ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Назарова А. И. Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова
Историческое образование является одним из основных базисных социальных институтов, формирующих и определяющих интеллектуальный потенциал общества. Чтобы выполнять эту роль, оно должно не только соответствовать потребностям и вызовам времени, но и обладать способностью к опережающему развитию. В развитии интеллектуального потенциала общества историческое образование призвано играть роль культурно-историческую — передача новым поколениям накопленного знания об окружающем мире, социального опыта и навыков в различных областях жизни; социально-экономическую — подготовка работников для различных сфер общественного груда; а также социальную — формировать и обогащать личностные качества, творческие возможности человека, способствовать его развитию как индивидуальности и как носителя различных социальных ролей. Во всех этих функциях очевидна взаимосвязь интеллектуального потенциала общества, отдельного сообщества и человека как личности. Особенно это касается высшего образования.
В свете этого важным условием являются способы преподавания мировой и отечественной истории. Они предполагают воспитание энергичного, самостоятельного человека, способного к успешному социальному, в том числе и профессиональному самоопределению. Социальные условия востребовали сегодня готовность молодых людей к многогранному социальному взаимодействию: чтобы выжить, пережить кризисы, выстроить свою судьбу в нашей стране необходимо осваивать исторический опыт реализации субъективности в контексте различных обществ. Понимание интерактивной природы человека и роли интеракции в его самосозидании должно быть положено в основу организации всего учебно-воспитательного процесса в ВУЗе.
На сегодняшний день, очевидно, что простая трансляция знаний или отработка отдельных интеллектуальных умений не только не исчерпывают возможного спектра методов исторического образования, но и не должны являться преобладающими. С точки зрения улучшения процесса исторического образования в ВУЗе и усвоения гуманистических демократических ценностей наиболее адекватными являются интерактивные методы, которые предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса в ходе решения учебных и практических задач. К этим методам относятся, например, медиации в разрешении конфликтных ситуаций, дебаты и дискуссии, ролевые игры, социальные проекты, коллективные решения творческих задач и др.
Суть интерактивных методов обучения истории — в ориентации на мобилизацию познавательных сил и стремлений учащихся, на пробуждение самостоятельного интереса к познанию, становление собственных интересов деятельности, в развитии умения концентрироваться на творческом процессе, получать от творчества удовлетворение. Интерактивные методы позволяют ставить студента-историка в непрерывно обновляющуюся совокупность воспитательных и учебных ситуаций, в которых осуществляется его полное личностное включение в деятельность и общение, активизирующее внутренние силы и тем самым способствующее внутреннему созреванию. Интеракционистская ориентация представляет интерес в связи с тем, что ее представители предприняли попытку найти социально-психологические механизмы формирования личности во взаимодействии с другими людьми в группе, в обществе, подчеркнуть активное творческое начало в личности.
Все названные выше причины обусловили повышение интереса педагогов к интерактивному воспитанию и обучению истории как к источнику мотивации, личностного саморазвития, активизатору энергии и целеустремленности личности. Интерактивные методы использовались в педагогической практике давно, прошли непростой исторический путь развития, всегда актуализируясь в особо сложных социальных условиях, связанных с активизацией духа наций, роли личности в истории.
Тенденция использования интерактивных методов в преподавании существовала в рамках гуманистической традиции. Русские педагоги Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, П.Ф. Каптерев видели смысл образования в разъяснении связей человека с миром природы и миром людей, при этом подчеркивая, что они должны быть наполнены и окрашены всем богатством человеческих чувств. Они подчеркивали, что эти чувства необходимо пробуждать и побуждать к проявлению себя в соответствующих душевных состояниях как в самом процессе познания, к самому знанию, так и к образовательному процессу. Русские гуманисты отмечали важность специально организованного воспитания, использующего естественные механизмы, но наполняющего их достойным человека содержанием, пробуждающим его собственную мысль, позволяющим сделать свой выбор.
При этом необходимо отметить, что в российском образовании процесс обучения истории долгое время строился на авторитарном общении преподавателя с учеником. В каком-то плане авторитаризм был продиктован сложностью государственных программ, но все же он тормозил педагогику, предполагал унификацию дидактического мышления. Переход от авторитаризма к сотрудничеству в российской педагогике имел значение намного более глобальное, чем просто изменение стиля отношений преподавателя и студента. Современные российские педагоги высшей школы должны придерживаться общих гуманистических установок на учащегося как субъекта учебного процесса, обращаясь к его стремлению к самоутверждению и создавая особую атмосферу межличностного общения.
