ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ

Основное меню

free accordion joomla menu

Меню о Чувашии

free accordion menu module

Города Чувашии

  • chebox_1.jpg
  • chebox_2.jpg
  • chebox_3.jpg
  • chebox_4.jpg
  • chebox_5.jpg
  • chebox_6.jpg
  • chebox_7.jpg

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Назарова А. И. Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Историческое образование является одним из основных базисных социальных институтов, формирующих и определяющих интеллектуальный потенциал общества. Чтобы выполнять эту роль, оно должно не только соответствовать потребностям и вызовам времени, но и обладать способностью к опережающему развитию. В развитии интеллектуального потенциала общества историческое образование призвано играть роль культурно-историческую — передача новым поколениям накопленного знания об окружающем мире, социального опыта и навыков в различных областях жизни; социально-экономическую — подготовка работников для различных сфер общественного груда; а также социальную — формировать и обогащать личностные качества, творческие возможности человека, способствовать его развитию как индивидуальности и как носителя различных социальных ролей. Во всех этих функциях очевидна взаимосвязь интеллектуального потенциала общества, отдельного сообщества и человека как личности. Особенно это касается высшего образования.

В свете этого важным условием являются способы преподавания мировой и отечественной истории. Они предполагают воспитание энергичного, самостоятельного человека, способного к успешному социальному, в том числе и профессиональному самоопределению. Социальные условия востребовали сегодня готовность молодых людей к многогранному социальному взаимодействию: чтобы выжить, пережить кризисы, выстроить свою судьбу в нашей стране необходимо осваивать исторический опыт реализации субъективности в контексте различных обществ. Понимание интерактивной природы человека и роли интеракции в его самосозидании должно быть положено в основу организации всего учебно-воспитательного процесса в ВУЗе.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ_001

На сегодняшний день, очевидно, что простая трансляция знаний или отработка отдельных интеллектуальных умений не только не исчерпывают возможного спектра методов исторического образования, но и не должны являться преобладающими. С точки зрения улучшения процесса исторического образования в ВУЗе и усвоения гуманистических демократических ценностей наиболее адекватными являются интерактивные методы, которые предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса в ходе решения учебных и практических задач. К этим методам относятся, например, медиации в разрешении конфликтных ситуаций, дебаты и дискуссии, ролевые игры, социальные проекты, коллективные решения творческих задач и др.

Суть интерактивных методов обучения истории — в ориентации на мобилизацию познавательных сил и стремлений учащихся, на пробуждение самостоятельного интереса к познанию, становление собственных интересов деятельности, в развитии умения концентрироваться на творческом процессе, получать от творчества удовлетворение. Интерактивные методы позволяют ставить студента-историка в непрерывно обновляющуюся совокупность воспитательных и учебных ситуаций, в которых осуществляется его полное личностное включение в деятельность и общение, активизирующее внутренние силы и тем самым способствующее внутреннему созреванию. Интеракционистская ориентация представляет интерес в связи с тем, что ее представители предприняли попытку найти социально-психологические механизмы формирования личности во взаимодействии с другими людьми в группе, в обществе, подчеркнуть активное творческое начало в личности.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ_002

Все названные выше причины обусловили повышение интереса педагогов к интерактивному воспитанию и обучению истории как к источнику мотивации, личностного саморазвития, активизатору энергии и целеустремленности личности. Интерактивные методы использовались в педагогической практике давно, прошли непростой исторический путь развития, всегда актуализируясь в особо сложных социальных условиях, связанных с активизацией духа наций, роли личности в истории.

Тенденция использования интерактивных методов в преподавании существовала в рамках гуманистической традиции. Русские педагоги Д.И. Писарев, К.Д. Ушинский, Н.Г. Чернышевский, П.Ф. Каптерев видели смысл образования в разъяснении связей человека с миром природы и миром людей, при этом подчеркивая, что они должны быть наполнены и окрашены всем богатством человеческих чувств. Они подчеркивали, что эти чувства необходимо пробуждать и побуждать к проявлению себя в соответствующих душевных состояниях как в самом процессе познания, к самому знанию, так и к образовательному процессу. Русские гуманисты отмечали важность специально организованного воспитания, использующего естественные механизмы, но наполняющего их достойным человека содержанием, пробуждающим его собственную мысль, позволяющим сделать свой выбор.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ_003

При этом необходимо отметить, что в российском образовании процесс обучения истории долгое время строился на авторитарном общении преподавателя с учеником. В каком-то плане авторитаризм был продиктован сложностью государственных программ, но все же он тормозил педагогику, предполагал унификацию дидактического мышления. Переход от авторитаризма к сотрудничеству в российской педагогике имел значение намного более глобальное, чем просто изменение стиля отношений преподавателя и студента. Современные российские педагоги высшей школы должны придерживаться общих гуманистических установок на учащегося как субъекта учебного процесса, обращаясь к его стремлению к самоутверждению и создавая особую атмосферу межличностного общения.

