ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Беляев Е.Г. Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова
В конце 20-х — начале 30-х гг. XX в. в странах Британской империи обострялись внутренние и внешние противоречия. Нарастала социальная напряженность. В доминионах усиливались сепаратистские настроения, в колониях и протекторатах — силы национального освобождения. Правительства Великобритании и доминионов возникающие на этой основе трудности рассчитывали преодолеть расширением внутри имперского экономического сотрудничества (торговли). Они надеялись таким путем избежать спада в промышленности, сельском хозяйстве и торговле, ослабить сепаратизм и национально-освободительные движения, снять остроту социальной напряженности.
Но реализация этих замыслов была едва ли осуществима в тех условиях. Метрополия была заинтересована в увеличении экспорта своих промышленных товаров в доминионы и имперские страны, а условия сбыта этих товаров становились все более затруднительными из-за принимавшихся правительствами этих стран протекционистских мер в отношении своего промышленного производства и конкуренции промышленной продукции третьих стран. Доминионы, в свою очередь, в связи с резким падением традиционных видов экспорта в условиях начинавшегося экономического кризиса 1929—1933 гг. стремились к увеличению вывоза в Великобританию, правящие круги которой не могли пойти на расширение льготных условий экспорту продукции доминионов на своем рынке за счет третьих стран.
У влиятельных кругов английской правящей элиты серьезные опасения вызывала реакция многих избирателей на изменения условий внешней торговли в связи с расширением торговых связей с империей на принципе взаимных преференций. Дело в том, что увеличение импорта продовольствия из империи на условиях, выдвигавшихся доминионами, предполагало введение пошлин на импорт из не имперских стран. Такой курс неизбежно вел к повышению стоимости жизни, угрожал ростом недовольства в городах и сельской местности.
Под влиянием нараставших экономических и политических трудностей, несмотря на возможные опасные последствия этого курса, руководство консервативной партии вскоре после выборов 1929 г. отбросило данное избирателям обязательство — не вводить налог на импорт не имперского продовольствия — и со второй половины 1930 г. стало отстаивать требование имперских преференций. В конце этого года оно заявило о поддержке протекционистских мер в отношении сельского хозяйства, а чуть позднее и промышленного производства.
Что касается лидеров, правившей в 1929—1931 гг. лейбористской партии, то в начале кризиса они стояли на позициях свободной торговли. Но уже в предвыборном манифесте 1929 г. они предусматривали, в случае прихода к власти, меры, которые включали регулирование внешней торговли. В 1930 г. наметился отход части руководства партии от принципа свободной торговли и переход в лагерь сторонников протекционистской политики.
С началом кризиса 1929—1933 гг. в связи с требованиями Ирландии и ЮАС вопрос о правах доминионов стал приобретать особую остроту. В 1929 г. специальная комиссия из представителей Великобритании и доминионов завершила разработку рекомендаций, которые должны были, исходя из решения конференции 1926 г. о равноправии самоуправляющихся частей империи, лечь в основу Вестминстерского статута 1931 г. Парламенты Канады, Ирландии и ЮАС, однако, после обсуждения доклада комиссии не одобрили его содержание. Ирландия и ЮАС продолжали настаивать на законодательном закреплении прав доминионов. Правительство Великобритании, стремившееся оттянуть это законодательное закрепление прав, вынуждено было включить конституционный вопрос в повестку дня предстоящей конференции.