ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Одежда посадского населения.
У всех слоев горожан повседневной одеждой являлись рубаха и штаны. С начала XVIII века высший слой городского общества традиционную русскую рубаху сменил на «голландские» рубашки с жабо, затем в течение всего столетия им употреблялись «мужские рубахи, сшитые по тогдашней западноевропейской моде. Подобным образом изменилась и женская нижняя рубаха». У среднего и низшего слоев горожан русская рубаха удержалась и в XVIII веке, однако несколько измененного покроя, с небольшим стоячим воротником. Рукава рубах были длинные. Русские рубахи были цветными, преимущественно красными, они шились из набойки (подобие ситца). Бытовали женские рубахи, белые холщевые из набойки, шелка. И мужские, и женские рубахи вышивались, женские обшивали бахромой и другими апликациями. В XVIII веке дворяне, чиновники и богатые купцы стали носить «панталоны западноевропейского образца — сначала короткие, с чулками и башмаками, потом длинные, навыпуск». Простонародье и большая часть купечества держались старых традиций. Они шили штаны из холста и сукна. Как и рубахи, штаны были разных цветов, преимущественно красные. В XVIII веке к штанам начали приделывать карманы. Штаны заправлялись в сапоги. Мужчины носили рубахи навыпуск, с поясом.
Верхней одеждой мужчин и реже женщин служил кафтан. Различались комнатный, легкий уличный, зимний (шубный) кафтаны. Кафтан шили длинный (до колен) и укороченный (до лодыжек), свободный или в талию из плотной, хорошей материи, на подкладке, в большинстве случаев распашной (правая пола заходила на левую). По борту располагались 8—12 пуговиц (реже — завязок). Кафтан спереди был несколько короче, чем сзади. Воротник был небольшой, стоячий. «Рукава... украшались запястьями — богато орнаментированными манжетами, бортпетлицами, кружевом. Были кафтаны и из дорогих материй — атласные, бархатные, байберековые, камчатные, тафтяные, зуфные, суконные — у богатых горожан, крашенинные, сермяжные, бараньи, козлиные — у простонародья. Как и прежде, мужской и женской длинной одеждой для весны и осени служила суконная однорядка со множеством пуговиц в один ряд. Летом мужчины и женщины носили шелковые опашни с подкладкой с крупными пуговицами. В документах XVIII века продолжает ветречаться епанча — безрукавный плащ типа бурки. Летней женской одеждой являлся летник.
Западноевропейские одежды.
В XVIII веке, «когда усилилось влияние западноевропейского костюма, — пишет М.Г. Рабинович, — соответствующая немецкая одежда — жюстокор — стала называться кафтаном, а надеваемая под нее аналогичная зипуну веста — камзолом. Короткий, в талию кафтан назывался иногда полукафтаном. Домашнее платье долго еще оставалось таким же, каким было до Петра. Реформа одежды коснулась в основном городской верхушки — господствующих классов, которые стали носить форменную одежду западноевропейского образца. Принятая тогда в Западной Европе французская мода предписывала ношение мужчинами короткой и узкой облегающей одежды — весты, на которую надевался широкий и длинный жюстокор, украшенный отворотами воротника, фалд, обшлагов, со множеством красивых пуговиц. В России эти две одежды более известны под названием «камзол» и «кафтан»... Простонародье одевалось еше в старинное русское верхнее платье. Среди высших слоев горожан распространилась мода на гражданское западноевропейское верхнее платье — фраки с открытой грудью и узкими фалдами сзади. В конце XVIII века в России начал распространяться жилет, схожий со старинной славянской одеждой кептарь. Эта короткая безрукавная одежда делалась из плотной яркой материи различных цветов. Он носился поверх рубахи под верхней одеждой.
