА ЧГИГН, 1—177, 605—606, 611).
Названия, собранные здесь, составляют особую группу. Они по значению абстрактны и обозначают рубахи, богато украшенные вышивкой и нашивками:
Йёркеллё кёпе (РА ММКС, 1—21, 1; 1—65, 24) (низ.) — доел, «порядочная рубаха»; белая рубаха с розетками кёскё на груди и двумя рядами узоров на рукавах, вышитыми черными шерстяными нитями, чередующимися кумачовыми лентами.
Маттур кёпе (Орков, 1997, 154—155) (приурал.) — доел, «хорошая рубаха»; белая холщовая рубаха с ромбовидными нашивками на груди, вышивкой вдоль рукавов и узкой оборкой из ситца на подоле.
Чипер кёпе (РА ММКС, 1-65; 1-24, 1; Иванов-Орков, 2003, 47) (низ.) — доел, «приличная рубаха»; до середины XIX в. Так называли «рубашку, вышитую старинными узорами» (Никольский, 1928, 172); к XX в. этот термин закрепился за белыми холщовыми рубахами, украшенными кумачовыми нашивками на груди, на спине и вдоль соединения швов.
Народные рубахи давно уже вышли из употребления. В единственных экземплярах их можно увидеть лишь на старожилах деревень и сел. Они сшиты из разных сортов хлопчатобумажных тканей. С исчезновением из быта чувашей нательной одежды туникообразного покроя из лексикона народа изживаются и их названия. Поэтому систематизированные и собранные в одной статье наименования рубахи, как и названия любой другой части костюма, весьма необходимы.
Представленный выше список чувашских народных названий рубах не является законченным и полным. В него включены лишь те наименования, которые на сегодняшний день опубликованы в различных научных трудах или же хранятся в архивных документах. Небольшая их часть собрана автором данной статьи. Настоящая работа с указанием источников может послужить своеобразным справочником и ориентиром по поиску информации о той или иной рубахе.