ЧЕБОКСАРЫ - СТОЛИЦА ЧУВАШИИ
Вишняков Александр Степанович.
Главным редактором центрального партийного журнала «Политическое самообразование» А.С. Вишняков работал в течение четверти века. В своих философских трудах он поднимал проблемы теории политики, политической практики, соотношения политики и нравственности.
А.С. Вишняков родился в деревне Малды-Питикасы Канашского района 2 июля 1914 г. в семье сельского учителя. Глава семьи Степан Пудович отдал делу просвещения без малого полвека, был удостоен почетного звания «Заслуженный учитель школы ЧАССР». Тем не менее, эта семья корнями уходила в крестьянскую жизнь, была связана с сельским хозяйством и традиционным чувашским бытом.
«На склоне лет в причудливой сетке моей памяти все чаще оживают события детства и юности, промчавшихся в одной из глубинок срединной России, — отмечал ученый в своих воспоминаниях. — В рассветный час я вижу себя полусонного на нашей лошадке по кличке Карька, возвращающегося с ночного под утро на первой заре и ранних петухах деревенских. У меня богатые впечатления от жарких, задиристых ночных бесед, споров у костра и веселых песен из молодежного репертуара. Знакомой проселочной дорожкой сытый и хорошо погулявший конь без моей подгонки резвым шагом идет домой, к заветной своей конюшне, к водопою...».
Детство Александра совпало с бурными послереволюционными годами, когда началась кампания по ликвидации неграмотности среди взрослых. Затем наступили времена обязательного начального обучения всех детей школьного возраста. Пример отца положительно повлиял на пытливого и впечатлительного мальчика, которого рано потянуло к учебе. Он учился сначала в Вурман-Яниковской начальной школе, затем в Малояушской школе II ступени.
В 1929 г. Александр Вишняков поступил в Канашский педагогический техникум. Сельский парень с головой окунулся в кипучую жизнь: работал агитатором, шефствовал над малограмотными, выпускал стенгазеты, редактировал рукописный литературный журнал. Уже тогда он писал заметки и корреспонденции, посылал их не только в республиканские газеты «Красная Чувашия» и «Чаваш коммуни», но и центральные издания.
Окончив педагогический техникум с отличными оценками, Александр Степанович в феврале 1932 г. получил назначение на должность учителя Атыковской начальной школы Шихазанского района, затем преподавал в Шугуровской школе колхозной молодежи, с сентября 1934 г. по май 1935 г. преподавал в Ямашевской неполной средней школе, через некоторое время стал ее директором. Перспективного молодого педагога выдвинули (тогда так называемое выдвиженчество было в моде) на должность инспектора, затем заместителя заведующего Шихазанским районным отделом народного образования. Приходилось осуществлять генеральную линию государства по введению всеобщего обязательного начального обучения, рационально размещать сеть учебных заведений и строить новые школы, назначать или перемещать учителей, выступать перед населением, убеждать их отдавать детей в школу.
Когда строили здание начальной школы в деревне Новые Мамеи, бывшем волостном центре, А.С. Вишняков подружился с ее заведующим С.М. Михайловым. Молодой руководитель иногда сам работал вместе со строителями.
ПЕДАГОГ, ЖУРНАЛИСТ, УЧЕНЫЙ
С подачи Александра Вишнякова, ставшего опытным селькором, подписывавшим свои корреспонденции «А. Авруй», многие материалы о школьной жизни района попадали в республиканскую и подчас даже в центральную печать. В своих воспоминаниях ученый пишет: «Газета держала тесную связь с сельскими корреспондентами, расширяла их ряды, отвечала на каждое письмо. Задания, даваемые редакцией, были конкретными и понятными. Поскольку тираж нельзя было увеличивать, газету присылали бандеролью».
Весной 1934 г. Александра Вишнякова пригласили на всероссийское совещание нештатных корреспондентов «Учительской газеты». Активисты печати встретились с заместителем наркома просвещения Эпштейном, с сотрудниками редакции центральной педагогической газеты. Незабываемое впечатление произвела на селькора из Чувашии беседа с Н.К. Крупской, которая нацелила молодых на работу с населением, говорила о результативности газетных публикаций.
За активную корреспондентскую деятельность Александр Вишняков был награжден денежной премией, на которую он затем приобрел велосипед и пользовался им в период работы корреспондентом, инспектором и заместителем заведующего роно.