Женщины поверх рубахи надевали сарафан, известный в XIV— XVI веках как мужская одежда. Но в «Домострое» XVI века он выступает как женская одежда. В XVIII веке «сарафан» повсеместно был основной одеждой русских горожанок. Женские шубы, особенно шубки «были одеждой того же типа, что и сарафан... Сарафаном, или шубкой... называлась женская комнатная одежда в виде цельного платья (с рукавами или чаще без рукавов) или высокой юбки на лямках, накладная (надеваемая через голову) или распашная (застегивавшаяся спереди на пуговицы, иногда очень красивые и дорогие. Из-под сарафана могли быть видны расшитые ворот, рукава и подол верхней рубахи — спидницы. Сарафан шили в большинстве случаев из красивых цветных материй (простейшие — из крашенины, богатые — из дорогих привозных тканей). Украшали их галуном, кружевом, драгоценными пуговицами... реже — вышивкой». В XVIII веке сарафан получил широкое распространение в городах, проник и в деревню. В XVII—XVIII веках женской комнатной и отчасти уличной одеждой являлась юбка, которая шилась из красивых материй с орнаментом. «Плечевой одеждой горожанки была душегрейка — короткая (по большей части без рукавов) распашная кофта, собранная сзади во множество сборов, охватывающих талию пышным кольцом». Другую верхнюю женскую одежду называли телогреей. Надевалась она поверх сарафана, имела длинные, сужавшиеся к кисти, рукава; распашная, застегивалась на множество пуговиц... «Шили ее из шелковых материй, на шелковой подкладке или на меху».
Уличная одежда.
В XVIII веке уличная городская одежда изменилась больше всего, так как «петровские новшества в области одежды касались в первую очередь тех частей костюма, которые надевались на улицу, ко двору, в гости и т.п.». На улицах и помещениях носили длинный сюртук из сукна или нанки, с разрезом и без разреза сзади. Среди богатых, особенно среди военных, распространяется плащевидная одежда — плащи с рукавами, ментики и безрукавные плащи. К концу века появились чуйка — широкая верхняя суконная одежда с отложным воротником, шинель, пальто и др. У людей среднего достатка и бедных горожан уличная одежда изменилась также значительно, но сохранила черты древности. Из старинных сохранились шуба, азям, армяк, зипун, кафтан, епанча, тулуп. Наиболее распространенной верхней уличной одеждой рядовых горожан становится халат — широкий и длинный. Шили его из нанки или сукна. Надевался он поверх комнатного верхнего платья, подпоясывался кушаком. Женской уличной одеждой продолжали служить шубы, шубки, полушубки, шугай — теплый ватный халат, у состоятельных горожан — крытый бархатом. В конце XVIII века у женщин появляются манто, пальто, салопы.
Касаясь головных уборов горожан, М.Г. Рабинович пишет: «Петровские реформы обязали городскую верхушку носить парики и шляпы современных европейских фасонов. И в дальнейшем эти слои городского населения неукоснительно следовали европейской моде... В первой четверти XIX века вошли в моду высокие твердые цилиндры, а для прогулок — мягкие широкополые фетровые шляпы... Все эти новшества не коснулись, однако, широких слоев населения». То, что имелось в комплексе мужских и женских головных уборов к концу XVII века, сохранялось в XVIII столетии в убывающей прогрессии. Мужчины продолжали носить круглые шапочки вроде восточной тюбетейки — тафьи и скуфьи, высокие, кверху суживающиеся колпаки, вязаные или шитые из разных материй; зажиточные горожане — мурмолки, то есть высокие шапки, шитые из шелка, бархата и парчи. Зимой мужчины носили меховые шапки — малахаи, бедные из овчины, богатые — из дорогих мехов. Женщины носили легкие мягкие шапочки из цветной материи — подубрусники, с одинаковой расцветки платками — подзатыльниками, девушки поверх них надевали убрусы — полотенчатые, богато вышитые головные уборы. Замужние женщины вместо убруса надевали кику из разных дорогих тканей и меха, закрывающую голову, затылок и шею с боков. Богатыми женскими головными уборами, украшенными жемчугом с каменьями, являлись сорока, которую надевали со дня венчания и кокошник, круглые шляпы, меховые шапки (каптур — ушанка, столбунец — высокая шапка). Поверх меховой шапки иногда повязывали платок — фату. Женщины из бедных семей носили простые шапочки, шапки и платки. В течение XVIII века мужское гражданское население города все более переходило на суконные и войлочные шляпы, затем и фуражки и картузы, зимой — на меховые шапки и малахаи (треухи). К середине XIX века тафьи и скуфьи, колпаки, мурмолки вовсе вышли из употребления. Женщины в течение XVIII столетия все более переходили на головные платки и шали, молодые женщины — на яркие, пожилые — на темные. Распространяются чепцы и шляпки. Вытеснялся кокошник, количество других старинных головных уборов сократилось.