Подобный процесс несколько раньше произошел в западных образовательных системах. Так, развитие американского общества обусловило становление системы образования, на всех уровнях которой широко применялись интерактивные методы обучения. Многочисленные концепции и теории, сложившиеся в русле американской психологической и педагогической науки, предопределили появление широкого спектра интерактивных форм и методов, которые, несомненно, представляют интерес для российского исторического образования в высшей школе. Так, в процессе получения знаний в американских образовательных учреждениях происходит взаимодействие всех участников обучения в результате формирования межличностных отношений на основе общения и совместной деятельности. Учебный процесс видится как разнообразная и активная деятельность людей, удовлетворяющая их потребности.
В свете вышесказанного, интерактивный подход в преподавании истории в высшей школе должен просматриваться уже в составлении учебных планов и программ, при реализации их на первое место необходимо ставить критерий релевантности — соответствия содержания исторического образования интересам и непосредственным потребностям учащегося, как будущего участника социальной жизни.
Построение обучения также должно быть основано на идее активного включения личности в процесс познания истории. Для ее реализации можно применять ролевые игры, тренинги, методы мозгового штурма и т.д. Широкое применение в высшей школе могут найти следующие приемы и методы обучения: метод моделирования, учебный процесс, построенный на основе дискуссии, проектная методика и др. Данные методы позволяют знакомить со сложными аспектами социального поведения, формировать культуру рефлективного мышления, обучать преодолению затруднительных ситуаций, поисковым процедурам.
Метод моделирования необходимо считать эффективным дополнением к лекциям и семинарским занятиям. Он предполагает моделирование типичных ситуаций, создание условий, где сочетается историческая теория и практика и, как результат, реконструкция исторической действительности в наглядной для учащихся форме. Модель учебного процесса, построенного на основе дискуссии, связана с организацией учебно-исследовательской познавательной деятельности и ориентирована на специальное обучение поисковым процедурам, формирование культуры рефлективного мышления. Характерной чертой данной модели учебного процесса является постановка исторической проблемы в виде такого вопроса для обсуждения, сама разработка которого носит принципиально диалогический характер. Главными чертами модели учебной дискуссии является то, что она строится как целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями в группе ради поиска не столько единственной истины, сколько множественных истин, предстающих как ряд обосновываемых исторических точек зрения, позиций.
Естественно, данные методы в историческом образовании не новы. Групповая работа, диспуты, конференции, практикумы, совместное решение проблемы (проблемный метод), деловые игры часто известны под названием — активные методы. При активном обучении преподаватель истории в ВУЗе получает возможность не изрекать истины, а рассуждать, искать новые грани проблем вместе со студентами. Однако бывает и так, что акцент ставится на внешней активности учащихся. Главное условие интерактивности — глубокое понимание, внутренняя потребность в использовании активных методов.
Все большую популярность приобретает использование новейших средств телекоммуникационных технологий, что несет в себе огромные дидактические возможности для преподавания истории в ВУЗах. Компьютерные технологии позволяют менять традиционные способы обучения и обеспечивают новые интерактивные возможности и доступ к знаниям и опыту, далеко выходящему за пределы учебных заведений. Компьютерно опосредованные коммуникации позволяют использовать интерактивные методы и предоставляют массу возможностей — обучение по e-mail, участие в видеоконференциях, работа в интерактивных лабораториях и многие другие. Дистанционное обучение несет в себе огромные интерактивные возможности и основывается на принципах интерактивности обучения: обучение как диалог, адаптивность, гибкость, активность. Использование элементов медиаобразования в истории создает благоприятные условия для реализации индивидуализированного и дифференцированного обучения.
Таким образом, идея интерактивных методов преподавания истории в высшей школе способствует мотивации студентов для их творческой активности, воспитания ответственности в процессе обучения и является весьма актуальной для российской системы образования. Обогащение и интенсивное использование своего творческого потенциала, усиление ответственности за качество выполняемой работы, воспитание чувства собственного достоинства посредством своего вклада в общественно значимую учебную и исследовательскую деятельность способствуют воспитанию граждан России, способных к полноценной жизни и творчеству в современном мире.