В конце 1935 г. А.С.Вишняков был выдвинут на работу в редакцию республиканской газеты «Красная Чувашия». Можно сказать, что он исколесил и исходил республику вдоль и поперек. Почувствовав нехватку знаний и навыков, через год решил продолжить образование — поступил во Всесоюзный Ленинградский коммунистический институт журналистики им. «Правды», где проучился до июля 1938 г., вплоть до ликвидации этого института. Затем Комитетом по делам высшей школы при СНК СССР был направлен в Ленинградский коммунистический политико-просветительный институт им. Крупской, через полгода переведен в Ленинградский коммунистический институт журналистики им. Воровского. Молодого выпускника направили в республиканскую газету «Красная Чувашия». Буквально через месяц в связи с зачислением в особый резерв при ЦК ВКП(б) он был отозван в Москву, где стал курсантом школы особого назначения. Скоро его освобождают от дальнейшей службы по состоянию здоровья. В январе 1941 г. отдел печати ЦК ВКП(б) направил его в центральный аппарат Телеграфного агентства Советского Союза (ТАСС). Это давало возможность еще ближе знакомиться с проблемами всей страны. Через три месяца он был утвержден редактором газеты «Красная Чувашия».
Работа журналиста.
Работа журналиста в годы войны имела свою специфику. Тираж газет сократился. Сеть рабселькоров не была постоянной. Газета жила заботами фронта и тыла, вносила свой вклад в укрепление боевого духа защитников родины. С января 1943 г. А.С. Вишняков — член бюро Чебоксарского горкома ВКП(б).
В июне 1943 г. А.С. Вишняков был направлен на учебу в Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б). Еще до окончания полного курса его отозвали в Чебоксары, избрали секретарем Чувашского обкома партии по пропаганде и агитации. Одновременно он был депутатом Верховного Совета Чувашской АССР, членом Президиума Верховного Совета ЧАССР, много сил, знаний и умений приложил для восстановления и подъема народного хозяйства, дальнейшего развития культуры.
В 1948—1951 гг. А.С. Вишняков учился в Академии общественных наук при ЦК ВКП(б), по ее окончании защитил диссертацию, стал кандидатом философских наук. Его направили консультантом и заместителем редактора газеты «Правда», затем перевели в редакцию журнала ЦК КПСС «Политическое самообразование». В 1956—1961 гг. он был членом редколлегии, редактором отдела, заместителем главного редактора, в 1961 — 1986 гг. — главным редактором этого издания. Таким образом, с журналом «Политическое самообразование» связана 30-летняя деятельность ученого-философа, а в качестве главного редактора он трудился без малого четверть века!
Следует отметить специфику этого популярного издания, которое было настольной книгой пропагандистов. Конечно, содержание публикуемых на ее страницах статей должно было соответствовать официальным идеологическим установкам партии.
А.С. Вишняков в эти годы активно выступал со статьями по различным злободневным темам в журналах «Коммунист», «В помощь политическому самообразованию», «Политическое самообразование», «Вопросы истории КПСС», «Партийная жизнь» и др. Популярными были его работы пропагандистского и методического характера.
На страницах редактируемого им журнала часто публиковались статьи о Чувашии, которые вызывали большой общественный резонанс. Так, после выхода статьи главного врача Канашской центральной районной больницы кандидата медицинских наук Ф.Г. Григорьева об экономическом образовании врачей и среднего медицинского персонала стали приходить письма со всех концов страны, особенно от врачей.
Научно-исследовательская деятельность.
А.С. Вишняков ответственную журналистскую и административную работу успешно сочетал с научно-исследовательской и преподавательской. В 1971 г. в издательстве «Мысль» вышла в свет его книга о философских проблемах политической жизни. В ней автор затрагивает вопросы, обсуждавшийся в исследованиях специалистов, в периодической печати, но не получивших своего разрешения, поставлен ряд новых научных проблем диалектико-материалистической теории политики, политической практики. Автор полагал, что дальнейшее творческое их обсуждение принесет пользу, как науке, так и общественной практике.
«Разработка политики и ее реализация, — утверждает автор, — сложный творческий процесс, не лишенный, безусловно, и противоречий. Будучи надстроечным явлением, политика, имеет относительную самостоятельность. Это означает, в частности, что сформулированная в конкретных условиях и нашедшая свое выражение в законодательных актах политика в определенной сфере жизни может действовать в существенно изменившейся уже обстановке, вызывая в таком случае непредвиденные, нежелательные явления. Исторический опыт показывает, что важно не только выработать научно обоснованную, реалистическую политику, но и с большим умением и тактом, с большим искусством претворить ее в жизнь, проявляя гибкость и маневренность, совершенствуя, уточняя и развивая те или иные направления и стороны политики, а также закрепляющие ее нормы права, в соответствии с новыми условиями и требованиями общественного прогресса... О реализме, жизненности политики, ее результатах следует судить не по отдельным, обособленным явлениям и фактам, какими бы впечатляющими ни были они на первый взгляд, а лишь на основе тщательного учета и анализа всей совокупности явлений и фактов, относящихся к данной ситуации. Надежным научным критерием реализма политики, предохраняющим от прожектерства, субъективизма, является озаренная светом теории общественная практика, опыт трудящихся масс, классов, наций, опыт миллионов».