Подобный процесс несколько раньше произошел в западных образовательных системах. Так, развитие американского общества обусловило становление системы образования, на всех уровнях которой широко применялись интерактивные методы обучения. Многочисленные концепции и теории, сложившиеся в русле американской психологической и педагогической науки, предопределили появление широкого спектра интерактивных форм и методов, которые, несомненно, представляют интерес для российского исторического образования в высшей школе. Так, в процессе получения знаний в американских образовательных учреждениях происходит взаимодействие всех участников обучения в результате формирования межличностных отношений на основе общения и совместной деятельности. Учебный процесс видится как разнообразная и активная деятельность людей, удовлетворяющая их потребности.

В свете вышесказанного, интерактивный подход в преподавании истории в высшей школе должен просматриваться уже в составлении учебных планов и программ, при реализации их на первое место необходимо ставить критерий релевантности — соответствия содержания исторического образования интересам и непосредственным потребностям учащегося, как будущего участника социальной жизни.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ_004

Построение обучения также должно быть основано на идее активного включения личности в процесс познания истории. Для ее реализации можно применять ролевые игры, тренинги, методы мозгового штурма и т.д. Широкое применение в высшей школе могут найти следующие приемы и методы обучения: метод моделирования, учебный процесс, построенный на основе дискуссии, проектная методика и др. Данные методы позволяют знакомить со сложными аспектами социального поведения, формировать культуру рефлективного мышления, обучать преодолению затруднительных ситуаций, поисковым процедурам.

Метод моделирования необходимо считать эффективным дополнением к лекциям и семинарским занятиям. Он предполагает моделирование типичных ситуаций, создание условий, где сочетается историческая теория и практика и, как результат, реконструкция исторической действительности в наглядной для учащихся форме. Модель учебного процесса, построенного на основе дискуссии, связана с организацией учебно-исследовательской познавательной деятельности и ориентирована на специальное обучение поисковым процедурам, формирование культуры рефлективного мышления. Характерной чертой данной модели учебного процесса является постановка исторической проблемы в виде такого вопроса для обсуждения, сама разработка которого носит принципиально диалогический характер. Главными чертами модели учебной дискуссии является то, что она строится как целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями в группе ради поиска не столько единственной истины, сколько множественных истин, предстающих как ряд обосновываемых исторических точек зрения, позиций.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ_005

Естественно, данные методы в историческом образовании не новы. Групповая работа, диспуты, конференции, практикумы, совместное решение проблемы (проблемный метод), деловые игры часто известны под названием — активные методы. При активном обучении преподаватель истории в ВУЗе получает возможность не изрекать истины, а рассуждать, искать новые грани проблем вместе со студентами. Однако бывает и так, что акцент ставится на внешней активности учащихся. Главное условие интерактивности — глубокое понимание, внутренняя потребность в использовании активных методов.

Все большую популярность приобретает использование новейших средств телекоммуникационных технологий, что несет в себе огромные дидактические возможности для преподавания истории в ВУЗах. Компьютерные технологии позволяют менять традиционные способы обучения и обеспечивают новые интерактивные возможности и доступ к знаниям и опыту, далеко выходящему за пределы учебных заведений. Компьютерно опосредованные коммуникации позволяют использовать интерактивные методы и предоставляют массу возможностей — обучение по e-mail, участие в видеоконференциях, работа в интерактивных лабораториях и многие другие. Дистанционное обучение несет в себе огромные интерактивные возможности и основывается на принципах интерактивности обучения: обучение как диалог, адаптивность, гибкость, активность. Использование элементов медиаобразования в истории создает благоприятные условия для реализации индивидуализированного и дифференцированного обучения.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ_006

Таким образом, идея интерактивных методов преподавания истории в высшей школе способствует мотивации студентов для их творческой активности, воспитания ответственности в процессе обучения и является весьма актуальной для российской системы образования. Обогащение и интенсивное использование своего творческого потенциала, усиление ответственности за качество выполняемой работы, воспитание чувства собственного достоинства посредством своего вклада в общественно значимую учебную и исследовательскую деятельность способствуют воспитанию граждан России, способных к полноценной жизни и творчеству в современном мире.