Обувь времён Петра Первого.
Исследуя обувь XVIII — первой половины XIX веков, М.Г. Рабинович делает следующее обобщение: «Женщины, как и мужчины высшего круга, всегда носили чулки (по большей части — бумажные); мужчины средних и низших городских сословий — чулки или онучи, в зависимости от обуви. Сама обувь сохраняла в общем примерно тот характер, который приобрел в предыдущий период. Наиболее распространены были сапоги — как мужские, так и женские — на жесткой подошве и среднем или (преимущественно у женщин) высоком каблуке. Сапоги носили различных фасонов соответственно современной моде — например, со складками на голенищах (то, что позднее называлось «гармошкой») или, наоборот, вытянутые гладкие (позднейшее название — «бутылки»)... В этот период еще встречаются сафьяновые цветные сапоги, черные, реже — коричневые... Наряду с сапогами распространены были женские полусапожки с короткими голенищами, а также... башмаки, ботинки... отороченные красным сукном куты с высоким передом (пампушей), круглым носком и язычком спереди... Башмаки носили чаше женщины, а в XVIII—начале XIX веков — и мужчины высших сословий при коротких штанах — форменных или гражданских. Цветные башмаки на высоких каблуках были в то время парадной обувью... Зимой горожане носили теплую обувь, ассортимент которой значительно расширился». Были сапоги на теплой (войлочной) подкладке. А с начала XIX века появились валенки. Из старых видов кожаной обуви исчезли поршни — обувь из сыромятной кожи. Горожане уже редко обували лапти.
В костюме важное значение имели пояса — ременные, вязаные и из материй. К поясам привешивались нож в ножнах, ложки в футляре, сумочка, иногда гребень. В XVIII веке военные и многие чиновники подпоясывались ременными поясами, изредка — шарфами, а горожане среднего и низшего слоев — цветными кумачными или бумажными кушаками (поверх кафтана, красным и синим поверх халата). В 1742 году в Чебоксары торговцы привозили кушаки верблюжьи, синие нитеные, нитеные узкие. Пояса считались украшением и оберегом, преграждавшим дорогу «нечистой силе». «То же значение в мужской и женской одежде придавалось также всякого рода краям одежды — воротникам, обшлагам, полям и подолу, всегда по мере возможности украшавшимся». Вышитый воротник-ожерелье пристегивали к рубахе, зипуну, кафтану, однорядке. Распространены были мужские и особенно женские ожерелья с жемчугом и пуговицами. Одежду украшали вышивкой у ворота, плеч, бортов, петель, обшлагов и подола. Богатые горожанки носили немало золотых украшений. Серьги, кольца, перстни носили не только женщины, но и мужчины. Не как украшение, а как духовный оберег носились под одеждой кресты, образки, ладанки. Женщины высших сословий начали носить украшения на европейский лад. В мужской одежде XVIII века наиболее распространенными украшениями являлись пуговицы. Во второй половине XVIII столетия модным украшением мужчин стали на виду носившиеся часы с цепочками и брелоками. «Небольшие часики на длинной цепочке носили на шее и женщины». Важным женским украшением стали веера. В XVIII веке платочки сохранились только в женском простонародном костюме и употреблялись в танцах. Мужчины при западноевропейском платье начали носить галстуки. Они носили и трости. В холодное время на руках носились кожаные, сафьяновые, вязаные, суконные, шелковые рукавицы и перчатки, нередко с украшениями. Теплые рукавицы и перчатки были на меху. Среди чебоксарских ремесленников было много рукавичников.