В 1980 г. в этом же издательстве вышла солидная монография ученого о методологических проблемах и практике реализации политических задач общества. В книге предпринята попытка рассмотреть политику как философскую категорию, как цельное, многогранное и довольно сложное общественное явление, в предельно обобщенном, концентрированном виде выражающее экономику через призму социально-классовых и национальных отношений. Наших современников может заинтересовать одна из глав этой книги, посвященная соотношению политики и нравственности. Необходимость исследования данной проблемы вызывается рядом обстоятельств. Так, современная научно-техническая революция, принявшая глобальные размеры, помимо всего прочего прямо или косвенно обостряет интерес людей к морально-гуманистическим ценностям политики государств. Автора заботит далеко не праздный вопрос о доступности и понятности информации для массы читателей и слушателей, ее практическая действенность. «Деятелей науки и организаторов пропаганды, — делится своими суждениями ученый-философ, — должны заботить такие вопросы: в какой мере удовлетворяет конкретную аудиторию, социальную среду данный объем экономической, политической и культурной информации; насколько он усваивается ею, учитываются ли в этом плане и в какой степени возможности, духовные интересы людей; стимулирует ли сообщаемая информация потребность трудящихся в более глубоких, систематических и разносторонних знаниях, способствует ли их политическому росту».
Работа А.С. Вишнякова охватывает довольно широкий круг теоретических проблем, решавшихся им в духе тогдашних идеологических воззрений. Из изложенного в ней сегодня можно принять многое с учетом достижений исторических и философских наук. Автор признается, что «не все поставленные вопросы освещены достаточно полно, некоторые положения высказаны в порядке обсуждения и выяснения коллективными усилиями теоретиков и практиков».
Работы Вишнякова.
Перу ученого принадлежат свыше 150 научных трудов. В 1971 г. в Академии общественных наук он защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук. Высоко оценили его труд член-корреспондент Академии наук СССР Ц.А. Степанян, доктор философских наук профессор М.Я. Ковальзон, доктор исторических наук И.Ф. Петров, в свое время редактировавший книгу о просветителе чувашского народа И.Я. Яковлеве. Через некоторое время А.С. Вишнякову присвоили ученое звание профессора. В 1978 г. он был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР (ныне Российская академия образования). Диапазон его курсов лекций был широк: философия, политика, педагогика, методика пропагандистской работы. Его статьи и книги были переведены на английский, немецкий, болгарский, китайский, монгольский, украинский, армянский языки. Труды А.С. Вишнякова хорошо знают и в родной ему Чувашии.
Когда создавался Ямашевский музей боевой и трудовой славы Канашского района, энтузиаст музейного дела, ветеран Великой Отечественной войны, Харитон Гордеев попросил известного ученого-земляка прислать материалы о своей трудовой деятельности. Скоро поступило письмо с подробными воспоминаниями на чувашском языке. Они хранятся в фондах музея и экспонируются на его стендах. Много писем получал ученый от земляков, охотно отвечал на них. Летом 1999 г., когда отмечали юбилей ученого-философа, в адрес Республиканской газеты «Советская Чувашия» пришло письмо: «Позвольте выразить через вашу газету искреннюю признательность государственным органам, научным и общественным объединениям и группам Чувашской Республики, а также моим родным, друзьям и товарищам за поздравление в связи с моим 85-летием. Особенно дороги моему сердцу добрые пожелания земляков-журналистов, ветеранов «Советской Чувашии», с которыми был и остаюсь бессрочно в одной упряжке».
Своему бывшему однокласснику Алексею Соколову он прислал брошюру «С любовью о школе: педагогические мемуары» с дарственной надписью. В ней автор ставил цель «осмыслить и правдиво оценить опыт, некоторые существенные явления, события из жизни нашей школы, деятельности учительства в первые десятилетия XX столетия».
Не дожив до своего 90-летия всего несколько дней, в июне 2004 г. А.С. Вишняков Ушел из жизни.
Достойную жизнь прожили и братья ученого. К примеру, Михаил Степанович по окончании Ямашевской средней школы поступил сначала на юридический факультет Казанского университета, затем перешел в училище военных летчиков. К началу Великой Отечественной войны был лейтенантом. Воевал на Южном, Юго-Западном, Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах, освобождал Польшу и Чехословакию. В августе 1942 г. участвовал в бомбардировке Берлина, что стало полной неожиданностью для немцев и вызвало переполох в рейхе. После войны он руководил автобазой в Чебоксарах.
Доктор философских наук, профессор Александр Степанович Вишняков был награжден 7 орденами и 9 медалями. Постановлением Верховного Совета Чувашской АССР от 19 июня 1984 г. его имя занесено в Почетную книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской Республики. Одна из улиц в деревне Малды-Питикасы Канашского района носит имя Вишняковых.